Каким-то мистическим образом этим летом все совпало: 80-летие Магнитогорска, 75-летие одного из основных городских вузов - МГТУ, да еще и 70-летие ярчайшего представителя университета Геннадия Гуна. Поздравить сразу всех юбиляров в Магнитогорск приехал народный артист России Сергей Юрский.
Честно говоря, он бы приехал просто на день рождения друга, поскольку больше тридцати лет Геннадий Гун и Сергей Юрский называют себя таковыми. Просто когда-то на всю страну гремела рабоче-студенческая филармония, идейным вдохновителем и строгим предводителем которой был Геннадий Семенович. На сцене театра "Буратино" совместно с рабочими коллективами комбината чего только не устраивали они, представители творческой молодежи! Приглашали к себе именитых столичных артистов - и те с легкостью приезжали, вместе работали и даже давали высокую оценку сценических начинаний рабочего города. Одним из таких приглашенных артистов более тридцати лет назад стал Сергей Юрский.
- Мы как-то сразу прониклись друг к другу симпатией, - рассказывает Геннадий Гун, стесняясь вопросов о дружбе со знаменитым актером. - Так и началась дружба, которой без малого сорок лет. Конечно, встречаемся не так часто, как хотелось бы, а в последнее время встречи стали еще реже. Но ведь дело не в частоте, правда? Зато до сих пор переписываемся. Иной раз получишь письмо, и оно заставляет прослезиться - и это духовная зарядка на многие годы. Потому что у Сергея очень интересный язык, высокий стиль, отличный юмор, и все это очень мощно подпитывает меня.
- Скажите, а ваша переписка сегодня ведется по электронной почте? - не удерживаюсь я от вопроса.
- (Смеется). Нет, мы, знаете, привыкли по старинке, с помощью пера и бумаги. И это гораздо живее, чем текст на компьютере. Очень жаль, что эпистолярный жанр исчезает, ведь заменить "живое" письмо невозможно: по его почерку я могу прочитать настроение - либо он пишет медленно и неторопливо, либо порывисто и скоро, между делами желая сказать что-то важное и неотложное…
Сергей Юрский провел в Магнитогорске три дня - точнее, целых три дня, как говорит он сам:
- Я здесь у вас в гостях очень долго - о-очень, потому что в мои годы, когда лет впереди все меньше, а дел, устремлений и планов все больше, это целый срок. Но я с радостью приехал к своему другу. Несмотря на то, что мы видимся сегодня крайне нечасто, никогда не теряли друг друга из виду. И он никогда не выпадал из сферы моего ежедневного мысленного обращения к тем, кто мне дорог. Вот ему 70 - и я прилетел поздравить его, а заодно и его родной университет, и сам Магнитогорск, который стал мне по-настоящему родным городом. Ведь у меня за плечами гастроли в сотне городов, но именно Магнитогорск остался в памяти навсегда. Может, оттого, что это был город первых моих гастролей с Ленинградским БДТ, а может, потому, что еще в то время я сразу оценил невероятный масштаб сделанного Гуном. Я не буду сейчас рассказывать о студенческой филармонии, о том, что творилось на сцене этого института и театра "Буратино" - в весьма сложных условиях акустических, учебных... Он заставлял студентов - зачастую насильно - посещать концерты и спектакли, он привлек сюда целый список артистов, привыкших работать в совершенно других условиях, - и они ехали в Магнитку и были довольны. Ну и, кроме всего прочего, дружба есть дружба: я просто люблю Гену и обожаю его семью: жену Эмму, радушную хозяйку дома, в котором меня тепло принимают, его детей, которые росли на моих глазах…
За день до публичного выступления на сцене МГТУ Сергей Юрский был почетным гостем на юбилее Геннадия Гуна. Так уж получилось, что в Москве он забыл свой сценический реквизит - многочисленные шляпы, кепки и панамки, нужные ему для полноценного воплощения образа. Привыкнув относиться ко всему с должным тщанием, артист незаметно от гостей то и дело звонил по телефону и долго и подробно объяснял невидимому собседенику, в какую комнату войти, где именно взять тот самый пакет и кому передать его в аэропорту, чтобы здесь его встретили и передали перед концертом. Слава богу, все получилось. А еще в те дни столица прощалась с другим знаменитым артистом - Вячеславом Невинным, и это тоже не осталось без внимания Юрского: в телефонном разговоре с женой, актрисой Натальей Теняковой, он просил ее сходить на церемонию прощания и обязательно проводить дорогого товарища в последний путь.
Зная о многолетней дружбе, мы, разумеется, поинтересовались, как менялся Сергей Юрьевич в течение этих лет: стал ли жестче или, напротив, размяк душой, обрел с жизненным опытом некий цинизм или, наоборот, стал более романтичным и мечтательным…
- Нет, внутренне он нисколько не изменился, - не задумываясь, отвечает Геннадий Семенович. - Думаю, люди, настолько богатые душой, как Сергей Юрьевич, всегда имеют мудрость относиться к жизни легко и по-доброму. И он постоянно совершенствуется в профессии: раньше был просто актером, теперь стал режиссером - ставит спектакли и сам играет в них, пишет книги - шутливые и очень серьезные, пишет сценарии, по одной его пьесе сняли художественный фильм… А вообще он очень любит жизнь и свою страну, людей, живущих в ней. В этом он не изменился.
