Не буду петь дифирамбов самому телепроекту: во-первых, делали уже это не раз, а во-вторых, честно говоря, он изрядно поднадоел - и не только из-за частоты и длительности показа, но и по причине однообразия.
Нет, конечно, Илья Авербух - большая умница, каждый сезон он что-то меняет в правилах турнира: делит участников на две команды, ставит второго тренера - Александра Жулина… Но суть-то не меняется: звезды на коньках в паре с профессиональными фигуристами - да еще параллельно на двух каналах, да еще во главе с той же Анастасией Заворотнюк - пусть на другой "кнопке". К тому же, да простят меня продюсеры "Ледникового периода", состав участников с каждым годом мельчает. Разумеется, самих фигуристов это никак не касается - их чемпионский титул никто не отнимет. В минус им можно вменить лишь то, что, "поварившись" несколько лет в почти шоу-бизнесе, они стали более вальяжными, менее теплыми и доступными - но это, может, и хорошо: такого шквала интереса не вытерпит даже самый матерый тусовщик. И потом, по словам Ильи Авербуха, на командном духе это никак не сказалось:
- Когда слава и популярность приходят к тебе в сознательном возрасте, крышу не сносит. Мы - единый кулак, команда, и поведение в ней у всех участников вполне адекватное.
А вот что касается популярности артистов… В основном, Первый канал в "Ледниковом периоде" раскручивал собственных сериальных героев. А посему те зрители, которые не смотрят все эти бесконечные "Татьянины дни", "Монте Кристо" и иже с ними, с большинством "ледниковцев" от шоу-бизнеса были незнакомы. И даже Татьяна Навка - суперхаризматичная блондинка на коньках, произведшая фурор в паре с Маратом Башаровым, - нынче просто потерялась в паре с Вадимом Колгановым: актер он, скорее всего, замечательный, но совсем не известный - не медийный, точнее. Ни Анастасия Заворотнюк, ни Екатерина Стриженова, ни другие более-менее известные личности ситуацию не спасли: да и приворожившая всех мужчин Жанна Фриске в свое время "примелькалась" в цирковом проекте со звездами.
Итак, "Ледниковый период" набил оскомину и уж точно не соберет аншлага. Однако предположения "развалились" в одночасье: семитысячный зал "Арены-"Металлург" практически полон - пустовали лишь боковые трибуны, совсем не годные для наблюдения. Хотя, даже этот факт сильно расстроил Илью Авербуха, традиционно встретившегося с журналистами перед началом шоу.
- Вчера в Челябинске был супераншлаг - мы танцевали в новом Ледовом дворце. А в Магнитогорске зал не полон. Я понимаю, времена нынче тяжелые, кризис сказался и на нас.
- В чем он сказался на вас? - спросил журналист "ММ".
- И в зрительском интересе, и в денежном обеспечении: труднее найти спонсоров, тем все труднее выдавать нужные суммы…
- А в творческом отношении кризиса у вас нет? Что будет дальше в "Ледниковом периоде"?
- Вы правы, наверное, и кризис идей наблюдается. И мы с ним боремся. Но "Ледниковый период-2" стал самым рейтинговым проектом по итогам прошлого года, и это не единственный рекорд. За всю историю телевидения он стал также самым дорогостоящим и единственным, кто имеет шестерых генеральных спонсоров - такого не было никогда: раньше один - максимум два. Поэтому у Первого канала большие планы на будущий проект: скоро стартует продолжение "Ледникового периода-2" - финальные баталии 12 пар, которые остались в проекте. Скорее всего будет и следующий "Период".
По ходу беседы вспомнили пресс-конференцию трехлетней давности, когда Илья Авербух, тогда еще женатый на своей партнерше Ирине Лобачевой, привез в Магнитогорск еще "Звезд на льду": помню, как звездам наперебой задавали вопросы, а Илья скромно сидел, почти никому не нужный. Теперь ненужными казались его партнеры по пресс-конференции Вадим Колганов и Тимур Родригез: и если молчание в адрес первого можно объяснить его неизвестностью - спрашивать пока не о чем, то экс-резидента "Камеди-клаб" неинтересным прессе уж точно не назовешь. Однако все вопросы Илье: и как подбирает пары, и как справляется с трудностями, и как отдыхает… И дело здесь не только в том, что сам Илья стал супермедийной личностью - просто он один может рассказать объективно о том, как развивалось его детище в течение всех этих лет и к чему в итоге приходит. А звезды - они каждый год в один голос говорят об одном и том же: что им очень повезло участвовать в таком проекте, работать с такими людьми, как Илья Авербух и его фигуристы. Что лишь в таком проекте они смогли выступить перед многотысячной аудиторией. Что это опыт, который, несомненно, пригодится им в дальнейшей творческой жизни. А главное: что на эти несколько месяцев участники проекта стали одной дружной семьей.
