ЭТО БЫЛО в Челябинске, на одной из металлургических выставок. Мы, приехавшие с делегацией ММК, стояли и завороженно смотрели на выступление народного коллектива – на их по тем временам ультрасовременные микрофоны, на роскошные костюмы, а главное, поражались их голосам. Круг зрителей становился все плотнее, на достижения металлургии уже мало кто обращал внимание. Помню, кто-то из нашей компании высокопарно заметил: «Вот, сразу видно: областной центр – уровень!» И тут ведущий концерта объявил: «Ансамбль «Иван да Марья», город Магнитогорск». Секунда молчаливого замешательства, глупый смешок и смущенное: «Черт побери – приятно!»
«Иван да Марья» – самодеятельный коллектив. В том смысле самодеятельный, что диплом о профессиональном музыкальном образовании есть только у его руководителя – Сергея Маташова. В остальном «Иван да Марья» ничем от профессионалов не отличается. Во всяком случае, их песни регулярно звучат на столичном радио «Тройка», их репертуаром с удовольствием пользуются другие артисты страны... Еще один показательный момент: «Иван да Марья» был единственным коллективом, на чье выступление в День металлурга из своей гримерки вышла посмотреть Надежда Бабкина – почетная гостья празднества. Свидетели утверждают, что взгляд у народной артистки России был очень ревностным. Директор ДКМ имени Серго Орджоникидзе Светлана Буданова говорит, что Надежда Георгиевна так и не поверила в самодеятельное происхождение коллектива: мол, уж больно профессионально работают ребята.
В прошлом году «Ивану да Марье» исполнилось пять лет – первый юбилей. Но отмечать событие решили в этом году – большим концертом десятого марта на сцене Дворца культуры металлургов имени Серго Орджоникидзе. Договариваемся о встрече с виновником торжества, к назначенному часу приходим в репетиционную студию. Там же застаем директора Дворца Светлану Буданову и ее заместителя Валентину Васеху. Оказывается, у Сергея Маташова день рождения – вот и зашли поздравить. Так и беседовали – все вместе.
– Сергей Васильевич, обычно творческие коллективы складываются и развиваются либо благодаря чему-то или кому-то, либо, наоборот, вопреки. Какова история «Ивана да Марьи»?
– Мы выделились из песенно-танцевального ансамбля «Уралочка». Это был большой, я бы даже сказал, масштабный коллектив, но в то время на первый план выходили малочисленные, а значит, более мобильные группы. Одно время пробовал участвовать и в «Уралочке», и в «Иване да Марье», но наступил момент выбора.
Светлана Буданова: Повлияло на выбор и то, что «Уралочка» была готовым коллективом, куда пришел Сергей, а «Иван да Марья» – дитятко, рожденное при его непосредственном участии. У истоков коллектива стояла прекрасный руководитель Александра Грубова. Под ее крылом ребятам работалось очень комфортно. Когда она собралась на заслуженный отдых, я очень испугалась, что ансамбль просто развалится – как это обычно бывает при сильном руководителе. Но Александра Федоровна сказала, что у нее есть достойный преемник – Сергей Маташов – единственный человек, который сможет не просто сохранить уровень коллектива, но и повести его к новым высотам. Мы послушали ее совета и доверили Сергею «Уралочку». И ни разу не пожалели.
– Что значит «повел коллектив дальше»? С чего вы начали свою работу и к чему пришли?
Сергей Маташов: Вначале мы с Александрой Федоровной с нетерпением ждали момента, когда нас заметят, оценят и начнут приглашать на концерты. Нам приходилось предлагать свой коллектив, показывать его, напрашиваться на мероприятия. А результат… Не хочу показаться нескромным, но для каждого коллектива участие в международном фестивале – это тот рубеж, который дает понять: жизнь прожита не зря. На счету «Уралочки» уже три международных фестиваля.
Светлана Буданова: Первый фестиваль проходил в Санкт-Петербурге. Мы даже не ожидали такого резонанса, который последовал за этой поездкой. Руководитель тогдашнего ВЦСПС Владимир Соловьев назвал хор уникальным коллективом. Потом был второй фестиваль в Москве, а потом Сергея и его ребят пригласили в Германию. Никогда не забуду, как моргала, не веря глазам, глядя на пригласительное письмо с личной подписью Гельмута Колля.
