Мы дали рекламу, но билеты брали с неохотой. Потом дали анонсовую статью, в других СМИ реклама солисток легенды советского диско тоже шла активно – но билеты так и не раскупали. Организатор выступления в Магнитогорске Елена Ерстенюк разводит руками: «Надеюсь, концерт не придется отменять».
И вот – нате вам: за несколько дней до концерта билеты буквально сметают – практически полный зал. Правда, залом его назвать сложно: это арена цирка, ведь главная концертная площадка города – ДКМ Орджоникидзе – все еще на ремонте.
Начало действительно напоминает цирк: стрелки давно перевалили за семь часов, а в зал еще не пускают. Народ толпится возле закрытых дверей, потея под теплой одеждой – гардероб не работает. Наконец двери раскрывают, народ потихоньку (поди, разбери сразу, где в цирке какие места!) заходит внутрь.
Концерт начинается с получасовой задержкой забойным диско-хитом – Маргарита и Наталья вышли на сцену в актуальных в этом сезоне белых костюмах «а-ля спортивный стиль». Извинились за задержку, за сцену, которую «можно назвать таковой лишь условно», за то, что периодически придется поворачиваться к зрителям тыльной стороной. Пообещали много хороших эмоций – потому что петь будут вживую и потому что настроение у них сегодня особенно хорошее: все-таки концерт в Магнитогорске десятый с начала тура – своего рода юбилей. Как, собственно, юбилейный и сам тур – ровно 20 лет назад в свет вышел первый альбом группы «Мираж» «Звезды нас ждут». Магнитогорск – десятый пункт выступления, впереди еще семь городов.
Итак, о концерте – что понравилось. Во-первых, действительно пели вживую. Во-вторых, даже на арене цирка было видно, что они привезли хорошее шоу – с мускулистыми танцорами, вытворявшими на сцене кренделя, со множеством костюмов... В-третьих и в-основных, нравились сами песни нашей юности – а главное, нравилось узнавать голоса, их исполняющие. Правда, делится со мной фотожурналист «ММ» Евгений Рухмалев, ярый поклонник диско вообще и «Миража» в частности, эта группа все же ассоциируется у него с Татьяной Овсиенко – уж больно хороша была эта секси-беби с голосом Суханкиной.
Теперь – о том, что не понравилось. Во-первых и в-основных – звук. С первых же аккордов стало ясно, что концерт не оставит звуковых впечатлений. Здоровенные колонки явно не охватывали весь простор мощным звуком, зато замечательно закрывали обзор, чем вызывали еще большее раздражение. Уже потом Лена Ерстенюк рассказала, что это особая история: в цирке вообще нет звуковой техники – во всяком случае, той, которую используют на концертах такого уровня. Поэтому пришлось – естественно, за очень дополнительные деньги – опустошить все полки салона «Джамбо». И все равно звука было явно недостаточно. Второе – немного покоробило, что старые хиты щедро перемежались новыми творениями дуэта Суханкина–Гулькина. Наверное, эти песни хороши – мне лично очень понравились красивые, что называется, взрослые тексты, но хотелось «поколбаситься» под старое доброе диско, ведь певицы преподнесли себя группой «Мираж» – к тому же, некачественный звук явно не шел на пользу восприятия новых песен дуэта.
И, наконец, третье – но здесь постараюсь осторожно, чтобы никого не обидеть. Знаете, странно видеть, что такие молодые «миражовские» песни исполняют… тетеньки. Потому что, при всем моем уважении и к Маргарите, и к Наталье, которые оказались очень милыми, очаровавшими журналистов и организаторов тура непритязательностью, откровенностью и искристым характером, надо признать: они «переросли» восьмидесятые. Потому что те песни должны исполнять молоденькие яркие девчонки в кожаных или джинсовых мини-юбках, дерзких прическах и ярком макияже.
Нет, дерзкие мини-юбки присутствовали и на этом концерте, но на располневших телах певиц они смотрелись несколько… неуклюже, мягко говоря. А Маргарита со своим странным вкусом в одежде – наверное, с оперных времен, я опять же не хочу ее обидеть – иногда походила на Александра Пескова в пародийном образе – уж очень нелепо смотрелся ансамбль из коротенького платьица ядовито-желтого мятого шелка, черной жилетки, обтягивающей внушительную грудь, сапог-чулок и ядовито-желтого цветка на одном из них. Представили? А теперь добавьте сюда еще красное боа из перьев – ну согласитесь, это ужасно! И немного коробили ее слова, сказанные со сцены: «Я вам обещаю, что теперь под мой голос никто и никогда не будет открывать рот!» – вернее, покоробили даже не сами слова, они как раз правильные, а то, как она их произнесла – с бесстрашием и даже вызовом, будто когда-то ее обманули, а теперь она раскрыла злой умысел. Но ведь нам известно, что никто ее не обманывал, более того, «не светить» свое лицо в коллективе – это исключительно желание самой Маргариты, в то время студентки консерватории, боящейся гнева педагогов.