- В прошлом году на таком же концерте я беседовала с Александром Дьяченко, участником первого "Ледникового периода", - задаю я вопрос. - Он с искренней грустью сказал о том, что с ужасом ждет окончания проекта, потому что не хочет расставаться с замечательной атмосферой, сложившейся в коллективе. Что вы думаете об этом?
- Действительно, и Саша, и Алеша Макаров очень привязались к "Ледниковому периоду", - начал отвечать Илья Авербух. - Они даже репетировали, чтобы ехать с нами в этом году, но, к сожалению, финансовой возможности привезти их не нашли.
- Я встречался с Сашей Дьяченко на тренировке во Дворце ЦСКА, - вступил в разговор Тимур Родригез. - Он посмотрел на меня и с грустью, как в кино, произнес: "Придет время, и ты тоже будешь смотреть на этот процесс со стороны и завидовать новичкам". Чем ближе финал, тем яснее я понимаю, насколько он был прав.
- "Ледниковый период" будет продолжаться, но это будет уже другое шоу, - говорит Вадим Колганов. - Оно, я уверен, не будет хуже, но тех первых ощущений, захлестнувших нас в начале, уже не появится. Именно этого мне особенно жаль, потому что ощущения те не сравнимы ни с чем.
- А разве первые ощущения - это не боль в мышцах?
- (Смеется). Было, но это не проблема - гораздо большие неприятности доставляли мозоли на ногах.
И - снова внимание переключилось на Илью Авербуха. Несколько лет назад мне не верилось, что он удержит в руках столь масштабный проект: либо найдутся руководители получше, либо он скоро закроется - уж слишком Илья казался не приспособленным к новой роли быть хозяйственником, администратором. Слишком творческим человеком он смотрелся... Теперь же стало понятно: он - лидер, и предприятие существует благодаря ему. Сегодня Авербух - это не только "Ледниковый период" и его компания "Ледовая симфония". Это еще и совместный с Первым каналом сериал "Жаркий лед", который начинает набирать рейтинги, и глянцевый журнал "Лед", главным редактором которого является Илья. И даже некоторые статьи сам пишет.
- Конечно, маститым продюсером и бизнесменом я себя не считаю, но я набрал определенный опыт за эти три года: научился принимать решения, порой жесткие.
Жесткость, в частности, проявилась в смелости прямо высказать мнение журналистам. К примеру, на вопрос о процентном соотношении тех участников, кого Илья пригласил в проект, и тех, кто напросился сам.
- Тех, кто напрашивается, у меня в проекте нет, - утверждает он. - Потому что это люди, которым нужна раскрутка, а я заинтересован в популярных лицах (и это почти правда - если не считать, повторю, сериальных актеров Первого канала. - Прим. авт.)
Да и к самой прессе Илья Авербух достаточно жесток. Задавая вопрос, я посетовала на то, что, будучи в Москве, мы не стали освещать съемки "Ледникового периода", поскольку увидеть нам предложили лишь то, что видят и телезрители - закулисье от прессы закрыто категорически. Между тем руководство телеканала "Россия" пустило журналистов в святая святых - на тренировку, причем журналисты тоже были на коньках. Не стоит ли Первому перенять такой опыт?
- Знаете, я не хочу, чтобы на страницах газеты потом появились фотографии, как спортсмены и артисты переодеваются, что при этом говорят... И потом, журналисты склонны гипертрофировать все события: если у кого-то порезан палец, то в газете этого человека, окровавленного и почти без сознания, уносят на носилках. И мне приходится месяцами отвечать на кучу глупых вопросов: а правда ли, что тот-то катается у вас с поломанным позвоночником? Ведь в основном подобными телепроектами интересуются издания с желтой направленностью, поскольку серьезные журналы либо ведут другие темы, либо не интересуются нами в силу того, что выходят, к примеру, раз в месяц. Сунуть свое лицо в желтую газетенку, лишь бы оно где-то мелькнуло, - это не интересно ни мне самому, ни участникам нашего проекта. Поэтому моя позиция, выработанная с Первым каналом, довольно жестка: мы действительно очень закрыты от прессы. У канала "Россия", видимо, другая позиция. А мы отвечаем красивой картинкой. А вот если не хватает красивой картинки, появляется смысл рассказывать о том, кто с кем живет.
