- Мы все родом из детства, как ни банально это звучит, - улыбается директор городского историко-краеведческого музея Александр Иванов, на днях отметивший шестидесятилетие. И правда, его трепетное отношение к коллекционированию и глубокий интерес к музеям, экскурсиям, истории - уж точно из детства.
Счастливый человек
Оно прошло в старинном Вышнем Волочке, где в современность вплетались архитектурные и скульптурные отсылки в прошлое, напоминавшие о величии Петровской эпохи, продуктивности инженерной мысли XIX века, творческих силах века ХХ - от художника Константина Коровина до писателя Вячеслава Шишкова. В копилку детской памяти закладывались и впечатления от семейных посещений ленинградских музеев в дни приезда к маминым родственникам-блокадникам, восторг, вызванный монетной коллекцией троюродного брата в обувной коробке, собственные наивные подборки - то спичечные этикетки, то денежки. С того времени осталась устойчивая зрительная память на коллекции: один раз увидит - и помнит каждый её предмет. Но мог ли он тогда мечтать, рассматривая свои сокровища - марки, посвящённые освоению космоса, что через десятилетия познакомится с космонавтом № 4 Павлом Поповичем? Или - что станет официально утверждённым Минкультом РФ экспертом в сфере бонистики и скрипофилии, изучающих вышедшие из употребления дензнаки и ценные бумаги? В музейной деятельности Александру Иванову повезло и на знаковые встречи с яркими личностями - от светила российской исторической науки Владимира Лаврова, докладчика на недавних Петровских чтениях, до Джона Байерли - тогда ещё будущего посла США в Российской Федерации, не раз навещавшего Магнитку, сына единственного американца, служившего в армиях и США, и СССР.
Предложение возглавить музей в 1999 году для Александра Александровича - в ту пору заведующего научно-методическим отделом Магнитогорской государственной консерватории - было неожиданным. Зная, что в городском отделе культуры рассматривают кандидатуры на должность руководителя музыкальной школы, не раздумывая, согласился на предложение стать директором. Но оказалось - директором музея, а не школы: "Хм-м, надо всё обдумать". Когда согласился, не последнее место в собственных аргументах "за" было: музей - подходящее место, чтобы спокойно дописать музыкальную кандидатскую. Но едва погрузился в работу и задышал атмосферой краеведения - увлёкся музейным делом, а к диссертации потерял интерес.
- Я счастливый человек: в обеих профессиях за всю жизнь ни разу не выпало такого испытания: "ходить на работу", - признаётся Александр Иванов. - Всегда везло работать. А восемнадцать музейных лет - как одно мгновение: словно закрыл и открыл глаза. Очень благодарен коллективу: без поддержки единомышленников не было бы таких плодотворных лет.
Вообще, считает Александр Александрович, музейщики - особый тип людей, искренне преданных своей очень важной и нужной профессии.
Не исключение и коллектив Магнитогорского историко-краеведческого музея, благодаря которому бережно сохраняется история легендарной Магнитки.
Бах и Моцарт
В этом году, с гордостью перечисляет Александр Александрович планы краеведческого, Магнитка увидит выставки, посвящённые родословным и фамилиям южноуральской земли, столетию Октябрьской революции - "без оценочной составляющей", живописи художников Анатолия Заборского и Георгия Соловьёва к его стодвадцатилетию.
От музыкальной практики у Александра Александровича навсегда осталась привычка рифмовать с ней музейную работу. Спросишь: "Какие экспонаты для вас самые значимые?" - "Это как сравнивать Баха с Моцартом: каждый - под своё настроение". Для Александра Иванова в коллекциях нет неинтересных предметов. Вот два чугунных экспоната - бюст Петра I и скульптура старушки: обоих нет в каталогах, и даже столичные специалисты затрудняются уточнить их авторство и историю создания. Известна лишь "магнитогорская" биография царского образа, в точности повторяющего верхнюю часть фигуры Медного всадника: после войны рядовой металлург по собственной инициативе извлёк восьмидесятикилограммовую чугунину из груды металлолома, вместе со списанными танками прибывшую из Германии, и привёз на санках в музей. Была ли это пробная отливка для известного памятника и как попала в центральную Европу - ответа нет. Как нет разгадки для образа старушки с клюкой: полная драматизма, точно проработанная фигурка, возможно, предназначалась для знаменитой бульдозерной выставки. В смутные девяностые едва не стала экспонатом другой выставки - американской, собиравшей символы тогдашней России: была заявлена в этом качестве, но отчего-то не прошла отбор. Однако трагизма не потеряла и в наши дни, подтверждая многозначность ценности экспоната - не только как объекта истории и искусства, но и как символа современности.
- Как, например, рассчитать ценность ордена Ленина - награды легендарного первостроителя Хабибуллы Галиуллина? - делится Александр Иванов отголосками извечных музейных споров. - Если просто как высокую награду, то
обезличиваем экспонат. Если по весу золота, то упускаем историческую ценность. Если по аукционной цене, то разве можно допустить передачу экспоната на аукцион?
