Со знаменательной датой нашу героиню поздравили все, кто её знал: родственники, многочисленные друзья и, разумеется, коллеги по проектному институту.
– Приходили из Гипромеза, вручили поздравительное письмо от руководства, – рассказывает Анна Степановна. – Очень хорошо пообщались, вспомнили, как вместе работали. Безумно рада такой встрече. Также получила поздравление от главы Магнитогорска Сергея Бердникова.
Работе в Гипромезе Анна Кияшко посвятила тридцать три года. И весь этот период – время знаменательных событий как для самой нашей героини, так и для градообразующего предприятия Магнитки. А заглянув в трудовую книжку Анны Степановны, сразу понимаешь: перед тобой не просто документ. Это настоящая летопись производственных достижений.
Среди наград нашей героини юбилейная медаль за доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, бронзовая медаль главного комитета ВДНХ СССР. Анна Кияшко удостоилась звания ветерана труда магнитогорского Гипромеза, медали «За трудовую доблесть», почётного звания «Ветеран Магнитки» и медали «Ветеран труда». В дальнейшем её наградили памятной медалью «1929-1989» в честь шестидесятилетия Магнитогорска и дипломом лауреата премии Совета Министров СССР «За создание и внедрение высокоэффективного прокатного оборудования для производства углеродистой ленты». А международный благотворительный фонд «Меценат столетия» отметил Анну Степановну нагрудным знаком «За милосердие».
Анна Кияшко родилась в деревне Новощетниково Лебяжьевского района Курганской области. Там же пошла в школу, и её учёба пришлась аккурат на суровые военные годы. Тяжело приходилось не только защитникам Родины, но и тем, кто остался в тылу – детям, женщинам и старикам.
– Работали в поле, вместо лошадей использовали коров – запрягали их в телеги, – продолжает Анна Степановна. – Да и послевоенное время было очень нелёгким.
Местная школа была рассчитана только на четыре класса, однако те, кто окончил её, считались вполне грамотными людьми и в дальнейшем могли получить хорошую должность в колхозе.
– Однако я осмелилась пойти в пятый класс – в другую школу, расположенную в селе Арлагуль, – вспоминает Анна Степановна. – Там учились ребята из пяти деревень, всего восемь человек. В этой школе я окончила седьмой класс. Мою подругу после выпуска сразу поставили начальником почты, а я хотела продолжать учёбу. Образование тогда ценилось невероятно.
Мама нашей героини Василиса Фёдоровна позволила ей отправиться за тридцать пять километров от родной деревни в большой районный посёлок Лебяжье, где располагалась школа-десятилетка. Там Анна Кияшко жила у старшей сестры своей подруги и, помимо уроков, помогала той по хозяйству и нянчилась с двумя её детьми.
Лебяжьевская школа подарила Анне Степановне и семейное счастье: именно там она встретила своего будущего мужа Валентина Яковлевича.
– Он выпустился на год раньше, – рассказывает наша героиня. – И чтобы подождать, когда доучусь я, устроился преподавателем в другую школу. Затем мы вместе стали выбирать институт для поступления и решили, что самый лучший вариант – МГМИ. Сначала Валентин Яковлевич съездил в Магнитку, что называется, «на разведку». Это было в пятьдесят первом году. Как раз хоронили Григория Ивановича Носова, и он застал этот момент. Спустя время мы приехали сюда уже вдвоём, благополучно сдали экзамены и начали учиться. Я поступила на горный факультет, Валентин Яковлевич – на доменщика. Производство чугуна его очень заинтересовало: вернувшись после первой поездки в Магнитогорск, он всё время рисовал домну.
На горном факультете Анна Степановна проучилась один семестр, но потом поняла, что её тянет к другому направлению. В итоге «поменялась» с одним из студентов и стала изучать обработку металлов давлением.
Свадьбу Анна и Валентин Кияшко сыграли после третьего курса. Затем, когда родилась их дочь Ирина, мама нашей героини приехала в Магнитогорск и помогала молодым с новорождённой. А они в то время как раз готовились к сдаче дипломных работ.
– Училась хорошо, – продолжает Анна Степановна. – Благодаря этому на последнем курсе получала повышенную стипендию.
Защита дипломов у супругов Кияшко прошла благополучно, и вскоре Валентин Яковлевич устроился в доменный цех, а Анна Степановна – конструктором в Гипромез.
Она с самых первых дней поняла: этому делу придётся отдавать всю себя. Труд в проектном институте столь же непрост, как и на производственной площадке с её огромными цехами и агрегатами. Яснее всего суть работы в Гипромезе отражена в стихотворении, которое Анна Кияшко написала в девяностом году, перед уходом на пенсию. Даже спустя тридцать четыре года наша героиня помнит его наизусть, и особенно берут за душу следующие строки: «Как в оконном стекле замелькали цеха, // А в висках всё стучало: работа, работа, работа».
– Начинала конструктором, потом стала старшим инженером, руководителем группы, – перечисляет Анна Кияшко. – И с каждой такой ступенькой объём работы и ответственность увеличивались.
