Группа "Пламя" - самый яркий представитель советских артистов, которых не вспоминают, зато прекрасно - практически наизусть - знают их песни. Причем, не просто знают - а любят.
Между тем, в свое время эта группа была весьма статусным коллективом. Скажем, легендарную "До свиданья, наш ласковый Мишка", прозвучавшую на закрытии Олимпиады-80, Александра Пахмутова писала специально для группы "Пламя", которая и стала первым ее исполнителем. Уже после ее спел Лев Лещенко, и в его исполнении песня "пошла в народ".
История группы весьма интересна и показательна: композитор Сергей Березин со товарищи покинул коллектив Юрия Маликова "Самоцветы", начав карьеру с нуля, и, судя по репертуару, в какой-то момент перерос своего наставника. Потом был ошеломляющий взлет, хит за хитом… А затем пришла другая эпоха - публике понадобились совсем другие песни и другие исполнители. Правда, "Пламя" навсегда вписана в историю страны хотя бы несколькими гимнами: армейским - "Идет солдат по городу...", зимне-любовным - "Снег кружится...", школьным - "Не повторяется такое никогда..." и гимном… молодых советских романтиков "Мой адрес - Советский Союз". Правда, было еще несколько гимнов - например, строителям БАМа. Но новое поколение от этой аббревиатуры начинает подташнивать, и песня как-то сама собой "выветрилась" из нашей памяти. Хотя, вполне вероятно, скоро она вновь станет актуальной в связи с возобновлением деятельности стройотрядов, которые снова направляются, на Байкало-Амурскую магистраль.
В Магнитке "Пламя" появилось с благотворительными целями: часть собранных на концерте средств фонд "Мирослав", организовавший гастроли, передал на закупку оборудования в сенсорную комнату Магнитогорского социально-реабилитационного фонда для детей и подростков с ограниченными возможностями. Билеты дороги - от девятисот до тысячи двухсот рублей. За такие же деньги сейчас продаются контрамарки на концерт Михаила Задорнова, гонорар которого, несомненно, больше "Пламени". Но благотворительность, как говорится, дело хорошее - и львиную долю мест в зале "выкупили" городские предприятия. Глава города Евгений Тефтелев отметил, что своих работников надо бы поощрять не только премиями, но и такими вот культурными походами. Опять же, деткам поможем. В свободной продаже было куплено не больше 50 билетов, а потому первые 15 минут директор благотворительного фонда "Мирослав" Людмила Колегова зачитывала длинный список предприятий и их руководителей, пожертвовавших на нужды социального центра под весьма частые выкрики из зала: "Давайте уже концерт начинать!" Но о концерте - чуть позже.
К сожалению, время ретро-исполнителей проходит: уж если мастодонты эпохи диско Bad Boys Blue, CC-Catch и многочисленные итальянцы типа "Рикки е повери" или Тото Кутуньо перестали собирать залы, довольствуясь корпоративами да сборными концертами под эгидой ретро-радиостанций, то что уж говорить о советских командах, вынужденных в свои годы исполнять по большей части просоветские песни, восхваляющие партию?.. "Пламя" это коснулось в полной мере - и репертуар, который раньше приносил значительные бонусы, сегодня отозвался неприятием публики. Хотя, чего греха таить, поменялся и музыкальный спрос: вместо мелодики и красивых аранжировок востребованными стали диджейские сеты, бьющие по ушам средними частотами.
Во Дворец Орджоникидзе на пресс-конференцию с участниками коллектива приехала, как на подбор, одна молодежь. Разумеется, ни о "Пламени", ни о самом Сергее Березине слыхом не слыхивали - ну, может, у родителей спросили, кто такие. Пресс-конференция начинается с получасовой задержкой и проходит как-то скомканно и неинтересно: то ли потому, что выбрали для этого зрительный зал, и журналистам неудобно было стоять, полусогнувшись перед артистами, которых рассадили в зрительном ряду. Да и вопросы были вполне себе традиционные: впечатления от Магнитогорска, какие песни будете исполнять сегодня… Артисты заметно скучали, правда, с доброжелательным выражением на лицах. А создатель группы Сергей Березин вообще отмалчивался во втором ряду, лишь тихонько подсказывая своим, когда те не знали ответа на вопрос.
