Жажда изобретательства
Конкурс состоялся при поддержке Министерства образования и науки РФ, Агентства стратегических инициатив и фонда Олега Дерипаски "Вольное дело". В соревнованиях участвовали около трёх тысяч школьников и студентов в составе 700 команд. В Москву приехали ребята из 117 городов России, школьники из Белоруссии, Казахстана и Румынии. Соревнования проходили в 33 дисциплинах. Победители будут представлять Россию на международных робототехнических соревнованиях, которые пройдут в США, Европе, Юго-Восточной Азии.
Ученики школы № 10 Артём Юлин, Глеб Якимович, Антон Ананкин, Анастасия Мартынцева и руководитель кружка робототехники Ксения Лаврова провели в Москве три дня. Призовых дипломов не взяли, но пятое место в столь престижных соревнованиях можно считать успешным выступлением, тем более что в номинации "Производственная линия" не было возрастных разграничений.
Расписание уроков позволило встретиться лишь с двумя участниками соревнований Артёмом и Глебом. Знала, что в век нанотехнологий изобретательство помолодело, но не ожидала, что настолько. Более того, четвероклассники оказались опытными конструкторами, о чём свидетельствовали грамоты и дипломы за победу в различных конкурсах. Жажда изобретательства овладела ребятами, как только пальцы ощутили пластмассу конструктора лего - ещё в детсадовском возрасте. Их первым совместным изобретением в кружке робототехники стала движущаяся модель машинки. Потом задания и программы усложнились настолько, что роботы школьной команды стали отмечать дипломами в городских и областных соревнованиях.
Руководителя кружка Ксению Лаврову поначалу приняла за старшеклассницу. Но Ксения Александровна оказалась дипломированным специалистом МГТУ, продолжающим учёбу в магистратуре по специальности "Мехатроника и робототехника". Изобретать стала ещё в школе, и теперь её приглашают как судью на соревнования международного уровня - "РобоФест-2015" и соревнования в Сочи.
- У нас изобретают даже первоклассники, - показывает Ксения Александровна на робота с надписью "Мир". - Борец-сумоист умеет выталкивать противника за пределы ринга. От школы выставляем несколько команд в разных возрастных категориях, чтобы дети ощутили состязательный дух.
В городском конкурсе "Роботёнок-2013", который придумала и ежегодно проводит школа № 67, кружковцы заняли второе место среди групп среднего возраста. На суд жюри представили юлу. Интересно, где можно применить столь специфического робота? "Для очистки апельсинов в промышленных масштабах", - мгновенно сообразил Глеб.
"Детское" производство
В "Роботёнке-2014" команда школы № 10 завоевала призовые места в нескольких номинациях с определением "самый": быстрый, меткий, высокий. В городских соревнованиях, проходивших в октябре прошлого года, команда стала второй.
В прошлом году кружковцы запустили ракету-робота с триколором на борту. Соревнования в рамках WRO - мировой Олимпиады роботов - проходили в Сочи. Команда школы № 10, победившая в областных состязаниях, представляла регион на всероссийском конкурсе. Призовых мест не взяли, но набрались состязательного опыта, умения убеждать, доказывать, обосновывать действия своих роботов.
Потом были всероссийские соревнования "ИКаР-2014" - инженерные кадры России. Основная задача состязаний - формирование системы профессиональной ориентации и подготовка технического кадрового потенциала России со школьной скамьи. Конкурс имел ярко выраженную направленность - решение реальных производственных задач.
- Задания были одинаковые для всех участников, - объясняет руководитель кружка Ксения Лаврова. - Надо было собрать производственную линию - от заготовки до конечного продукта. Миниатюрные пресс, штамповочный, сверлильный станки, барабанная печь должны быть действующими. Условную заготовку, зелёный кубик, надо было провести по всем объектам линейки и поместить в тележку такого же цвета. Ко всему, требовалось создать инженерную книгу - своеобразный технический паспорт с описанием роботов, датчиков, моторов. И главное, заключить договор с производством, на котором задействована похожая производственная линия. Я нашла такое производство - дочернее предприятие ММК - завод прокатных валков. Сфотографировала работу линии, показала детям, где и как работают настоящее станки.
"Детское" производство инженерам завода не только понравилось, но и пробудило перенять остроумное решение. Увидев, как робот ловко бросает зелёный кубик в тележку, взрослые конструкторы вознамерились позаимствовать идею у юных изобретателей.
Кружковцы выполнили все требования конкурса, даже договор с предприятием, как взрослые, заключили. "ИКаР" присудил магнитогорцам первое место за инженерную книгу и второе - за технические разработки. Область выдвинула команду призёров на участие в международных соревнованиях "РобоФест-2015".
- Впервые участвовали в соревнованиях столь высокого уровня, - рассказывает Ксения Александровна. - Участники команды оказались самыми маленькими в этой номинации конкурса: четвероклассники и шестиклассники соревновались с 18-летними студентами. Но судьи скидки на возраст не делали.
Особый статус
В Магнитогорске лишь две школы имеют статус "Ресурсного центра образовательной робототехники" - № 67 и 10, что позволяет проводить в стенах этих учебных заведений соревнования не только городского, областного, но и международного масштабов. Чтобы стать ресурсным центром, необходимо соответствовать строгим критериям: иметь оборудование, специалистов-педагогов и высокий уровень развития робототехники в школе.
- Муниципальный этап ежегодного международного конкурса в рамках WRO будет проходить в нашем центре, - вступает в разговор заместитель директора по учебно-воспитательной работе и руководить центра Галина Александровна Тряпицина. - В прошлом году центр принял участие в конкурсе между ресурсными центрами области, представив разработанные учебные программы с элементами робототехники. Наша команда победила и выиграла 500 тысяч рублей, которые пошли на покупку конструкторов для робототехники. На оборудование школа денег не жалеет. Многие педагоги ведут в школе робототехнику. Разработан элективный курс, который прошёл проверку и был включён в городской методический сборник. Отправили в область программу для 8-го класса, которая также войдёт в сборник, - пособие для учителей физики. Активно используем в обучающем процессе лего-конструктор, например, на уроках математики, геометрии. Пятиклассникам показывают перпендикуляр, разные виды углов. С помощью конструктора легче доносить информацию, особенно детям, лишённым абстрактного мышления. Курс образовательной робототехники начинают изучать в первом классе. Простейшие конструкторы помогают сформировать социально активную личность. Например, построить свой двор, решить проблему транспорта или создать историю школы, семьи, страны.
Вдохновитель робототехников - преподаватель физики и информатики, директор школы Наталья Сергеевна Маликова. Она не жалеет ни сил, ни средств, пестуя в учениках талант изобретательства. Когда возникла финансовая проблема с отправкой детей на всероссийские соревнования "РобоФест-2015", Наталья Сергеевна обратилась за помощью к ОАО "ММК".
- Ребята, став призёрами на областных соревнованиях, не должны были потерять дух соперничества. Но не все родители смогли оплатить поездку детей в Москву. Обратились к директору по корпоративным вопросам и социальным программам ОАО "ММК" Сергею Валентиновичу Кривощёкову. Деньги комбинат перечислил оперативно.
Сейчас команда кружковцев готовится к городским соревнованиям, которые пройдут 8 апреля в родных стенах. В мае предстоят областные состязания, в июне - всероссийские. Мечта юных конструкторов - стать участниками международного конкурса робототехники, который состоится в ноябре в Катаре.