Она прекрасно знакома с прокатным переделом Магнитогорского металлургического комбината и участвовала в реконструкции многих цехов. При участии Анны Степановны была модернизирована хвостовая часть стана «250-1». Также наша героиня делала проекты по станам «300-3», «2350», «4500», по обоим блюмингам, слябингу, стану «2500» горячей прокатки, стану «2500» холодной прокатки. Без её вклада не было бы развития первого, второго и третьего листопрокатных цехов.
Кульминацией трудового пути нашей героини, пожалуй, можно назвать строительство ЛПЦ-8. Всем, что касалось будущего подразделения, она занималась лично: начиная от выбора площадки и заканчивая коммуникациями. Анна Кияшко входила в специальную группу, созданную к началу строительства восьмого листопрокатного, и вместе с коллегами принимала участие в совещаниях, которые проходили прямо на стройплощадке.
– Технико-экономическое обоснование для ЛПЦ-8 делал московский Гипромез, – делится наша героиня. – Однако когда мы углубились в этот вопрос, то поняли, что всё намного сложнее, чем планировали столичные проектировщики. Руководствовались собственными выводами, основанными на наших же чертежах и расчётах, согласно которым нужно было удлинить пролёты в термическом отделении, склад готовой продукции и так далее. Это было непросто, но мы справились, и сейчас я очень рада, что цех работает.
Не раз и не два Анна Кияшко участвовала в совещаниях Министерства чёрной металлургии СССР. Именно там она, можно сказать, «выбила» для Магнитки стан «2000» горячей прокатки, в дальнейшем ставший сердцем десятого листопрокатного цеха. При этом на агрегат «претендовали» ещё два металлургических предприятия Советского Союза. Также Анна Степановна внесла лепту в создание кислородно-конвертерного цеха: её группа проектировала отделение приёма слябов, а оборудование для участка было изготовлено на заводе «Уралмаш».
Работали, как она отмечает, исключительно по заданию, которое чаще всего выдавало руководство комбината. Одним из таких примеров может послужить северная скрапобаза, где по проекту Анны Кияшко и её коллег построили три колоннады для приёма лома. Их оборудовали пакетир-прессами и электромагнитными грейферными кранами, с помощью которых лом упаковывался для дальнейшей отправки в мартеновское производство.
– Получив задание, всегда старались проработать его так, чтобы всё стало ещё лучше и эффективнее, чем планировалось. Если видели, что такая возможность есть, – делали, – улыбается Анна Степановна. – И очень важно отметить, что каждый проект – это коллективный труд. Всегда и везде мы работали большой командой, состоящей как из проектировщиков, так и из технологов того или иного цеха.
Годы работы в Гипромезе она вспоминает с благодарностью. И сама деятельность была интересной, и с коллективом нашей героине повезло. Неоднократно Анна Кияшко выступала в роли наставницы – и сразу видела: получится из человека проектировщик или нет. Так что она как никто другой понимает: такая работа – это призвание.
Трудовой путь её супруга на ММК тоже получился достойным и ярким. Валентин Яковлевич начинал машинистом вагон-весов в доменном цехе. В шестидесятые возглавлял техническое бюро, в 1969 году стал начальником цеха ремонта металлургического оборудования № 1. В этой должности он трудился до семьдесят пятого года, а затем его назначили заместителем главного инженера комбината, где Валентин Кияшко встал «у руля» отдела технического надзора и капитальных ремонтов, а также технического комплекса. Также он работал заместителем главного инженера сталепрокатного завода № 2 по строительству, заместителем главного инженера управления ремонтов и технического надзора по ремонту первой доменной печи. Валентин Яковлевич вышел на пенсию в 1997 году, после чего активно участвовал в жизни ветеранской организации ММК. Он является почётным ветераном Магнитогорского металлургического комбината.
– Пропадал на промплощадке день и ночь, – вспоминает Анна Степановна. – Дома были постоянные звонки. Ни один рабочий вопрос не решался без его участия, вне зависимости от времени суток.
Вместе Анна и Валентин Кияшко вырастили двоих детей.
Их дочь Ирина Валентиновна – известный в России литератор и поэтесса. Сочинением стихов она увлеклась ещё в школе, её работы получили одобрение Нины Кондратковской, Риммы Дышаленковой и Владилена Машковцева. Ирина Кияшко работала корреспондентом в газете «Магнитогорский металл» (16+), экскурсоводом в филиалах Государственного исторического музея – в Храме Василия Блаженного и в музее-заповеднике «Коломенское», на киностудии «Пермьтелефильм». Она участвовала в создании двенадцати документальных фильмов в качестве сценариста или ассистента режиссера.
– Сейчас Ира живёт в Соликамске и продолжает заниматься литературой, – добавляет Анна Степановна. – Пишет стихи, а также является главным редактором и составителем альманаха «Камская пристань» (12+), куда входит как поэзия, так и проза.
А сын супругов Кияшко Виталий Валентинович – известный в Магнитогорске врач-стоматолог, у него своя клиника. Что интересно, сыновья Ирины Валентиновны пошли по стопам дяди: Даниил работал хирургом-стоматологом, а Дарий трудится зубным техником.