Есть русская интеллигенция.
Вы думали – нет? Есть.
Не масса индифферентная,
а совесть страны и честь.
Андрей Вознесенский
Вот ведь удивительная вещь – эмоциональная память. Она бережно хранит всё то, что нам дорого. Одного мгновения достаточно, чтобы возникли в памяти жизненные эпизоды и их действующие лица. Я хочу вспомнить сейчас об одном таком, очень дорогом для меня человеке, который ушёл от нас около трёх лет назад. Мне посчастливилось быть её коллегой, и память хранит всё, что с ней связано.
Память о ней для меня светлая и тёплая, как рукопожатие. При звучании одного только имени Августа Алексеевна многие из нас понимают, что речь идёт о ней, Августе Алексеевне Ступак, потому что это имя стало нарицательным в Магнитогорске. Всю свою жизнь она отдала развитию культуры в Магнитогорске. По сути, как сказал о ней наш поэт Александр Павлов, в этой сложнейшей сфере жизни Августа Алексеевна стала в Магнитогорске первопроходцем. Уроженка Свердловска, рождённая в 1930 году, в далёком 1956 году по окончании ленинградского вуза должна была вернуться в родной город. Но судьба распорядилась иначе. Получила направление в могучий рабочий Магнитогорск. Вмешался Михаил Исакович Поляков, представитель профкома ММК, который подбирал кадры для нового Дворца культуры металлургов. Так легендарная Магнитка стала второй родиной для Августы Алексеевны.
Эта миниатюрная женщина, будучи удивительным человеком, словно великий художник, не умела писать скромными мазками, ею создавалась великолепная картина, написанная яркими красками. Размах её деятельности потрясает. Непревзойдённый организаторский талант, особенная компетентность, огромная жизненная энергия,
мудрость и самая настоящая интеллигентность позволили ей с нуля поднять три Дворца культуры: имени Ленинского комсомола, имени Серго Орджоникидзе и Детский дворец культуры ММК. Она стала инициатором многих творческих проектов: народного театра балета, оперной студии, ансамбля бального танца, хоров русской народной песни и молодёжного, вокального ансамбля «Металлург», вокального академического ансамбля, театра моды и многих других.
Обладая безупречным чувством слова и музыки, она проводила уникальные литературные и музыкальные гостиные, где я очень любила бывать.
Именно по предложению Августы Алексеевны в жилых микрорайонах города были построены летние эстрады, выделены помещения для детских клубов.
Она состояла в числе учредителей городского совета ветеранов, а на заслуженном отдыхе трудилась на общественных началах в культ-комиссии ветеранов ММК «и т. д. и т. п.», как любила говорить она сама. И это только фрагменты её деятельности – труда одного человека, который был способен консолидировать вокруг себя нужные силы для свершения огромных, важных для общества задач, – фрагменты её наполненного и счастливого бытия. При этом сумасшедшем ритме жизни Августа Алексеевна состоялась в любви, со своим мужем Александром Павловичем они дружно прожили 57 лет. Вырастили троих детей.
Августа Ступак была прекрасным другом, всеми уважаемой коллегой, очень преданной людям и делу, у неё всегда находилось время для каждого. Но при этом она была удивительно скромным человеком, глубоко порядочным, каких мало, и отъявленным жизнелюбом. Здесь я бы хотела вспомнить один случай. Однажды в Магнитогорск со спектаклем «Пришёл мужчина к женщине» приехали Любовь Полищук и Альберт Филозов. Как любители театра, мы с Августой Алексеевной сидели в первом ряду. Причём она была с огромным букетом роскошных белых хризантем. Закончился спектакль, зал аплодирует стоя. Никто не несёт цветы артистам. Я слегка подталкиваю Августу Алексеевну: «Идите же, занавес закроется!» И слышу в ответ: «Цветы для Альберта Филозова». Ничего не понимаю, тем более надо спешить… И тут до меня доходит: она, наша дорогая почитательница всего прекрасного, ждёт, когда кто-то из зала подарит цветы Любови Полищук. Нельзя дарить цветы мужчине, если дама без цветов. Ситуацию спасает девушка с розами. И только затем Ступак выходит на сцену и вручает эти прекрасные хризантемы Альберту Филозову – эти двое, знаменитый артист и пожилая женщина из Магнитогорска, стоят на сцене, о чём-то тихо говорят и вдруг… начинают по-родственному обниматься. Зал аплодирует, закрывается занавес… Только потом я узнала, почему эти цветы предназначались ему! Известный ныне советский и российский актёр театра и кино, профессор РАТИ, педагог ВГИКа, народный артист РФ Альберт Филозов когда-то был учеником Августы Ступак в театральной студии. В свердловском ДК строителей имени Горького на общественных началах юная Суставова, это девичья фамилия Ступак, вела театральный коллектив. Я лично видела фото: молоденькая девушка Августа в окружении своих воспитанников, среди которых нетрудно узнать худющего рыжего Альберта, на вид лет 12. Он тоже уроженец Свердловска, из очень бедной семьи, впрочем, других тогда и не было. Филозов в те голодные, трудные годы занимался вокалом, но голос начал меняться, и он увлёкся театром – тогда и решил стать актёром. В такое сложное время – актёром? Но среди нужды, когда люди не могли, казалось бы, думать ни о чём другом, как о том, чтобы выжить, дети, представьте себе, с удовольствием занимались искусством!