Сергей Маташов: В том фестивале принимали участие 140 коллективов, и мы единственные представляли нашу страну. Представляете: огромный стадион, толпа зрителей и участников, мы несем российский флаг, и нам аплодируют стоя. А мы так боялись за результаты поездки в Германию! Если помните, после ее объединения отношение к русским в той стране было, мягко говоря, специфическим. Одно из наших выступлений проходило в большом шапито: каждый коллектив, отработав на сцене, выходил с другой стороны. Мы, выйдя со сцены, что называется, «на творческой волне» начали петь прямо на поляне: есть у нас песня обрядовая «Подушечка», в которой парень девушку себе выбирает – подушечку ей дарит. И вдруг смотрим – народу все больше… Такое чувство, что все зрители от сцены перебрались к нам, на другую сторону.
Валентина Васеха: А я помню поездку в Испанию. Одно из выступлений было организовано в соборе. Ансамбли исполняли духовную музыку, о чем мы узнали только на месте – просто так получилось, что в той поездке Москва не предоставила нам переводчика. Представляете? Я, краснея, бледнея, вжалась в самый дальний угол и дрожу от страха: как ребята выйдут из положения? А они встали под центральный купол, благо, в храмах замечательная акустика, и запели «Отче наш». В храме воцарилась поистине гробовая тишина. А после – громкие овации, притом что обычно, как нам сказали, в соборах аплодисменты не приняты. Ощущение – это даже не мурашки по коже. Это такой захлест эмоций! Именно в такие минуты ты гордишься, что родился в России.
– А чего ж вернулись-то? Вот «Золотое кольцо» как начали: поехали за границу, заработали денег, потом стали «окучивать» Россию. А вы? Ведь уровень вашего коллектива, по словам многих специалистов, ну никак не ниже!
Сергей Маташов: Конечно, очень лестно, когда нас сравнивают с коллективами Надежды Бабкиной и Надежды Кадышевой. Но ведь они – профессионалы, я думаю, нам до них еще далеко.
Светлана Буданова: Скажу вам честно, у ребят были планы уйти в профессионалы, и нам даже пришлось уговаривать их повременить с этим решением. Какого бы высокого уровня ни был коллектив, без раскрутки, а значит, без огромный финансовых вложений ему не выжить. Самый яркий пример – наши «Зори Магнитки»: талантливейший коллектив, который просто развалился. Сергей прислушался к моим словам и, я считаю, поступил разумно. Участники его коллектива имеют постоянное место работы, а в ансамбле выступают в свободное время. Представьте себе, что эти состоявшиеся люди в корне изменят свою жизнь – это очень сложно, особенно, без материальной подпитки. Было бы обидно, если бы «Иван да Марья» распался: ведь это такой сплоченный коллектив – целый мир, который греет своим теплом окружающих.
Сергей Маташов: Я послушал совета и не стал гнать коней. Я трудно расстаюсь с инструментами, на которых играл, с автомобилями... Продам машину, а потом в потоке ее глазами выискиваю: вон моя «ласточка» побежала. А тут – люди: друзья, единомышленники…
– Ну, теперь давайте немного о себе. Как говорится, кто вы, откуда и что вы за птица?
– Я магнитогорец, окончил музыкальное училище. В дипломе была всего одна тройка – смешно, но сегодня по этому предмету мне можно поставить даже не «пять», а «шесть» – гармония и сольфеджио. Как, знаете, в свое время Юрия Никулина отчислили из циркового училища с формулировкой «за отсутствие чувства юмора». Именно эта тройка тогда не позволила мне получить рекомендацию для дальнейшего обучения в консерватории. А я парень гордый, обидчивый… В общем, отыграл свой последний государственный экзамен и пошел в военкомат – забирайте, говорю, меня в армию. Через два дня в числе призывников отправился на военную службу.
– В армии в оркестре играли?
– Нет, я служил в войсках ПВО, причем не «на точке», а в полку. Но нашел возможность для творчества: из поваров, солдат и прочих служивых собрал оркестр, хор… На 23 февраля устроил большой концерт, и на радостях командир отпустил меня на побывку домой – говорят, я был первым, удостоившимся отпуска в войсках ПВО. После армии несколько лет поработал, потом поступил в Тюменский университет искусств – стал баянистом и руководителем народного коллектива и вернулся в Магнитогорск.
