56-летний инженер-электрик Наиль Галямов, как и многие из его сверстников, в детстве занимался техническим творчеством, радиотехникой и авиамоделизмом. В шестидесятые-семидесятые кружки таких направлений были в каждой школе, не говоря уж о дворцах пионеров.
Мальчишки росли рукастые, свои идеи воплощали в моделях. Это поколение до сих пор отличается отличным техническим мышлением. У многих руководителей предприятий и ведущих инженеров среди жизненных университетов значится кружок технического творчества.
- Первой моделью, которую я собрал в радиокружке, был простейший детекторный приемник из нескольких деталей, - рассказывает Наиль. - Никаких знаний в радиотехнике у нас, пятиклашек, не было, ведь физику изучают позже. Но когда приемник заработал, захотелось узнать, как же это происходит. Сейчас, общаясь со старшеклассниками, замечаю - оценки хорошие, а пространственное и техническое воображение хромает. Значит, и геометрия-черчение-физика не на уровне. А ведь стать хорошим конструктором, просто получив высшее образование, невозможно. Конструктор - личность многогранная, формируется с детства.
Теперь в помещениях кружков технического творчества - коммерческие заведения. И что толку на это сетовать? Говорят: надо не мечтать - надо делать. Наиль Галямов решил открыть детское конструкторское бюро "Винтик-Шпунтик" при школе № 4 возле Дворца культуры металлургов имени Серго Орджоникидзе.
- Мою идею поддержал директор Артем Ванюков, - рассказывает он. - Мужчина, он понимает, как важно ребятам развивать конструкторские и изобретательские способности, открыт для всего нового. Кроме того, в этой школе хорошо развита кружковая работа. Начальная школа работает по принципу полного дня, ребята здесь кушают, гуляют, делают уроки да еще занимаются бальными танцами, современной хореографией, теннисом, горными лыжами, хоккеем, тхеквондо, прикладным творчеством, флористикой, цирковым искусством... И детское конструкторское бюро займет здесь достойное место. В детском КБ мы планируем заниматься с первоклассниками, причем не только из четвертой, но и из других школ. Приглашаем и мальчиков, и девочек.
Энтузиаст уверен - чем раньше начинать занятия, тем лучше. В программе изучение математики, геометрии, черчения от простого к сложному, с закреплением знаний в моделировании и конструировании. Дети будут чертить простые фигуры по заданным параметрам с помощью линейки, циркуля и транспортира, затем вырезать их и делать аппликации различных моделей, с помощью простейших графических программ создавать фигуры на компьютере. Конструкторскую программу "КОМПАС" помогут освоить преподаватели МаГУ. По мнению Галямова, всем ребятам необходимо также посещать любой городской кружок технического творчества. Второй год обучения предполагает переход от моделирования на плоскости к объемным фигурам и моделям. Дети научатся создавать выкройки моделей на бумаге и познакомятся с принципом их действия на предмете "машины и механизмы" с изучением раздела "механика" из курса физики. Создавать анимации моделей в действии можно в программе 3D MAX, но она очень дорогая, поэтому "Винтик-Шпунтик" рассчитывает на помощь.
- Школа воздействует на ребенка через уши и глаза, а мы будем развиваеть и через руки, - говорит Наиль. - Я уверен, что занятия в детском КБ позволят детям получить теоретические знания, практические навыки в моделировании и конструировании, выбрать профессию, избавят родителей от многих проблем в воспитании. А творческое мышление пригодится в жизни независимо от того, какую профессию выберет ребенок.
Наиль Галямов - человек трудовой судьбы: в детстве жил в поселке и знает, как благотворно влияет на ребенка возможность что-то делать своими руками. Отец, работая на ММК, в свободное время делал мебель и многому научил его. А когда Наиль работал мастером в училище и вел кружок технического творчества, то удивлялся, видя, как от трудотерапии подтягивались даже самые сложные подростки. Но самая большая гордость - успехи собственных детей. Помнит, как занимался со своим полугодовалым сыном. Купил конструктор с большими деталями, просил подать болт - тот, конечно, не понимал. Тогда Наиль вкладывал болт в его руку, забирал и гладил по голове - благодарил. Через некоторое время ребенок подал ему болт сам, да еще тянул его руку к своей головке - просил погладить. "У меня все в душе перевернулось", - признается Наиль. Так он научил сына различать и подавать детали. Затем - находить их по картинкам в спецификации. В полтора года ребенок уже мог собирать простейшие модели по схемам, чему поражались все знакомые.
- Воспитание ребенка - это главная задача общества и семьи, важней ничего нет, - считает конструктор. - Думаю, надо решать не демографическую проблему, а бороться за качество воспитания и здоровье детей. Тогда государству потребуется меньше средств не только здравоохранение, но и на органы правопорядка и правосудия. Ведь один преступник может свести на нет труд сотен людей. А воспитанный, трудолюбивый и творческий человек - это созидатель, неспособный на преступления. И чем таких людей больше, тем богаче государство.
У Наиля Галямова есть потенциал, есть идея, есть команда - вузовские преподаватели, которые готовы вести занятия. Следующий шаг - за родителями и детьми.