Ответил правильно, вполне искренне. Однако забыл, что в жизни все как раз наоборот: кто вспомнит хотя бы одну закулисную интригу в телепроектах "России"? Никто - ну, за исключением романа Марины Анисиной и Никиты Джигурды, так он и завершился свадьбой. А вот о пиаровских ходах Первого наслышаны все - и "Ледниковый период", увы, не стал исключением. Вспомните хотя бы громкий "якобы роман" Алексея Ягудина с Викторией Дайнеко, а после - с Сашей Савельевой. Я уж не говорю о перипетиях отношений Татьяны Навки и Марата Башарова. Но напоминать об этом Илье не стала: во-первых, ни к чему гостей обижать, а во-вторых, он тут, хочется верить, совсем ни при чем.
Отвечая на вопрос одного из журналистов: не пытался ли кто-то с Запада позаимствовать идею проекта, ответил без лукавства:
- Сразу вас разочарую: мы - калька английского телепроекта, мы покупали у него лицензию. Правда, подошли к идее по-русски: на западе, к примеру, участвуют не звезды, а обычные люди - то есть интересен сам процесс: как за короткое время обычный человек научился кататься на коньках. Но даже не в этом дело: там не важен смысл жестов, театральность, а мы вложили в "Ледниковый период" максимум души. Словом, изменив правила игры, мы перестали быть калькой и даже перестали платить за лицензию (Смеется). Наше шоу с успехом прошло в Европе, Японии, Америке и было признано лучшим в мире.
После пресс-конференции - традиционный мастер-класс с воспитанниками магнитогорской школы фигурного катания. На этот раз урок провел дважды чемпион мира Максим Ставиский. Кстати, затея Авербуха со звездными танцами на коньках очень повлияла на популярность этого вида спорта.
- В первые годы, когда вышел проект "Звезды на льду", был бум: кажется, все россияне купили коньки и привели своих детей в школы фигурного катания, активно начали строиться Ледовые дворцы… Сегодня, разумеется, все "устаканилось", но тренеры говорят, что в школах по-прежнему большой поток желающих стать фигуристами. Сейчас в любительском спорте фигурное катание России показывает не лучшие результаты, зато появились все шансы через десяток лет воспитать новых чемпионов.
Короткая раскатка спортсменов и артистов - и вот зал начал заполняться зрителями. Нет, все-таки это очень красиво. И я, которой так надоел телепроект, как завороженная, смотрела на лед, где с огромной скоростью, буквально на расстоянии вытянутой руки, проносились фигуристы, обдавая прессу легким ветерком и запахом парфюма. А глаза, а руки - и все так близко, так красиво и по-актерски грамотно! А если бы вы были с нами за кулисами! Вот со льда выходят Алексей Тихонов и Екатерина Стриженова - сели отдышаться, и Алексей, тепло улыбаясь, надевает на коньки Екатерины чехлы. Рядом Татьяна Навка отчитывает Вадима Колганова - он неудачно пошутил на льду, рассердив фигуристку. Пара откатала танец "Свадьба" под песню Муслима Магомаева, и Татьяна в свадебном платье, подняв со льда мягкую игрушку, взяла ее, словно ребенка. Разумеется, оставить это без внимания Илья Авербух не мог - сразу же сказал, что, мол, у поженившейся только что на льду пары уже и ребенок появился. "На кого похож?" - спросила Навка склонившегося над игрушкой Колганова. "На Башарова", - тут же ответил Вадим.
Илья Авербух вообще никого не оставлял без внимания, отмечая выступления каждого не дежурными фразами, а какой-нибудь милой подробностью. Особенно отметил Алексея Ягудина: что он, "несмотря на все свои многочисленные травмы, нашел в себе силы приехать и выступить перед вами…" Это правда: после выступления Алексей шел мимо нас, сильно хромая, лицо не могло скрыть боли, которую он испытывал.
Словом, как обычно, несколько часов пролетели незаметно, и уходить не хотелось. И если вы спросите меня, буду ли я смотреть очередной "Ледниковый период" по ТВ, я отвечу честно: вряд ли - разве что на коньки встанет давняя моя любовь Дмитрий Маликов. А вот на вопрос: пойду ли я на "живое" шоу Ильи Авербуха в будущем году? - я отвечу: обязательно.