Его программа, представленная на суд зрителей, называлась "Домашние радости". Как прокомментировал жанр выступления сам артист, это "…задушевные разговоры, которыми были пронизаны кухни всей интеллигенции Советского Союза и нынешней России: о политике и экономике, любви и верности, добре и зле". Конечно, он знал, что люди ждут его откровений, затаив дыхание, но не мог не пококетничать: "Спасибо, что сумели оторвать два часа у дружеских объятий для неизвестно чего". По залу прокатился смех - и атмосфера сразу стала теплой, прямо по-кухонному уютной. Он говорил со зрителями как со старыми знакомыми - впрочем, многие сидящие и были ему старыми знакомыми:
- Я рад, что снова вижу вас - немного постаревших и погрузневших, но таких родных.
Не осталась без внимания и молодежь, в избытке присутствовавшая в зале:
- Я буду очень долго и тщательно вглядываться в молодежь, потому что у вас она очень красивая - особенно меня потрясли металлургши. Я попал в ваш город в начале жары, и тот "дресс-код", который они демонстрировали, причем, там явно есть что демонстрировать, меня привел в умиление и восхищение. И при этом, как они озабочены проблемами черной металлургии, с какой умилительной серьезностью они произносят сложные металлургические термины - вы только вслушайтесь: обработка металлов давлением!..
Первая часть была посвящена молодежи - так сказал сам Сергей Юрский. Он читал стихи Пастернака и Бродского - самозабвенно, упиваясь звукописью, которую могли составить только великие мастера. Была даже сказка Всеволода Гаршина "Лягушка-путешественница". И, зная ее чуть ли не наизусть, я искренне хохотала над тем, как вкусно звучат знакомые слова в устах Сергея Юрьевича. И напоследок - притча собственного сочинения. Юмористический стихотворный рассказ о двух соседях, которые - вот они, перипетии нашей страны! - всю жизнь были противниками: то один комсомолец, а другой стиляга, то один диссидент, а другой служитель органов правопорядка - словом, всю жизнь им приходилось "шить друг другу дела". Но так сложилась жизнь, что к старости они, соседи по дому, стали самыми близкими друг другу людьми - так сказать, больше и дружить не с кем. Остроумная и остроязыкая, в ритмичном частушечно-стихотворном исполнении Юрского, она слушалась на ура - до истерики от смеха. А потом, как оно бывает у мастеров, стало грустно.
А вот вторая часть была посвящена старым добрым друзьям-товарищам: это была антология последних 24 лет жизни. Всего парой слов лаконично и четко пробегался он по каждому году: как в 1985-м мы все жадно дышали свободой и ждали перемен к лучшему, как в 1991-м в театрах не было никого, зато на площади возле Белого дома митинговали полмиллиона, как в 1997-м мы все вдруг стали говорить о деньгах - и больше ни о чем другом. И даже сам Юрский поставил символичный спектакль - с денежным названием: "Не было ни гроша, да вдруг - алтын". Как мы дожили до миллениума и все спорили, когда же он наступит: 1 января 2000-го или 2001-го, и за этими спорами так и не осознали, что уже вошли в новое тысячелетие… И каждый год венчала песня, сочиненная тогда: блатняк или романс, кадриль или марш… Одна - цыганская песня про лошадь, как и вчера на дне рождения, была посвящена юбиляру - Геннадию Гуну. Уж не потому ли, что он и сам, как воспеваемая лошадь, всю жизнь трудился на благо МГТУ?..
После концерта он, взмокший и уставший, еще полчаса принимал слова благодарности, цветы и раздавал автографы. А потом согласился уделить всего несколько минут прессе, что ждала в нетерпении. Беседа получилась скомканной, но все же кое-что мы узнали: Сергей Юрьевич сегодня серьезно занят театральными работами и кино, в котором снимается очень часто, однако очень выборочно - в основном, по классическим произведениям для солидных компаний и телеканалов. К примеру, последняя его киноработа - отец Бродского в фильме "Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину", а последняя авторская - телефильм "Лысая певица": экспериментальное кино, в котором он снялся вместе с женой Натальей Теняковой и дочерью Дашей для телеканала "Культура". Кроме того, огромное место в его жизни занимает литературная деятельность - он уже издал 17 книг, причем, большая часть написана достаточно давно. Как говорит сам Сергей Юрьевич, "…просто не обременял человечество своими трудами".
- А что стало толчком к обременению? - уточняем мы.
- Конец цензуре, - просто ответил Юрский.
- И последний вопрос - на засыпку: Геннадий Гун уверен, что с течением лет вы не изменились в душе. А вы что скажете?
- Изменилось вообще все - изменились век, тысячелетие, и про это наша программа. Изменился мир, и если мы будем притворяться и все время кричать по-казацки: "Есть еще порох в пороховницах!", ничего хорошего из этого не выйдет. А может, его, этого пороха, уже не только нет, а он и не нужен?.. Может, он лишний в нашем организме? Вот в чем надо бы разобраться.
Что ж: мудрое высказывание, вполне способное стать советом от артиста с большой буквы.