- Это наш любимый концерт. Ведь нечасто удаётся собраться вместе таким составом, - говорит Денис Мацуев на пресс-конференции перед концертом. - Все живут в разных частях света: Берлин, Вена, Америка, Москва, Иркутск. Но когда собираемся, получается фейерверк. Ведь джаз невозможно отрепетировать - его импровизируют. Потому и сегодня известна лишь основная канва, а всё самое "вкусное" родится непосредственно на сцене.
К слову, в зал на пресс-кон-ференцию, начало которой задержалось на сорок минут, Денис Леонидович буквально влетел - прямо из машины, доставившей его из Челябинска. По словам музыканта, жизнь в режиме "с корабля на бал" для него обычное дело:
- Как-то еле успел на собственный концерт в Карнеги-холл, на сцену вышел сразу из самолёта и с почти атрофированными мышцами играл третий концерт Рахманинова - это было сложно. Но такой экстрим включает какие-то особые рецепторы, которые вдохновляют. Четыре часа по дороге из Челябинска в Магнитогорск провёл отлично: общался с друзьями и слушал музыку - пятую симфонию Малера и любимого джазового пианиста Оскара Питерсона…
Недавно ему рукоплескала Европа, потом был тур по Оренбуржью, теперь фестиваль в Челябинской области, а уже на следующий день после концерта в Магнитогорске он отправился в Чикаго. Денис Мацуев уверяет: он одинаково отдаётся на концертах и в Нью-Йорке, и в Бузулуке.
Родную российскую публику пианист считает лучшей в мире - по многим причинам.
- Если прошёл экзамен российской публики, тебе ничего больше не страшно, - говорит музыкант. - Наша публика самая сложная, думающая и понимающая. Завоевать её - сродни ухаживанию за девушкой: не всегда получается с первого раза. И большим достижением нашей культуры считаю то, что выросло целое поколение молодёжи, которая считает нормой посещать классические концерты. Если в Европе среднему зрителю за 50, а то и за 60, то в России половина зала - молодые люди. И это радует. А с Челябинском у меня долгий роман, начавшийся ещё с времён, когда приезжал на концерты в плацкартном вагоне и играл без гонораров. Счастлив, что это вылилось в ежегодный фестиваль.
Благодаря стараниям Дениса Мацуева власти регионов даже покупают рояли. Так в прошлом году новенький Stainway появился в Магнитогорске, который благодаря этому вошёл в список гастрольных пунктов пианиста. Денис Мацуев традиционно не только даёт концерты в городах страны, но и отбирает новых стипендиатов благотворительного фонда "Новые имена", выпускником которого когда-то был сам, а теперь его возглавил:
- Талантливые дети должны играть на хороших инструментах, - считает пианист. - Искорки, которые мы отбираем в регионах, наше достояние, будущая гордость. По сей день российская фортепианная школа в мире непревзойдённа. И юные пианисты, которым сейчас 11, 12, 13 лет, - совершенно фантастическое поколение. Явление, которого никогда не было: они живут в другом темпо-ритме, успевают заниматься на рояле, ходить в кино и театры, увлекаются спортом, владеют тремя языками, высокими компьютерными технологиями - и на всё у них хватает времени. При этом они не по годам зрелы музыкально, демонстрируют фантастический технический уровень - такого не было в истории фортепианного искусства. Закрываешь глаза - и полное ощущение, что играет большой глубокий музыкант.
Развивая молодёжное исполнительство, с 30 апреля по 6 мая Мацуев проводит первый международный конкурс пианистов - на него уже подано более ста заявок со всего мира. И это ещё одно подтверждение интернациональности музыкального языка вне зависимости от политических настроений:
- Российских музыкантов всё так же встречают переполненные залы и успех, - отвечает на вопрос журналистов Денис. - Безусловно, многие политики пытаются смешать понятия, инициируя какие-то бойкоты, запреты. Наоборот, классическая музыка должна быть терапевтическим эффектом для людей, вынужденных каждый день смотреть плохие новости. Задача музыкантов - лечить людей. И музыка лечит, это абсолютно точно. На каждом моём концерте отведены места для инвалидов, и доктора говорят: доказанный факт - после концерта классической музыки им становится легче. Поэтому большое спасибо губернатору Челябинской области Борису Дубровскому и руководству Магнитогорска, которые сдержали своё слово: в Магнитогорске стоит рояль Stainway, а это значит, в город будут приезжать выдающиеся музыканты современности.
