Это не просто название, символизирующее совершенно новый саунд группы, - это призыв Юрия Шевчука жить и мыслить иначе, чем прежде, - самостоятельно.
Старый рокер полагает, что сегодняшней молодежи это по силам. Потому и обращается в своем новом творчестве он к молодому человеку, чье становление не коснулись перестроечные годы и уж тем более партийная доктрина, призывающая быть "как все". Такая глобальная перемена в творчестве не могла не отразиться на составе "ДДТ", из которого остался лишь стержень коллектива - сам Юрий Шевчук. Остальные -молодые люди, которым чуть за 20. Еще одно новшество - продвинутая бэк-вокалистка Алена Романова с лучезарной улыбкой и суперкороткой стрижкой. Жесткий саунд европейского уровня, гораздо более мощные, нежели в традиционном русском роке, барабаны, а главное - тексты песен, исполняемые в большинстве песен нового альбома речитативом и режущие своей обнаженной прямолинейностью, - это в двух словах о самом альбоме.
Концерт обещает быть сногсшибательным: на всю сцену растянут 30-метровый экран-солярис, множество колонок и без малого десять тонн остального суперсовременного музыкального оборудования, свезенного буквально со всей страны. Акустику, не в пример другим концертам в "Арене "Металлург", предсказывают потрясающую - музыканты специально прибыли в Магнитку еще вчера, чтобы провести "звуковое сканирование" зала и расставить аппаратуру в наиболее выгодном положении. Словом, зрители, заполнившие зал "Арены-Металлург" за полчаса до концерта, с нетерпением ждут начала. Продано больше восьми тысяч билетов, и за это Юрий Шевчук, вышедший к зрителям за минуту до концерта, очень благодарен:
- Особые слова благодарности хочется сказать профкому вашего комбината, который, выкупив часть билетов, распространял их среди работников предприятия дешевле их номинальной стоимости. Магнитка стала первым городом, сделавшим такое доброе дело, и это дорогого стоит.
С юмором проанонсировал новый альбом: он предназначен для молодых людей, способных мыслить самостоятельно и имеющих острый ум:
- И здесь, я уверен, собрались именно такие, потому что те, у кого ум помягче, идут на концерты Стаса Михайлова, - эта фраза музыканта заслужила поощрительные овации.
Шоу стартовало. Забегая вперед, могу сказать, что оно было действительно потрясающим - и пусть не ругают меня фанаты Scorpions, Шевчук сделал свое полотно гораздо более эффектным, чем мировые рок-звезды. На экране мелькали кадры, героем которых был один и тот же молодой парень - то растиражированный в миллионах лиц, то в одиночестве, в зависимости от текста песни. Особое удовольствие доставила песня, исполняемая на фоне обычной панельной многоэтажки. На экране одни окна. Вначале они неподвижны. Потом камера начинает незаметно поднимать "взгляд" вверх. В какой-то момент сознание меняется - знаете, как в поезде, когда смотришь, как начинает движение поезд на соседнем пути, в какой-то миг охватывает полная уверенность, что движется ваш состав. И здесь наступает ощущение, что это не камера, а ты начинаешь взмывать вверх - быстрее, быстрее, еще быстрее - и вот оно, небо, облака и - космос, в котором человек рождается с незамутненным сознанием, а потом начинает привносить в него предметы, в конечном итоге оказывающиеся хламом.
Теперь о новом альбоме. Все-таки нужно было сначала послушать его в спокойной обстановке и лишь после идти на концерт. Потому что это настоящая философия сегодняшнего Шевчука. Это не тексты, а настоящие стихи, оспаривающие главенство мелодии. Вкупе с мощным и жестким звучанием музыки, пытаясь вслушаться в слова, начинаешь уставать - точнее, хочется посидеть в тишине, переварить и понять услышанное. Возможно, потому и зал в первой половине концерта сидел как вкопанный, лишь откликаясь на призыв музыкантов аплодировать - и то хватало лишь на половину куплета. В какой-то момент даже показалось, что на лице Юрия Шевчука проскользнула досада. Но пусть он не обижается: люди были действительно ошеломлены иным Шевчуком и переваривали новую информацию.
Его команда была потрясающей: молодые, но очень профессиональные музыканты. А уж как хороша Алена Романова с ее сильнейшим народным вокалом и ломаной пластикой! Шевчук был традиционно добродушен и открыт с залом: сначала попросил фотографов, сгрудившихся перед сценой, немного расступиться - не мешать зрителям. Потом пару раз вышел в зал. А затем и вовсе пригласил на сцену всех желающих - и журналистов в том числе. И длинная вереница горожан, проходя по сцене, могла собственноручно пожать ладонь певца, композитора, поэта и философа.
Первая половина концерта - новый альбом, в котором Шевчук был совершенно не похож на себя и свое "ДДТ" ни музыкой, ни текстами. Это напрягало. Напряжение росло, но где-то в середине, наконец, появилась вечная константа его творчества - Питер с его соборами, кунсткамерой и Крестами - и зрителей отпустило, стало теплее. А одна из последних песен альбома - "Свобода" - и вовсе звучала в духе старого доброго "ДДТ". Вторая половина концерта легендарных хитов дала старт песней "Что нам ветер да на это ответит..." - нежная, спокойная и успокаивающая. Шевчук улыбнулся, словно по голове каждого погладил. И зал как-то осмелел, встал с мест, поднял руки вверх, начал пританцовывать… В такой атмосфере и расходились, еще раз получив от мэтра русского рока традиционное пожелание добра, "которого так мало…" и, опять же, призыв мыслить самостоятельно.
Еще в программе "ДДТ" была экскурсия на комбинат и большая пресс-конференция для журналистов. Но об этом - в одном из следующих номеров "ММ".