Есть на Новом Арбате в Москве книжный магазин. Огромный, в два этажа, он считается одним из крупнейших в столице и даже стране. На каждом углу компьютеры, ведь книг так много, что продавцы-консультанты, коих здесь несколько десятков, просто физически не могут запомнить все фолианты. Поэтому на любой ваш вопрос-запрос они с вежливой улыбкой несколько секунд щелкают на клавиатуре и выдают действительно полный ответ - не подкопаться.
Здесь же отдел канцелярских товаров - настоящий рай для детей: блокнотики всех цветов радуги и даже в настоящих меховых обложках, тетрадки с фотографиями всех более-менее известных персонажей мультфильмов и представителей шоу-бизнеса - словом, все преступно красиво и столь же преступно дорого. К примеру, шариковую ручку здесь вам могут предложить за несколько десятков тысяч рублей.
Но, разумеется, особая ценность столичных книжных супермаркетов (а как еще назвать столь масштабный торговый объект?) заключается в беспрецедентной установке на эксклюзивность и оперативность. Еще вчера, к примеру, Леонид Парфенов, автор видео-эпопеи "Намедни. XX век" в своем интервью говорил о том, что он заканчивает работу над книжной версией суперсерии "Намедни", за которую уже получил специальный приз книжных критиков, а уже сегодня она торжественно выставлена на стенде "Новинки". Стоимость, на наш взгляд, просто поднебесная: несколько тысяч рублей. Зато она здесь, что называется, с пылу с жару.
Крупные книжные магазины, коим, без сомнения, является супермаркет на Новом Арбате, даже заключают договоры с авторами бестселлеров или издательствами, их выпускающими, на эксклюзивное право представлять новинки в своих залах. Говорят, на этом делают очень неплохие деньги все заинтересованные стороны - а оплачивают эти бизнес-проекты, соответственно, читатели.
В перерыве между двумя встречами зайдя в книжный на Новом Арбате, заметили явное оживление на втором этаже. Оказывается, это мы удачно зашли: буквально через несколько минут здесь ожидается встреча с читателями самой королевы российского детектива Александры Марининой. Цель - презентация новой книги, выставленной здесь же. Это новый цикл, начатый писательницей, под названием "Взгляд из вечности". Название сего творения - "Благие намерения". Обложка твердая, предисловие многообещающее, бумага довольно дорогая, печать хорошая, но шрифт, как водится нынче, слишком крупный, потому книга толще, чем должна бы быть в соответствии с содержанием. Цена - 314 рублей, но сегодня, в честь презентационного дня, скидка - пять процентов. Еще один бонус - все желающие, которые посетят встречу с автором бестселлера, - а то, что "Благие намерения" станут таковым, никто даже не сомневается - получат автограф писательницы.
Желающих встретиться не так уж много - всего пара десятков человек, несмотря на то, что каждые пару минут невидимый голос на весь магазин призывает читателей на встречу, которая состоится "…с минуты на минуту". Правда, и территория не внушает желания толпиться, так как это небольшой пятачок перед стендом с новинками. Встреча начинается с опозданием всего на несколько минут. Александра Маринина вошла в зал и с улыбкой заняла приготовленное место. Традиционно строгая, кажется, еще больше похудевшая, в черном, совсем не торжественная - из украшений на шее скромная нитка жемчуга, поддержанная браслетом и серьгами, скромное кольцо из черного камня - вот, собственно, и все. Волос собран сзади в пучок, строгости прибавляет черная оправа очков. Обращались к ней настоящим именем-отчеством - истинное имя писательницы Марина Анатольевна Алексеева. Она сама приветствовала читателей:
- Скажу честно: мне страшно отдавать миру эту книгу, как когда-то было страшно представлять вам свой дебютный детектив. Потому что между последним моим творением и сегодняшним прошло два года. И, когда представляешь книгу после такого перерыва, ты должна понимать, что все ждут от нее чего-то необыкновенного. Ведь все как думают: если два года молчала, значит, копила что-то очень умное и значительное. К тому же, это снова не детектив, это опять не Каменская, и я понимаю, что будут и разочарованные, недовольные… И заранее приношу им свои извинения. Кроме того, предупреждаю, что новая книга очень большая - сегодня я представляю лишь первый ее том, второй выйдет вслед за ним, а третий я сейчас пишу. Если ничего не случится, он будет представлен в книжных магазинах страны уже в начале января. Так что не удивляйтесь, что повествование обрывается практически на полуслове.
- Марина Анатольевна, какие изменения произошли в вашей жизни - и личной, и творческой, что вы от проблематики одного человека, от мира Каменской перешли к семейной тематике? - это настала очередь читателей задавать свои вопросы.