Смею предположить, что Августе Алексеевне удалось раскрыть талант не в одном ребёнке. И вот теперь один из них – знаменитость. Так бывает. Киношная история. Тогда в театре растерялись все. Альберт Филозов потом просил корреспондентов разыскать эту прекрасную женщину, чьей новой фамилии он не знал, назвал только имя и через газету просил благодарить её за то, что она повлияла на его судьбу. В газете потом вышла красивая статья…
Сама Августа Ступак в свердловском детстве серьёзно занималась в балетной студии, руководила которой бывшая балерина Ленинградского оперного театра Ольга Фёдоровна Щадных. Она и стала любимой руководительницей, дорогой наставницей, «мамой» для девочки Августы на шесть лет, до окончания школы.
В восемь лет она стала сиротой, и время было очень трудное, потом стало ещё труднее – война… Но ничто не сломило эту жизнелюбивую натуру.
Всюду наша уважаемая Августа Алексеевна была проводником прекрасного: по-настоящему разбиралась во всех жанрах искусства, обладала утончённым художественным вкусом, глубоко ценила хорошую литературу, особенно любила балет и оперу, романсы пела с детства. Обладала уникальным обаянием и редким даром эстетического влияния на людей, влюбляла людей в творчество, открывала в них таланты. Представьте себе металлургов, которые в свободное от работы время начинали, к примеру, петь. Да-да, именно петь, красиво петь, удивляясь и радуясь себе. А потом и ветераны ММК с удовольствием встречались с искусством на культурных мероприятиях, сами пели, читали стихи, слушали музыку, совместно путешествовали, общались. А уж на спектаклях бабушки и дедушки были самыми благодарными зрителями, искренними, как дети. Надеюсь, эти прекрасные традиции живут и сейчас в тех учреждениях, где работала Ступак.
Августа Алексеевна всегда считала себя счастливым человеком. За заслуги перед Отечеством она, заслуженный работник культуры РФ, награждена многими орденами, знаками, медалями, почётными званиями. Но не это главное. Проводя историческую параллель между теми трудными годами и сегодняшним днём, невольно подумаешь о культурной составляющей общества. Что сделало людей ушедшей трудной эпохи, и что питает нас сегодня? В какой среде формируются нынешние девчонки и мальчишки? Станут ли отсутствие нравственной составляющей, культурной основы, бездушное потребление благодатной почвой для роста достойных граждан нашей страны? И куда придёт наша страна? Что станет с нашим городом? Каков сегодня он – магнитогорец, – как среднестатистическая единица, так сказать, в культурном эквиваленте? А если попробовать нам задать себе вопросы: про кого или про что мы чаще всего слышим и узнаём из СМИ, из Интернета? Что нас и наших детей окружает? Кто наши герои сегодня? Как мы относимся друг к другу? На чём ставятся акценты? Мы обсуждаем прочитанные книги? Или мы обсуждаем нечто иное? Что и кто привлекают молодёжь? Кто эти персонажи? Какие виды досуга предложены нашим детям и в каком масштабе? Какую историю своего города, своих родных и чужих знают сегодняшние девчонки и мальчишки? Как часто им преподают пример нравственности или, попросту, доброты? Совесть и честь – это пустые для них слова? Или нет? Помните у Маяковского: «Крошка сын // к отцу пришёл, // и спросила кроха: // – Что такое // хорошо // и что такое // плохо?»
В силах ли мы сделать детей – Людьми? Хочется верить, что да. Лично я за культуру во всех её проявлениях, начиная с культуры общения, с культуры знания…
И ещё я очень надеюсь, что имя Августы Алексеевны Ступак будет увековечено в Магнитогорске.