По всем названным причинам концерт я, честно говоря, досиживала в ожидании обещанной пресс-конференции. И с интересом наблюдала за залом – благо, было за чем наблюдать.
Публика – самая разношерстная: от 20 до 60, от банальной «трикушки» до галстуков с золотыми заколками, от пивного духана до благородного коньячного амбре. А некоторые – просто зарисовки из эпохи 80-х. Один молодой человек – в спортивном костюме и кепочке – «проявил себя» на песне Гулькиной «Айвенго», потому сразу получил от нас это прозвище. Поднялся, потанцевал, пошел к арене. Наталья обратила на него внимание, подошла, обняла, протянула ручку для поцелуя – это дало парню право чувствовать себя «своим» возле святая святых на протяжении всего концерта. Ближе к концу выступления он преподнес роскошный букет – правда, почему-то Маргарите Суханкиной. Другой – этакий торговец гвоздиками – у него их оказался целый торговый ларек, ей-богу! Он сначала дарил их певицам – то одной, то другой, а потом просто пошел вокруг арены, то и дело бросая по гвоздичке – так и обложил всю сцену.
А вообще, девчонки, что называется, «порвали зал». Народ сначала робко пританцовывал возле своих мест, потом заполнил все проходы, а потом просто спустился к арене – вторая половина концерта проходила в духе старой доброй дискотеки, только охранникам приходилось то и дело скидывать с бортика арены наиболее рьяных танцоров. В атмосфере всеобщего восторга концерт заканчивается, и начинается долгий нудный процесс покидания зрителями зала. А пишущая братия меж тем устанавливала видеокамеры, настраивала фотоаппараты и пробегала глазами приготовленные вопросы. Через десять минут по окончании концерта они вышли, готовые к общению с нами.
– Как вам прием в Магнитогорске?
Маргарита: Великолепно! Зрители танцевали перед сценой, хлопали и топали, весь зал дружно пел, пение заглушало микрофон и звукорежиссер ничего не мог с этим сделать – такого я не помню.
– Как вы относитесь к молодой группе «Мираж-юниор»?
Маргарита: Мы, слава богу, никак к ним не относимся. Ну, есть молодые девочки, которые что-то там перепевают, что-то поют под мою фонограмму…
– Я видела их клип на песню «Я снова вижу тебя» – значит, это действительно ваш голос?
– Да, песня исполняется под мою фонограмму, причем совершенно безнаказанно. Мы же с Наташей все делаем живьем, и у людей есть выбор: пойдут ли они на концерт к нам – реальным, настоящим единственным вокалисткам «Миража» либо опять пойдут на подделку.
– Как Андрей Литягин относится к тому, что вы сейчас гастролируете с его песнями?
Маргарита: Великолепно – мы наконец-то нашли общий язык, более того, планируем делать с ним новый альбом. Наш продюсер Сергей Лавров развел все стрелки: договорился с композиторами, авторами текстов… Там ведь была такая путаница! И бесконечные распри не давали никому работать: какие-то песни приходилось выкупать Наташе, что-то пыталась сделать я… Сегодня эти разговоры прекратились, конфликт исчерпан, мы нашли точки соприкосновения и наконец-то великолепно существуем, кстати, на радость и Андрею Литягину.
– Я в прошлом году смотрела документальный фильм о Маргарите Суханкиной, и в нем песни группы «Мираж» вы пели, что называется, вокализом – без слов.
Маргарита: Это был фильм Первого канала. Когда практически все было снято, проявились те самые распри, о которых я вам говорила. Композитор Литягин был не против, а вот автор текстов сказал: «Я запрещаю выход фильма на экран, пока вы не заплатите мне…» и назвал сумму с шестью нулями. Поэтому авторы фильма попросили меня перепеть все песни на «ля-ля-ля». А по экрану шла бегущая строка с извинениями перед зрителями.
– Девочки, что-то вы такие добрые, прямо живете по принципу: «Кто старое помянет – тому глаз вон»!