- Ответ прост и короток: я перешла на семейную тему, потому что я старею (вокруг раздается робкий смех). Идут годы, накапливается опыт, я меняюсь, меняются мои приоритеты, интересы… Как я буду стареть дальше - не знаю, возможно, через некоторое время меня снова потянет написать крутой детектив. Я очень хорошо помню период, когда писала только про Каменскую, и журналисты постоянно спрашивали, не хочется ли мне попробовать свои силы в другом жанре. Я абсолютно искренне отвечала: нет, потому что мне очень комфортно в рамках детектива, где я могу сказать все, что хочу. Буквально на следующий день после очередного такого интервью проснулась с мыслью, что хочу написать "Тот, кто знает". И кто знает, с какой мыслью я проснусь завтра?..
- Когда к вам пришел замысел нового романа?
- Это случилось в конце мая прошлого года в Северной Италии - я там была на психологической реабилитации, назовем это так (Смеется). После моей последней книги прошел год, я поняла, что у меня нет сил, меня обуревают страхи, что я не смогу больше писать. С этим надо было что-то делать, и моя подруга силой увезла меня в Северную Италию, где десять дней прочищала мне мозги. Как видите, помогло.
- Четыре ключевых персонажа "Благих намерений" - ворон, камень, змей и ветер - как представители вечности. Что они символизируют?
- Абсолютно ничего. История их создания проста: когда придумывался сюжет, характеры героев, я вдруг поняла, что мне может надоесть сухой академичный язык авторского повествования и хорошо бы иметь возможность хотя бы часть истории рассказать живым разговорным языком. И возник ворон - вечный мудрый герой, имеющий возможность проникать в любое место, пространство и время. Но ему был необходим собеседник, чтобы рассказывать свои наблюдения - и в голову пришел неподвижный камень, единственная возможность которого - узнать о мире из рассказов ворона. Потом появился ветер - как наблюдатель отношений ворона и камня: легкомысленный, жизнерадостный и позитивный. В противовес ему родился и змей - как причина постоянного раздора, заклятый соперник ворона. Но так уж получилось, что, ничего не символизируя, эти герои стали очень символичными для меня самой. Когда эти герои уже обрели черты, мы с мужем и подругой, гуляя, зашли в ювелирный магазин и увидели потрясающие украшения из камня в форме ворона, змея и камня. Муж, разумеется, купил все это нам, сказав, что это добрый знак.
- Трилогия - это точно? Может ли случиться, что книг будет не три, а больше?
- Крайне маловероятно, потому что один из главных героев в конце третьей книги умирает, и продолжать повествование об этой семье становится бессмысленным. Но я вдруг поняла, что мне страшно нравятся два второстепенных персонажа - сестра главной героини и их друг детства, получившиеся симпатичными неординарными личностями. Так что, вполне возможно, закончив с трилогией, я возьмусь за новую книгу с их участием.
- Ваше личное определение "Взгляда из вечности" - семейная сага. А что такое, по-вашему, счастливая семья?
- Вопрос бессмысленный, и вот почему. Люди могут жить абсолютно счастливо, но со стороны будет казаться, что это просто кошмарно, неправильно и ненормально - они кричат друг на друга, бьют посуду и хлопают дверями… Но в этих страстях и заключается их гармония существования друг с другом. А мы смотрим и недоумеваем, почему они о сих пор не развелись. А бывает наоборот: люди живут очень мирно, рядом с ними очень комфортно, потому что они смотрят друг на друга с милой ласковой улыбкой и называют друг друга котиком и лапушечкой, и кажется, что это великолепный счастливый брак. А внутри могут быть измены, ненависть, обиды и ужасное отношение друг к другу. Поэтому никто не знает, что такое счастливая семья - главное, чтобы людям было комфортно. А как это выглядит со стороны - уже другой вопрос, который, в принципе, для самой семьи не должен иметь никакого значения.
- Этому вы научились в милиции, где работали до писательства?
- Этому тоже, но в первую очередь я научилась пунктуальности. К примеру, даже будучи в творческом кризисе, я каждый день приходила вовремя в свой офис - мне было легче чувствовать, что я не просто существую где-то дома, не нужная никому, в том числе самой себе. Я приходила на работу, разговаривала со своим редактором, варила и пила кофе, включала компьютер, разбирала документы - так проходил день, я уходила домой, и в этом был комфорт бытия и размеренного графика.
- Ваш роман посвящен 50-60-м годам прошлого века. Насколько было сложно воссоздавать обстановку того времени?
- 50-начало 70-х - только первый том, дальше все пойдет вплоть до настоящего времени. 60-е годы я помню - родившись в 57-м, я уже была в сознательном возрасте и помню магазины, транспорт, одежду, прически, фильмы... С 50-ми сложнее: пришлось ворошить справочные материалы, документальные и художественные фильмы - и я, как мартышка, сидела с блокнотом и все записывала.
- Есть ли в романе персонаж, который можно было бы назвать выразителем авторского альтер-эго?
- Нет. Частично мое альтер-эго распределяется между вороном, камнем и змеем. Но вообще-то мистика мне не свойственна.
Москва - Магнитогорск