В болезненных для музейного дела вопросах утраты ценных предметов, особенно остро стоящих после ряда скандальных происшествий в столичных архивах, Александр Иванович категоричен: на кражу идут не музейщики - пришлые. Сам неоднократно убеждался в бескорыстии коллег. Помнит знакомство с авторитетным экспертом, кандидатом исторических наук Еленой Зотовой в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, куда приехал на платные консультации. Перед первой встречей она сама мыла пол, улыбнулась, услышав свою фамилию: "Сейчас придёт". Закончив уборку, назвала себя. А через несколько регулярных приездов отказалась принимать деньги, понимая, как сложно провинциальному учреждению находить средства на оплату экспертных услуг: "Будете моим послушанием".
"Берём всё!"
Гордость магнитогорского музея и его директора - коллекция русского медного литья с несколькими уникальными предметами, удостоенная собственного каталога и выведшая магнитогорских музейщиков в эксперты по литью. А предметы быта пятидесятых, собранные в краеведческом, хоть и не являются большой редкостью - подобные пылятся на чердаках почти в каждом садовом домике, зато целому поколению дороги как память о детстве. И директору музея ничто человеческое не чуждо.
- Такую же радиолу, - показывает Александр Александрович, - отец купил в пятьдесят седьмом. На ней проигрывались пластинки на домашних праздниках, а студентом слушал "Голос Америки".
Но как определить момент, когда современные предметы уже пора "запасать" для будущих экспозиций?
- Берём всё! - выдаёт директор стратегический принцип музейной работы. - Всё, что приносят горожане, отдают организации. Берём сегодня, потому что нынче предметы не ценятся - несовременные, а завтра станут антикварными, и заполучить их можно будет только за большие деньги, которых у музея нет. Кстати, вещи зачастую отправляются из дома на помойку только потому, что утрачены декоративные элементы или появились царапины. А для музея эти дефекты не умаляют ценности предмета. Знаете, сколько раз, идя в костюме и галстуке, по дороге подбирал с помойки какую-нибудь расколотую лепнину или швейную машинку в футляре?
Музейные фонды значительно пополняются в предвыборные периоды. Кто сегодня помнит гремевшие когда-то, но канувшие в лету имена иных кандидатов или, наоборот, воспроизведёт, как начиналась политическая карьера других политиков со знакомыми фамилиями? А в городском краеведческом сохранились их предвыборные агитки на серой бумаге, когда-то расклеенные на каждом подъезде.
Принцип "берём всё" нередко приводит к появлению парных предметов в коллекции, но и это музей оборачивает на пользу работе, делясь экспонатами-близнецами с другими учреждениями. Ведь городской краеведческий курирует районные музеи юга Челябинской области, помог в создании в городе доброго десятка малых музеев профессиональной направленности: в Огнеупоре, Гипромезе, таможне, Теплофикации, политехническом колледже…
Доминанта и храм
Как истинный патриот своего дела, Александр Иванов убеждён и не устаёт доказывать городским властям: краеведческий музей вправе быть культурной доминантой Магнитки. Не всякий приезжий для знакомства с гуманитарной сферой города отправится на спектакль или концерт: это вечернее удовольствие, к тому же зависящее от вкуса и настроения. А музей доступен весь день и не требует подготовки для восприятия.
- И что хотите говорите, но если президент Путин посещает горнолыжку как южноуральский курортный объект, а ММК - как представителя индустриального Урала, то разве музей не самый логичный выбор, если он захочет познакомиться с городом и его историей?
Для сравнения: Челябинский краеведческий недавно получил площади в десять тысяч квадратных метров, "а нам хотя бы пять - сегодня у нас всего тысяча". Но ни одно из предлагаемых ранее музею зданий, вроде бывшего кинотеатра "Комсомолец", не решает вопросов расширения экспозиций, хранения и изучения коллекций. В конце девяностых решение предоставить краеведческому нынешнее помещение, строившееся как промтоварный магазин, считает директор, было верным. Тем более, что город и его металлургический комплекс немало сделали для реконструкции здания в нулевые. Эти вложения позволили втрое увеличить выставку, посвящённую истории города и сформировать постоянную экспозицию "История Магнитки - история страны" с тематическими разделами, посвящёнными строительству ММК, военному и довоенному периоду, космосу и космонавту № 4. Но здание ветшает, нуждается в ремонте. Вот и в день визита журналистов шла борьба с канализационной протечкой, а весна напомнила о себе капелью сквозь кровлю. Краеведческий нуждается в современном здании с соответствующими времени условиями хранения экспонатов, ведь музей должен быть встроен в программы формирования поколения. А иначе дождёмся, что дети будут уверены: во второй мировой победили американцы.
Памятуя о своей социальной роли, музей начал работу с Госкаталогом - полсотни экспонатов уже выложены в сети в 3D. Нет, магнитогорские музейщики не боятся конкуренции: дескать, кто увидел вещицу в Интернете, удовлетворил интерес - для музея потерян.
- Молиться тоже можно дома, - рассуждает Александр Александрович. - Но для чего-то же люди ходят в церковь.
Вот и поспорь, когда для него музей уже зарифмован с храмом.