Маргарита: А зачем злобиться? Тратить собственное здоровье? Годы-то летят. Мы пишем новый альбом, у нас ни один концерт не повторяется: меняем костюмы, в Москве у нас «живые» музыканты выступают – возить их на гастроли очень дорого. А заниматься подсчетами и каверзами… Да бог с ними – жизнь сама все расставит на свои места.
– Ваши новые песни отличаются прекрасными текстами – это практически поэзия, во всяком случае, по сравнению с «…если ты не звОнишь мне…». Хотя я искренне люблю хиты «Миража», но не отметить примитивизм текстов не могу…
Наталья: Некоторые тексты к новым песням написаны мною – «Просто мираж», «Тормоза»… Мы пытаемся искать новые творческие ходы, развиваться. Наверное, соглашусь с вами – в «Мираже» все было достаточно просто, примитивно, наивно. Поэтому сейчас хочется, что называется, отойти от этого. Но, тем не менее, концепцию любовной лирики стараемся сохранить.
– Ваши ранние песни отличались обилием речевых ошибок, неправильными ударениями. Вы исправили эту оплошность или «шпарите» как есть?
Маргарита: Нет, я перепела ту самую «не звонишь», потому что люди тоже замучили. Язык – штука тонкая: раньше этого не знали, не обращали внимания, а сейчас это коробит слух.
– Наталья, вашей группы «Звезды» уже не существует?
– Нет, но остались песни и поклонники, которые их любят и с удовольствием поют на концертах. Сегодня вы это видели.
– Маргарита, с классикой покончено навсегда?
– Нет, просто сейчас встал вопрос выбора, и я сделала его в пользу эстрады. У меня много предложений, стараюсь находить лазейки, совмещать – на концертах люди просят что-то классическое, и я начала петь популярную классику…
– Получается, «Мираж» становится более интеллектуальным?
– Да. Я всегда думала, что песни «Миража» – однодневки. А выяснилось, что спустя 20 лет они волнуют людей, любимы ими. И однажды Наташа предложила мне вновь выйти с ними на сцену.
– Маргарита, когда-то вы отказались стать лицом «Миража», боясь гнева преподавателей. Я, сама в прошлом классический музыкант, не понаслышке знаю, какое отношение у академистов к эстраде. Сейчас вы на сцене, стало быть, ваши педагоги в курсе вашей деятельности. Как они относятся к ней?
– Моего педагога уже нет на этом свете. Если бы она узнала, думаю, у нее был бы шок. Она – человек классической школы, она жена легендарного пианиста Святослава Рихтера, и вдруг – эстрада.
– А если бы она, простите за святотатство, была жива? Позволили бы вы себе такой шаг?
– Очень трудно сказать.
– Впрочем, и Большой театр уже не тот: там есть Басков, Волочкова…
– В том-то и дело! Раньше совмещение эстрады и классики считалось криминалом, а теперь это модно. Когда-то с Запада пошло течение – ставить классическую оперу на современный лад: Кармен на мотоцикле, к примеру… В России все были в шоке, но теперь и мы пришли к этому.
– Наталья, как сын реагирует на ваше творчество? Ему это близко или он «клубный» мальчик?
– Он современный молодой человек, но гордится тем, что я делаю. В свое время он это не воспринимал, а через несколько лет собрал все мои диски, прослушал и сказал, что все очень достойно.
– А младшая дочка?
– Ну, это вообще мамина фанатка. Она – будущая звезда, так что вы видите перед собой практически готового продюсера, который в будущей жизни займется раскруткой этого человека, потому что девочка действительно талантлива: папа – хореограф, мама – певица…
– Очень хочу задать вопрос о личной жизни и понимаю, что нечего, потому что на вашем сайте сказано все: и о замужествах Натальи, и о перипетиях заграничного замужества Маргариты… Это принцип такой – писать самим, чтобы журналисты не приставали?
Маргарита: Конечно, хочется, чтобы была какая-то интрига… Если говорить откровенно, то с таким количеством гастролей о какой личной жизни можно говорить! Сцена – это и есть наша личная жизнь.
Наталья: Открытость – да, она нам присуща, особенно на начальном этапе совместного творчества: мы любим правду-матку в глаза говорить. А теперь понимаем, что уже все рассказали – пока новшеств нет: работаем, гастролируем, планируем запись новых песен… И конечно, как любые нормальные женщины, верим, что, если сейчас что-то не складывается в личной жизни, все обязательно сложится.
– И дай вам бог.