ЕСЛИ ГОД НАЗАД этот фестиваль открывала премьера «Царской невесты» в постановке москвича Михаила Панджавидзе, на этот раз «прологом» праздника оперного искусства станет премьера «Алеко» в версии петербургского режиссера Сергея Сметанина.
Сергей Николаевич уже знаком магнитогорцам по спектаклям «Минуты жизни» и детскому мюзиклу «Новый год и Черный кот». Первый из них, посвященный творчеству композитора Бориса Фомина – автора лиричнейших романсов начала прошлого века, снискал интерес зрителя разных поколений. Второй, будучи историей сказочной и волшебной, пришелся по вкусу магнитогорской детворе. И вот теперь театр решил предложить режиссеру постановку одной из самых репертуарных опер российского театра, написанной Сергеем Рахманиновым на заданное либретто в качестве выпускной экзаменационной работы.
Впрочем, данное обстоятельство можно упомянуть лишь мимоходом. Ведь первая постановка выпускного сочинения будущего классика мирового музыкального наследия была осуществлена затем на сцене Большого театра! И произошло это ровно 115 лет тому назад – в апреле 1893 года. Нынешний апрель знаменует и еще одно замечательное событие – 135-летие со дня рождения композитора. Хотя Магнитка на этот раз была далека от мысли приурочить свою премьеру к какой-либо юбилейной дате – все «сложилось» само собой…
Для Сергея Сметанина, как и для труппы театра, постановка «Алеко» – первый опыт обращения к оперному творчеству Рахманинова. Говоря же о работе над собственной версией спектакля, Сергей Николаевич заметил, что, во-первых, музыкальный язык этой оперы, на его взгляд, очень точно передает характер пушкинской поэмы. А во-вторых, гениальность Рахманинова-композитора заключается в данном случае в том, что в своем произведении он оставил большую свободу для режиссерского прочтения. И потому в магнитогорской постановке традиционной увертюре будет предшествовать пролог, который должен задать действию настроение вольной стихии цыганской жизни. Табор в исполнении артистов хора, обозначенный в либретто как «персонаж» вспомогательный, станет в этом спектакле одним из основных действующих лиц.
– Здесь потрясающий хор! – говорит режиссер-постановщик. – Они работают с большой самоотдачей и во многом помогают солистам проникнуться нужными эмоциями. Ведь в этом спектакле не должно быть «цыганщины». Должны быть особая пластика, особые интонации, особое существование актера на сцене…
Многое, считает Сергей Николаевич, уже «сложилось правильно» – и это главное. Будут на сцене и кибитка, и шатры, и костер, без которого немыслимы долгие степные вечера. И при всем при этом «нестандартно» малого пространства сцены, благодаря оригинальному решению художника-постановщика Алексея Вотякова, окажется достаточно и для танцев в исполнении солистов балетной труппы, и для самого действия, исполненного внутреннего трагизма.
Приведенный в табор вольнолюбивой красавицей Земфирой «чужак» Алеко становится, по существу, жертвой судьбы. Бежав из «неволи душных городов», он оказывается неспособен вынести и «тяготы свободы», обрекающей его, в конечном итоге, на полное одиночество. И потому на афише спектакля главный герой томится в клетке, которую держит в своих руках олицетворяющая злой рок Земфира…
Впрочем, не станем забегать вперед. До премьеры остаются считанные дни, и потому предоставим зрителю самому судить о том, что получилось у артистов Магнитогорской оперы в конечном итоге. Добавлю лишь, что занята в спектакле почти вся труппа, поскольку готовится три состава исполнителей. Партию Алеко поручили народному артисту РБ Петру Токареву, а также солистам Валерию Муртазину и Игорю Чернию. Роль Земфиры в разных составах исполняют Наталья Ландовская, Зинаида Ковалева и Алена Никитина. На роль Молодого цыгана приглашен солист Новосибирского театра музыкальной комедии Алексей Милосердов. А сам спектакль, в отличие от авторской версии, разбит на два действия. Что ж, будем надеяться, что открытие фестиваля «Вива опера!», которое состоится вечером 17 апреля, станет достойным началом и задаст верный тон всем десяти дням праздника…