Так уж сложилось, что Магнитка и комбинат с самого основания притягивали неравнодушных и творческих людей со всей страны. Такое притяжение испытал и Борис Александрович Моллер, ныне председатель общетранспортного совета ветеранов ЖДТ.
Родился он в Новосибирске 22 сентября 1938 года в семье служащих. Отец, Александр Степанович, после окончания Иркутского университета работал в управлении Томской железной дороги инспектором железнодорожных школ. Мать, Анастасия Афанасьевна, после окончания Барнаульского медтехникума работала врачом в железнодорожной школе города Сталинска - ныне Новокузнецка. Была спортсменкой, чемпионкой города по лыжам. Там и встретилась с Александром, который увез ее в Новосибирск.
Это была счастливая семья. В 1940 году родился второй сын - Валерий. Но счастье длилось недолго. Началась война. Отец, несмотря на бронь, ушел на фронт. В 1943 году, освобождая родные места на Украине, погиб и похоронен в братской могиле села Мирополье. Был он старшим лейтенантом, начальником штаба саперного батальона…
После проводов отца на фронт матери с двумя малолетними сыновьями жить в большом городе стало трудно. Вернулась к своим родителям в пригород Сталинска. Работала врачом медкомнаты при железнодорожном вокзале. Санитарные поезда, распределение раненых по больницам и госпиталям. Зачастую брала на дежурство и маленького Бориса. Он хорошо запомнил эти эшелоны с красными крестами в белом кругу, тяжелый запах из вагонов, жителей, встречавших поезда с надеждой увидеть родных и близких. А еще - запомнил День Победы и всеобщее ликование.
После окончания школы раздумий, кем стать, у него не было. Пошел по стопам отца - поступил в Томский институт на электромеханический факультет. Учился прилежно, для приработка разгружал баржи с лесом, вагоны с цементом и кирпичом. Защитил диплом и по собственному желанию был направлен вместе с однокурсником В. Никитенко на ЖДТ ММК. Начинал помощником машиниста электровоза МПС. Живя в доме молодых специалистов, стал активно заниматься спортом: получил вторые разряды по беговым конькам и лыжным гонкам, увлекся мотокроссом. К общественной работе было не привыкать: еще в институте был комсоргом группы и старостой секции конькобежцев. Стал физоргом ДМС…
Через полгода Борис на отлично сдал экзамены и получил права машиниста. Вскоре его назначили мастером по ремонту электропоездов, а затем старшим инженером производственно-технического отдела управления ЖДТ. Но вскоре по заявлению перешел в цех подвижного состава мастером контактной сети…
Появились и новые спортивные увлечения: получил второй разряд по велогонкам, на первенстве города занял третье место по парусному спорту. Увлекся альпинизмом, побывал на горных вершинах Тянь-Шаня, Памира и Кавказа. Дочь Татьяну и сына Александра воспитывал в спортивном духе: с малых лет - походы на лыжах в сад, по окрестностям Магнитогорска и даже за Красную Башкирию, поездки в Абзаково на поезде "Здоровье", леса и водоемы с ночевками в палатке…
Когда комбинат стал менять паровозы на тепловозы, потребовалось не только срочно переучивать персонал, но и реконструировать ремонтную базу. Борису Моллеру предложили возглавить тепловозное депо. Пришлось переучиваться, ведь он был электровозником. Нужно было учиться инженерному подходу к решению технических проблем. Перемены происходили и на других металлургических предприятиях страны, но на ММК дела шли лучше. Поэтому сюда приезжали за опытом. Наша промышленность тогда выпускала "сырые" и не очень надежные в работе тепловозы. Специалисты депо принимали активное участие в совершенствовании конструкций узлов, деталей и агрегатов, обновляли технологию ремонтов. Работали по 10-12 часов, прихватывали выходные…
Дети подрастали, хотелось кормить их экологически чистыми продуктами. На семейном совете было решено приобрести готовый сад. Пусть выезды за город стали реже, но зато на столе в изобилии появились овощи, фрукты и ягоды, выращенные своими руками. Да и для детей работа на земле - большая школа. А для Моллера сад стал очередным увлечением. Пришлось засесть за литературу по садоводству, учиться многим премудростям. Но зато какое удовольствие обходить участок, замечать, как растения отвечают на уход, набухают почки на привитых черенках, появляются плоды. Летом сад отнимает много времени, поэтому приходится ограничиваться зимней рыбалкой. А еще Моллер увлекается охотой на боровую дичь, любит распутывать замысловатые заячьи петли.
Еще в 1976 году встал вопрос о необходимости реконструкции комбината. При управлении капитального строительства создали группу, в которую вошли опытные специалисты основных переделов комбината. По предложению заместителя директора комбината по транспорту М. Марфина в группу включили и Бориса Моллера. Начался новый интересный этап в его работе. Основной пункт реконструкции - строительство кислородно-конвертерного цеха. Группа посетила предприятия, где конвертеры уже работали. Решено было создать самый передовой конвертерный цех - как по техническому оснащению, так и по производственно-экономическим показателям. Задача Моллера - изучение транспортного обеспечения и специального подвижного состава для новых видов перевозок. Уже в разгар реконструкции Борис Александрович снова вернулся в производственно-технический отдел ЖДТ заместителем начальника отдела. Опять пришлось работать в тесном контакте со строительными и проектными организациями по внедрению новой техники и передовых технологий. Хорошее знание территории ММК и технологии работы основных переделов и цехов обеспечили Моллеру постоянное присутствие в комиссии по контролю за ходом подготовки комбината в зимних условиях…
Став пенсионером, Б. Моллер продолжал работать в том же отделе ведущим инженером по капитальному строительству, передавая знания и опыт молодому поколению. Общий трудовой стаж его на комбинате - 39 лет. Не было у него ни одного года без общественных нагрузок: профорг, неосвобожденный секретарь партбюро управления ЖДТ и грузовой службы, пропагандист в сети партийного просвещения…
За плечами целая эпоха. Вместе со сверстниками и страной Борис Моллер оказывался в различных ситуациях: были радости и трудности, успехи и разочарования. Шли в одном направлении, теперь - повернули в другую сторону. Но ведь и в прошлом было много хорошего, нельзя все перечеркивать. Вселяют надежду на будущее идущие следом дети и внуки, которые возьмут от старших все лучшее, доброе и светлое.