– Как встретила родина дипломированного специалиста?
– Встретила-то она меня хорошо, да только искусство в то время, если помните, в прямом смысле слова стояло на коленях. Уровень творческих коллективов в Магнитогорске показался мне настолько низким! Занялся своим делом, до сих пор веду собственный бизнес, но без творчества не смог – работал во Дворце строителей Мамина-Сибиряка у Леонида Голицына – светлая ему память, потом пришел в ДКМ им.
С. Орджоникидзе.
– Говорите, парень вы обидчивый… Амбиции мешали в жизни?
Светлана Буданова: Вообще-то, у Сергея нет амбиций в том отрицательном значении, которое привычно для этого слова. У него большое стремление идти дальше, создавать новое, лучшее. Но он очень горячий человек – это верно. Никогда не забуду, как в самом начале нашего сотрудничества мы до хрипоты доказывали друг другу, что такое хорошо, а что такое плохо. Убить друг друга были готовы. И однажды в порыве Сергей положил мне на стол заявление об уходе. Слава богу, тогда я уже понимала, что есть незаменимые люди, что личности такого масштаба можно простить все. Так что заявление не подписала. И язык общий потом мы нашли очень быстро.
Сергей Маташов: Не для красного словца – наш коллектив во Дворце по-настоящему холят и лелеют. Видите, в углу баяны стоят? Каждый из них стоит 150 тысяч рублей. У нас их два, а скоро мы привезем из Москвы инструмент еще лучше – мы его специально заказали через Надежду Кадышеву.
– Правильно: это для всех «Золотое кольцо» – кумир, а для вас он – просто поставщик.
– (Смеются. Прим. авт.) Когда они выступали в Магнитогорске, я попросил балалаечника группы Виктора Надымова познакомить меня с мастером, который изготавливает баяны для Александра Костюка – на днях едем за готовым инструментом.
Валентина Васеха: У Сергея когда-то случилась беда – ему пилой отрезало два пальца. Один удалось спасти, правда, он почти неподвижен, а на втором пришлось ампутировать фалангу. И тем не менее, он виртуозно играет на баяне. О нем уже легенды по области ходят: говорят, когда педагоги по классу баяна делают своим ученикам замечание, они говорят: «В Магнитогорске есть парень, так он тремя пальцами на баяне играет лучше, чем ты пятью».
– Вы еще, говорят, свои песни пишете?
Сергей Маташов: У меня порядка 20-ти тех, что активно используются в нашем репертуаре. Это немного, конечно. Но я считаю, уж лучше одна, да хорошая, любимая народом, чем сотня, которые никто не слышал. Я написал песню «Зацвела черемуха», ее показали в эфире программы «Играй, гармонь!» Через некоторое время – звонок из города Усть-Катав: «Сергей, пришлите, пожалуйста, нам ноты и слова вашей песни». Прислал, конечно, говорят, там чудесно цветет черемуха, так там моя песня чуть ли не гимном города стала – мне очень приятно. И денег никаких не надо.
Светлана Буданова: Я только одного боюсь – как бы не переманили. И из Челябинска постоянно идут приглашения, и из Екатеринурга – работать зовут, жить… Когда, наконец, в нашем городе начнут ценить самодеятельность так же, как там?
– Этот вопрос я задаю почти всем своим героям: что такое жизнь – случай, судьба или то, что строишь сам?
– Философский вопрос – дайте подумаю. Наверное, в большей степени это характер человека. Скажу честно: я – трудяга, свою жизнь сам построил.
– По гороскопу вы – Рыбы. Значит, вы та рыба, что против течения плывет?
– Да – это точно. Приходится иногда на дно осесть – затаиться, переждать, но потом – снова за работу. Тьфу-тьфу, чтобы не сглазить.
– Самый нелюбимый вопрос, который задают творцам: каковы ваши планы?
– Поработать бы еще хотелось, заработать аплодисментов. Действительно, не очень «удобный» для артистов вопрос – как на него ответить? Самый близкий план – успешно отыграть свой отчетный концерт десятого марта. Думаю, это будет интересно: кроме нас, в нем будут участвовать 11 коллективов – и Дворцов, и консерватории. Будет много костюмов, музыки, будет красивое яркое шоу – во всяком случае, мы обещаем отдать на этом концерте зрителям всю свою душу.