НАКОНЕЦ НАШ ГОРОД в рамках второго фестиваля «Другая реальность» посетил проект mWWm, в котором приняли участие одни из самых известных голландских музыкантов, играющих этно-джаз. Сплав различных культур и музыкальных ритмов создал на выступлении атмосферу настоящего праздника. Да что там праздничная атмосфера на концерте – лидер группы, темнокожий представитель кочующего африканского племени Фула Омар Ка, и немецкий флейтист Марк Лоц внесли позитив и мини-пресс-конференции перед концертом в драмтеатре им. А. Пушкина, хотя журналистам разрешили пообщаться с музыкантами лишь двадцать минут.
Несмотря на плохой перевод, многие из присутствующих все же поняли, что пытается выразить каждый из участников. Музыканты извинились, что опоздали на десять минут – не знаю, как других присутствующих, но меня это покорило: не многие из заезжих звезд извиняются перед журналистами, тем более за опоздание. Позицию лидера занял Марк – интеллигентный «очкарик», любитель посмеяться. Омар предпочитал отмалчиваться. Только ближе к концу разговора его «прорвало», да так, что трудно было остановить. А нас интересовало, как музыканты встретились, учитывая, что они из разных стран и разных взглядов на жизнь.
– Голландия – маленькая страна, и живем мы в очень маленьком городке, здесь каждый друг друга знает, – рассказал Марк. – Я от знакомых услышал об Омаре, мы встретились, пообщались и поняли, что можем играть вместе. Потом к нам присоединились гитарист и электронщик Рафаэль Ваноди вместе с самым, наверное, лучшим ударником Афрой Массоизаде. Так мы и стали играть этнический джаз. Нам легко ладить друг с другом – за нас говорит музыка, а у музыки нет национальности и границ. Поэтому мы и нашли общий язык. Наша музыка импульсивна и пересекается с множеством других стилей – это и африканское, и индийское, и джазовое направления. Джаз делится на множество стилей, и мы берем у каждого по кусочку, поэтому в наших мелодиях так много сочетаний. К какому виду джаза конкретно относимся? Послушайте наш концерт и решайте сами. Омар, кстати, вовсе и не джазист, а просто музыкант: у него на родине в Африке есть своя группа Omar Ka & Fula Band, где смешаны традиционные и современные инструменты. Что касается нас, то и мы используем как этнические – к примеру африканская скрипка, сделанная руками Омара, так и классические – та же флейта или ударные. Очень сожалею, что на сегодняшнем концерте не смогу сыграть на своей большой флейте: она очень неудобна для перевозки.
А почему mWWm не хотели приезжать в Россию? Все из-за расовых предрассудков в некоторых националистических умах. Омар – темнокожий и очень не хотел, чтобы с ним случилось что-нибудь плохое. Но остальные участники проекта все же уговорили его устроить турне по России, хотя их график включает всего четыре города – Москву, Магнитогорск, Челябинск и Санкт-Петербург. Сам Омар придерживается девизов – «За мир во всем мире!» и «Нет – войне!»
После пресс-конференции музыканты любезно разрешили нам поприсутствовать на отстройке инструментов. Переводчица опять что-то недопонимала, и одному из звукорежиссеров волей-неволей пришлось заговорить на английском.
На концерт же пришли и молодые любители этники, и истинные поклонники джаза старшего поколения, например ведущий программы «На самом деле» телекомпании «ТВ-ИН» Александр Власюк.
Музыканты выходили на сцену поочередно, получая от зрителей свою порцию оваций. Больше всех «досталось» Омару. Они действительно оказались и мечтателями, и шаманами в одном лице. Вспомнилось, как Омар очень тихим голосом, почти шепотом, общался на пресс-конференции, здесь же пронзительно и четко – как свойственно, наверное, только неграм, – запел то ли о своем племени, то ли о мире во всем мире… Марк на своих флейтах добавлял джазовые интонации. Но больше всего зацепило исполнение Афры Массоизада на ударных и перкуссии – вот уж действительно ударник от бога. Если вы видели идущую сейчас по ТВ рекламу, где три барабанщика наяривают на своих инструментах, то это просто цветочки – настоящая ягодка предстала перед зрителями в драмтеатре имени А. Пушкина. Не удивительно, что во время барабанного соло зал был просто «взорван» голландским представителем Ирана. Француз Рафаэль не только играл на гитаре, но и использовал сэмплированную примочку. Поэтому некоторые из зрителей признались впоследствии, что подозревали гитариста в том, что он использует фонограмму, не догадываясь, что примочка продолжает воспроизводить одну партию, когда музыкант уже играет другую. Кстати, Рафаэль сотрудничал с голландцем Тобиасом Кляйном, который в прошлом году, если кто помнит, тоже в рамках фестиваля «Другая реальность», выступал со своим проектом Dalgoo.
Очень удивило, что некоторые зрители, не дождавшись хотя бы конца первого отделения, встали и ушли. Но остальная публика продолжала наслаждаться настоящей этникой. Что ни говори, а джаза было мало, но не думаю, что кто-то особо огорчился. Тем более, когда Омар заставил весь зал подпевать его последней композиции, – и молодое, и старшее поколения хлынули к сцене, чтобы крикнуть: «Спасибо!».