Для исполнения главных ролей в шедевре мировой классической оперы - "Риголетто" Джузеппе Верди - в Магнитогорск на VI Международный фестиваль оперного искусства "Вива опера!" приехали итальянские певцы и дирижер.
Самая родная из них, разумеется, Лена Баканова: 15 лет назад студентка Магнитогорской консерватории выиграла грант на обучение в Италии и, уехав в страну певческих традиций, вышла замуж за тамошнего дирижера и осталась в солнечной Италии. Кстати, муж - тот самый Раффаэле Масколо, которому предстояло дирижировать в Магнитогорске "Риголетто". На пресс-конференции, прошедшей за два дня до оперы, директор театра представил его весьма комплиментарно:
- Раффаэле Масколо - это образец высокого профессионализма: в прошлый раз он буквально исписал дирижерскими пометками партитуру "Риголетто", и по ней можно было вполне прозрачно прочесть его видение этого произведения.
Еще бы! Для маэстро Масколо главный принцип исполнения Верди - эмоциональность и огонь. Но все же - в строгих рамках, прописанных самим автором и эпохой XIX века, их диктовавшей:
- Знаете, у нас в Италии очень трепетное отношение к своему гению. Более того, я дирижировал операми Верди в Парме - на родине композитора. Так там музыканты воспринимали мои, скажем так, трактовки партитуры буквально в штыки. Для них Верди - это святое, выросшее из их духа. И, объясняя свое неприятие любого "шаг влево - шаг вправо", они на полном серьезе говорили: "Вы не понимаете - это мы создали Верди!" Поэтому я отношусь к дирижированию произведений этого композитора с большим пиететом.
Партию Герцога исполнил Жан Лука Пазолини. Как утверждают местные специалисты, до сих пор никто так и не превзошел итальянца в мастерстве исполнения этой роли. Он - близкий приятель семейства Бакановой-Масколо. И вообще, по словам Ильи Кожевникова, театр безмерно благодарен магнитогорской итальянке Елене за помощь в выборе солистов для фестиваля.
По ее протекции в Магнитогорск впервые приехал и Риголетто - итальянский баритон Карл Мария Кантони, тоже приятель Бакановой и Масколо. По словам Елены, в этом составе они выступают в "Риголетто" по приглашению итальянских оперных театров десять лет. На пресс-конференции Карл Мария рассказал, что сыграл Риголетто в трех постановках, не считая магнитогорской, и каждый раз этот герой вырисовывался для него разными красками:
- Эта опера, пожалуй, самая важная в творчестве Верди, поскольку она вобрала в себя все оттенки его ранних произведений. Если хотите, для него это как бы подведение творческих итогов определенного периода. Величие этой оперы в том, что на одной технике ее не отыграешь - "задохнешься" еще в середине, здесь важна еще и интерпретация, актерская игра. И каждый раз, выходя на сцену в роли шута-горбуна, нахожу в ней новые грани, оттенки - и стараюсь делиться ими со зрителем.
Но сначала - о земном. Перед пресс-конференцией итальянцы отобедали в кафе рядом с театром. Надо сказать, этот ритуал был… волнительным - не сам обед, а впечатления после него - ведь только в русской пословице художник должен быть голодным, а итальянцы, признанные гурманы, перед полноценной работой должны получить полное удовольствие от яств.
- Не могу сказать, что итальянцы исповедуют культ еды, но это важно для них, - отвечает на вопрос журналистов Елена Баканова.
В этом плане дебютный приезд итальянцев в Магнитогорск был тем самым первым блином, который комом: певчих гостей кормили в совсем уж недорогом кафе. И рожками с котлетой итальянцы, мягко говоря, были очень удивлены - оказывается, фарш в Италии принят исключительно в равиоли - ну, или пельменях, которые в России они едят с большим удовольствием. А тут - и порции маленькие, и качество не на их вкус. Словом, обладатели больших голосов буквально оставались голодными. Работники театра, разумеется, компенсировали этот казус домашними посиделками с пельменями и пирогами собственного производства, однако осадочек, что называется, остался.
В этот раз для гурманов постарались. Правда, Елена Баканова от деликатесов отказалась: дайте борщ, пельмени и блины - и будете на высоте. Собственно, так и поступили: в кафе были обговорены меню, размер порций - и лучшей похвалой после обеда прозвучало: "О-о-о, Магнитогорск в этот раз превзошел сам себя!" А склонный к полноте, а потому вынужденный тщательно следить за своей фигурой Жан Лука Пазолини даже пожаловался: "В России я всегда толстею - мне это не нравится".
Заслужили похвалу русские не только в гастрономическом аспекте. Самые искренние слова восторга были высказаны магнитогорской публике:
- В каждой стране зритель особенный, - делится впечатлениями дирижер Раффаэле Масколо. - В Мексике, к примеру, он очень дружелюбный и открытый, а вот в Японии сдержанный и даже холодный, хотя в финале всегда звучат овации, и понимаешь, что дело не в эмоциональной сдержанности японцев, а в их воспитанности: сначала дослушать произведение до конца и лишь потом выражать свой восторг. Приятно, но работать трудно - особенно тем, кто не знает их менталитета. Российская же публика, так сказать, идет с тобой, переживая те же эмоции. Она знает каждую оперу, предвкушает каждый такт, чутко отзывается на актерскую игру - это необычайно приятно.
