Подумать только, у народного фильма "Кавказская пленница" в этом году юбилей! Мы росли и взрослели вместе с этой комедией. А она по-прежнему собирает миллионы зрителей у экранов.
Интересно, что в первом варианте сценария была история про "снежных людей" - сбежавшая в горы троица выдает себя за йети, чтобы сбить со следа милицию, а их разоблачают Шурик и Нина. Никулин дружил с режиссером Леонидом Гайдаем и сразу сказал ему, что в таком сюжете он сниматься не будет. Гайдай же решил, что не будет снимать фильм без Никулина, и специально для него переписал сценарий на основе вычитанного в газете эпизода о похищении невесты.
На главную роль "комсомолки и просто красавицы" Нины Гайдай перепробовал десятки актрис, пишет "Комсомольская правда". Среди претенденток были Вертинская, Болотова, даже Селезнева, сыгравшая у Гайдая в первых новеллах о Шурике. Когда же на съемочной площадке появилась неизвестная тогда миниатюрная Наталья Варлей, режиссер воскликнул: "Ее я и искал!"
Варлей была цирковой артисткой. И потому на съемках ей не все удавалось. В одном эпизоде ее героиня должна была заразительно хохотать. Но у девушки не получалось засмеяться по заказу. Тогда Никулин, Вицин и Моргунов договорились ее рассмешить - вдруг задрали майки и стали чесать животы, корча рожи. Варлей залилась смехом.
Для съемок Наталье пришлось учиться водить машину. Однажды она чуть не раздавила знаменитую троицу. Актеры, взявшись за руки, стояли на дороге, а у Варлей в машине вдруг отказали тормоза. Актеры бросились врассыпную.
Ну а самое обидное для Варлей - у нее не получилось озвучить свою героиню. Эту работу за нее выполнила Надежда Румянцева. А спела за нее певица Аида Ведищева.
Множество реплик своему герою "товарищу Саахову" придумал Владимир Этуш.
- "Белий, горячий", "шляпу сними" и ряд других - моя импровизация, - вспоминает Владимир Абрамович. - Когда я сыграл полковника Калоева в "Председателе", один мой знакомый сказал: "Знаешь что, ты на Кавказ не езди - тебя убьют!" Я похихикал, но на Кавказ не поехал. А когда я сыграл Саахова, тот же знакомый сказал: "Теперь тебе и на Кавказ не надо ехать - они тебя в Москве убьют!"
Комедия изобилует фокусами. С этим делом усердствовал Никулин. К примеру, он предложил положить под одеяло лилипута, который чесал ему пятку. А в кадре кажется, будто это Балбес, не сгибаясь, достает рукой до своей пятки. Для съемок сцены прививки тот же Никулин для прикола предложил колоть Бывалого цирковым супершприцем (жанэ). Евгений Александрович сначала не хотел рисковать, но потом сдался. Но никто колоть по-настоящему его не собирался. Моргунов лежал с подушкой между ног, и в подушку втыкали шприц. В момент съемки одного из дублей Вицин подлез под Моргунова и, схватившись за конец иглы, покачал шрицем. Качающийся шприц развеселил всю группу, и этот дубль вошел в фильм.
А фокус с поворотом головы Вицина на сто восемьдесят градусов снимали в несколько приемов. Первый: Вицин, опустив папаху налицо, шевелит пальцами рук, сложенными на груди, - камера снимает, останавливается. Второй: Вицин надевает пиджак задом наперед, папаха на лице, пальцы шевелятся - камера снимает, останавливается. А эти кадры разбиваются еще одним куском, где снят затылок Георгия Михайловича: сначала под папахой, а потом - когда ее сдвигают кверху.
О гонорарах. Из всей звездной троицы Моргунов получал самую низкую ставку - 25 рублей за съемочный день. Никулин получал 50 рублей, Вицин - 40, Демьяненко - 50, у Варлей ставка равнялась 13 рублям 50 копейкам. Для сравнения: сегодня звезды российского кино получают от 5 до 70 тысяч долларов за съемочный день.