А теперь о концерте. Зал был не полным, но солидно занятым. Однако, повторюсь, собрались в основном не поклонники группы, а работники муниципальных предприятий, которым достался билет. Поэтому было много молодежи, которая пришла… как бы это помягче… - поиронизировать над музыкой эпохи совка. Да и сами музыканты, появившись на сцене в скромных серых костюмах и красных футболках, на которых, хоть и под пиджаками, тем не менее, явственно читалось - СССР. Опять же, ни тебе шоу, ни подтанцовки: четыре микрофона, три гитары и рояль на заднем плане - вот и вся декорация.
Так что первую половину концерта молодежь действительно потешалась: и смеялась в голос, и руками махала не в тему. Хотя, справедливости ради, отмечу, что настоящих фанатов "Пламени" тоже хватало, и они в полный голос приветствовали своих любимцев. Но вот Сергей Березин садится за рояль. Исполняет пару своих новых хитов - философские "Молитва" и "Спасибо музыке". И в зале становится очень тихо. И даже немного невнятное произношение текста Сергеем Березиным не мешает внимательно вслушиваться каждому. Зал взрывается аплодисментами. Сразу после - искрометное шоу на гитарах - тоже очень впечатлило. Ну, а уж затем, когда закончились бамовские марши и начались известные песни про любовь, время полетело совсем незаметно. В финале под "Мой адрес Советский Союз" аплодировали стоя. И даже ностальгический жест, когда артисты наконец-то скинули свои пиджаки, оставшись в футболках с когда-то гордой аббревиатурой "СССР" на груди, восприняли без смеха.
Руководителю "Пламени" Сергею Владимировичу Березину уже 74 года, хотя по нему об этом не скажешь, разве что движения с годами стали по-стариковски компактными. В "Пламени" его называют Маэстро - и так оно, по сути, и есть, учитывая, что основные лирические хиты - тот же "Снег кружится...", веселые заводные шуточные песни - "На два дня", "Зодиак" - написал именно он.
Странная у нас страна, честное слово. Если бы автор стольких хитов жил в Америке, давно был бы миллионером, жил бы в излюбленном городке американских миллионеров пенсионного возраста - Сарасоте - и бороздил Атлантический океан на собственной яхте. В России же этот человек - уже почтенного возраста - продолжает гастролировать. И отрабатывает на сцене наравне с ребятами, которые уж если не в сыны, то в племянники годятся - точно. Почему? Ответ прост: Сергей Березин - бренд коллектива, который необходим в то время, когда по стране катаются десятки "Пламеней" левого розлива.
Хотя, глядя на слезы в глазах Березина, который смотрел на стоя хлопавший зал, я все же не согласилась с собой: нет, спокойно жить в Сарасоте он точно не смог бы.
- Не мыслю себя без этой работы, - делится Сергей БЕРЕЗИН своими мыслями после концерта. - Знаете, выхожу на сцену старым больным человеком и в течение концерта воскресаю, выздоравливаю, напитываясь энергетикой зала.
- Сергей Владимирович, почему новые песни, которые зал воспринял просто на ура, держите внутри коллектива? Я почему-то очень хорошо представила себе, что вашу "Молитву" исполняет Филипп Киркоров…
- Он уже спел одну мою песню - "Мона Лиза", но как-то… не получилось. Он не прислал ее на "Песню года". "Молитва" мне очень дорога: эти стихи Андрея Дементьева потрясли до глубины души - честно признаюсь, сам переживал в жизни такую ситуацию, поэтому и исполняю песню сам.
- В последнее время все чаще возникают скандалы с ретро-группами, связанные с коллективами-двойниками. Знаю, что "Пламя" - не исключение. С другой стороны, с 1975 года через ваш коллектив прошли десятки артистов, и сегодня они считают себя вправе выступать с репертуаром коллектива, в котором работали…
- Да в том-то и дело, что речь идет не об этих людях.
- То есть: там есть люди, которые с вами хотя бы за руку здоровались, я уж не говорю о том, чтобы работали с вами?
- Нет, в тех коллективах работают молодые ребята по 25 лет. Даже их родители были еще детьми, когда мы создавались. Так что…
- Чувствуете ли возвращение любви к вашим песням?
- (Задумывается.) К сожалению, нет… Время берет свое. В новые правила, мы уже не вписываемся. Наверное, поэтому даже не стараемся "обновить" аранжировки: молодежь это не оценит, а старых добрых друзей можем потерять. Играем сегодня для тех, кто нас знает, помнит и любит. А таких в зале сегодня было много. А молодежь… Конечно, очень бы хотелось, чтобы она восприняла наше творчество.
- А ведь она и восприняла: разве не почувствовали, что, придя посмеяться, молодые люди хлопали вам не менее искренне, чем зрители вашего возраста?
- Это очень приятно. Спасибо им большое.