Еще один момент: несмотря на более углубленное знание Верди, и певцы, и дирижер скромны в своих притязаниях на режиссерское видение. Они вливаются - на профессиональном языке это называется "входят" - в постановку, стараясь придерживаться привычных оркестру и актерам рамок. Если от себя - то только в виде предложения. Честь и хвала хозяевам фестиваля: предложения дирижера Раффаэле Масколо оркестр принял - во всяком случае, в фестивальном показе "Риголетто". Итальянец опять "порисовал" в партитуре, вывел какие-то инструментальные партии на передний план - и оркестровая палитра стала богаче, а музыка наполнилась смыслом: увертюра действительно готовила искушенного зрителя к предстоящему действу, рассказывала музыкальными темами каждого героя то, что его ожидает…
Герцог - Жан Лука Пазолини - в очередной раз во всей красе продемонстрировал магнитогорскому зрителю все богатство своего роскошного тенора. Лена Баканова преподнесла свою Джильду не просто юной, невинной, а потом обманутой - с самого начала в ее героине чувствовалась сложность образа. Ее супруг Раффаэле Масколо на вопрос журналиста "ММ": "Является ли Джильда в исполнении Елены Бакановой для вас самой правильной, любимой?" - ответил:
- Учитывая, что Лена не только Джильда, но и моя жена, буду отвечать политически корректно (журналисты и сама Елена смеются. - Прим. авт.). Каждая актриса привносит в образ что-то свое. Лена - не исключение. Ее Джильда - не юная несмышленая девочка, а взрослая девушка. И я согласен с ней, потому что в Италии тех времен 16 лет - а именно столько Джильде - это вполне осознанный возраст, в котором женщина выходила замуж и даже умела грамотно вести семейные дела.
- Лена, вы согласны с Раффаэле?
- Конечно, хотя, скажу честно, слышу это от своего мужа впервые - в нашей семье не принято, чтобы муж-дирижер учил жену-актрису, как играть в спектакле, где он дирижером. На мой взгляд, у Джильды действительно есть характер, и ее поступки объясняются как раз им, а не юношеской бесхребетностью…
Прослушав оперу, я согласилась с Еленой: ее Джильда была чувственной - ах, как играли на это еле уловимые переходы голоса от уверенного форте к почти интимному пианиссимо! Блистателен был и Риголетто. Его игра оправдала обещания Карла Марии Кантони журналистам на пресс-конференции подать Риголетто не только технически, но и по-актерски грамотно и искренне. Кстати, эту манеру - не только певческой, но и актерской самоотдачи в оперных постановках - Карл Мария Кантони почерпнул из советской оперной школы: ее ему раскрыл великой Бояджян, который учил верить в то, что играешь.
Риголетто Карла Марии Кантони сорвал самые бурные овации зрительного зала. Однако, как отметили зрители, Виктора Черноморского из Мариинского театра, который играл Риголетто в прошлом году, он не переплюнул. Даже далекий от оперного искусства оператор телекомпании "ТВ-ИН" Александр Гондаренко с блестящими глазами рассказывал, как "взял" крупный план Черноморского в роли Риголетто - а у того текли самые настоящие слезы. Сашу это пробрало до мурашек.
Еще профессионалы из Магнитогорской консерватории отмечали так называемую пустоту голоса итальянского Риголетто - отсутствие обертонов. К примеру, в совместных сценах с баритоном Никитой Федотовым, - бесспорный фаворит этого фестиваля, в спектакле он играл наемного убийцу Спарафучиле, - когда на верхних нотах голос Никиты раскрывался и переливался всеми своими оттенками, баритон Кантони, звуча бесспорно красиво и мощно, тем не менее, был словно специально очищен от обертонов, которые как раз и придают голосам богатство и неповторимость. Кстати, не могу не отметить, как при выходе актеров на поклон Карл Мария Кантони дотронулся до руки стоящего рядом Никиты Федотова и чуть слышно произнес: "Брависсимо!" Кажется, Никита был тронут этой оценкой своей работы.
Заключительным гала-концертом, состоявшимся вчера в Магнитогорском театре оперы и балета, завершился VI Международный фестиваль оперного искусства "Вива опера!-2012". У публики осталось приятное послевкусие. У руководства - кратковременная передышка для подготовки к очередному, уже седьмому, фестивалю. Кстати, тех, кто не вполне насладился оперным пением, ждет еще одна встреча с прекрасным: четвертого мая на сцене Магнитогорского театра оперы и балета состоится концерт с участием любимого магнитогорцами солиста Мариинского театра Виктора Черноморцева, санкт-петербурженки Олеси Петровой, признанной лучшим меццо-сопрано в мире, а также Людмилы Жильцовой - еще одной нашей землячкой, покорившей Италию.