Рассказав по просьбе журналистов анекдот из коллекции бабушки, которую та оставила внуку вместо наследства, так же порывисто Денис Мацуев встал из-за стола, закончив общение с прессой. Концерт начинается без задержки - музыкант верен своей пунктуальности.
Официальным ведущим концерта стал композитор, поэт и драматург Константин Рубинский - сам выпускник "Новых имён", чьё имя занесено в золотую книгу фонда "Новые имена планеты". Неоднократный обладатель "Золотой маски" за свои спектакли, Рубинский не мог не написать стихотворение, посвящённое концерту "Классика и джаз", - с меткой строчкой "Денис ямашит по Стейнвею" - намёк на то, что артист даёт концерты только на инструментах vip-класса. Впрочем, на этом ведущая роль Мацуева и закончилась - он был не солистом, а лишь членом полноправного ансамбля. Щеголеватый барабанщик Александр Зингер в обтягивающих модных джинсах и с хипстерской бородкой, серьёзный контрабасист Андрей Иванов с фактурной кудлатой причёской - лучший контрабасист России, между прочим. Духовик-мультиинструменталист, играющий на редчайшем инструменте - альпийском роге - Аркадий Шилклоппер, неожиданный для джаза Айдар Гайнуллин со своим баяном и стипендиат "Новых имён" саксофонист Игорь Сендеров, которому всего-то 15 лет от роду.
Что они творили на сцене! Ударные задавали ритм, под который ноги сами отбивали чечётку, контрабас в моменты соло звучал то испанской гитарой, то буквально человеческим голосом. Баян и заливался скрипкой, и задавал себе ударный ритм, и "дышал" мехами под "Танго" Пьяццолы. А уж когда господин Шилклоппер вышел на сцену с альпийским рогом!.. По форме напоминающий курительную трубку, только выше человека раза в три, в руках музыканта он издавал звуки и трубы, и тромбона, и валторны - особенно эффектным было, когда Аркадий Шилклоппер поднял рог, до этого опирающийся о пол, и, воздев его вверх раструбом, начал "раздавать" звук в зал - в разные стороны, каждому понемногу. За роялем в это время резвился - по-другому не скажешь - Денис Мацуев. Его ноги не просто отбивали ритм - они плясали, на лице сменялись эмоции, а сам музыкант с удовольствием подпевал себе и товарищам по сцене.
Истинных ценителей джаза в Магнитке немного - если говорить о настоящем, "чёрном" джазе.
Не скажу, кстати, что на концерте произведения отличались лёгкостью - это был не тапёрский или кабарешный набор, а полноценное "перчёное" полотно, полное диссонансов и синкоп. И всё же воспринимался концерт очень легко. Может, потому, что, обладая также мастерством классическим, исполнители бережно относились к звуку, не слишком "распластывая" его, что свойственно некоторым джазменам. Ну и харизма, конечно.
И да, совсем забыла: концерт был наполнен знакомыми мелодиями, искусно скрытыми в джазовом гармоническом плетении. К примеру, услышала здесь и "Жатву" из "Времён года" Чайковского, и "В пещере горного короля" из "Пера Гюнта" Грига, и даже мелодию из фильмов Эльдара Рязанова. Ну а закончился концерт несокрушимым "Караваном" - почти гимном джазменов всего мира. Затем громкие и долгие овации зала, слова благодарности со сцены от главы города - и обещание музыкантов недолгого расставания с Магниткой. Во всяком случае, в будущем году Мацуев точно приедет к нам на свой фестиваль.