Уже 27 лет Анатолий Бегельман - детский тренер, беззаветно преданный любимому делу, преподает шахматную науку. В этом году он отметил юбилей.
- Анатолий Борисович, чувствуете ли вы себя молодым в свои 50? Или уже ощущаете груз прожитых лет?
- Скорее ощущаю, что приобрел достаточный жизненный опыт. Но считаю, что расти и совершенствоваться можно бесконечно.
"Мои года - мое богатство"
Шахматист - как бриллиант: чем старше, тем дороже. За годы тренерской деятельности Анатолий Борисович воспитал и подготовил большой отряд шахматистов разного возраста, в основном мальчиков от 10 до 14 лет. Обучил игре несколько тысяч юных ребят, работая на базе ряда школ, детских клубов города и Многопрофильного лицея № 1. Много лет работал с особыми детьми: из приютов, детских домов, интернатов, с глухонемыми и теми, для кого русский язык не был родным. Сам с успехом участвовал во многих турнирах. Но практическая игра не стала его призванием. Он выбрал более трудный путь - стал тренером. Его опыт подтвержден временем и блестящими результатами: в 2002 году ученики школы № 16, в которой когда-то учился и сам Анатолий Борисович, заняли первые места в командном первенстве школ по шахматам на приз клуба "Белая ладья" и в командном первенстве среди старшеклассников - Мемориале Плисконоса. А в командном первенстве среди школьников первых-третьих классов на приз клуба "Малая белая ладья" они заняли второе место. В прошлом году юная первоклассница Майя Флейшер стала чемпионкой города среди девочек до десяти лет, а Влад Рахлис - серебряным призером города среди мальчиков до восьми лет. Многие из его учеников поступили в престижные образовательные учреждения области и страны.
С чего начинаются шахматы?
Познакомившись с мудрой игрой в десять лет, Анатолий всерьез заинтересовался передвижением фигур, особенно после того как спустя год в его жизни произошла важная встреча. "Мой одноклассник Анатолий Комков пригласил меня заниматься в шахматный кружок к замечательному тренеру Леониду Плисконосу, - вспоминает Анатолий Борисович. - Уже через пару месяцев мне удалось выполнить норматив третьего разряда, через год - второго, а в седьмом классе мне покорился норматив первого". И вот старшеклассником он возглавляет команду школы № 16, играет на первой доске в командном первенстве города. Спустя пару лет команда становится чемпионом страны на приз клуба "Белая ладья".
В написанной два года назад книге о детстве "Этюд в черно-белых тонах" Анатолий Борисович вспоминает, как часто взрослые во дворах играли в шахматы: "Практически в каждом дворе стояли небольшие столики, где возле игроков собирались болельщики. Проигравший уступал место очередному игроку и потом часами мог ждать своей очереди, поэтому проигрывать никому не хотелось". Юный Толя мог часами ждать своей очереди без уверенности, разрешат или нет: "Все соперники казались мне глубокими стариками. Помню, для меня было высшей похвалой услышать от кого-либо из них слова в мой адрес: "Хорошо парнишка играет!"
- А от чего зависит шахматный успех? Иными словами, с чего начинаются шахматы?
- С тренера. Леонид Плисконос - участник Великой Отечественной, все время воевавший в логове врага, за что мы ценили его еще больше. Но в первую очередь уважали его за доброту, честность, порядочность, любовь к шахматам и детям.
- Что должен уметь тренер?
- Быть педагогом, честно говоря, непросто. Изучив основные правила, дети лихо передвигают фигуры, уверенные, что уже умеют играть. И если проигрывают, то абсолютно убеждены в случайности поражения, что, если бы не "зевок" или просчет, они спасли бы партию. Доказать им, что дело не только в конкретной ошибке, а в неправильном плане игры, в недостатках их позиции, порой сложно. Тренер должен отыскать слабые и сильные стороны учеников, затем обучить их намечать четкий план действий. Стратегическое искусство для детей - "за семью печатями", постичь его нелегко - оно приходит с опытом. Помимо освоения ходов фигур и пешек, нужно через шахматы объяснить ребенку, что такое хорошо, а что такое плохо. Как сказал когда-то Алехин, посредством шахмат воспитать свой характер. Шахматы учат стремлению к победе. С другой стороны, они учат умению проигрывать, выносить удары, спокойно к ним относиться, анализировать свои ошибки. В шахматах каждую сыгранную партию можно проанализировать одному или с соперником, узнать, как он мыслил во время партии. Можно проанализировать сыгранную партию с помощью компьютера и понять, в чем ты был неправ. И в дальнейшем этих ошибок не допускать. Вероятно, это от бога, нельзя научить тренера быть тренером. Можно подготовить методику, программу, какие-то рекомендации, но кто поручится, что они принесут успех?
Роскошь "королевской игры"
Вспоминая годы обучения у Плисконоса, Анатолий Борисович рассказывает, что детский шахматный клуб в то время ютился в неприспособленном для занятий подвальном помещении: "Конечно, шахматы тогда частично финансировали, то есть выделяли средства на необходимые поездки. Но чтобы их реально получить, тренеру лично приходилось часами ходить по инстанциям с протянутой рукой, доказывая острую необходимость той или иной поездки".
В 70-80-е годы в стране проходило множество соревнований разного уровня. Юные магнитогорцы, участвуя в них, развивали свои способности. А сегодня у ребят практически нет возможности выезжать за пределы области.
- Когда-то Россия была самой сильной страной в фигурном катании и шахматах. Сегодня мы теряем лидерство. Да и в шахматах, как говорит Каспаров, у нас сегодня тоже кризис.
- Причем ярко выраженный, - соглашается собеседник. - Сейчас появилось очень много сильных шахматистов в других странах. С распадом Советского Союза многие ведущие гроссмейстеры уехали за границу и там успешно выступают под флагами других стран. Действительно, у нас нет сегодня молодых талантливых шахматистов. Гарри Каспаров отошел от участия в соревнованиях. Чтобы добиться большого успеха в этой области, надо быть профессиональным шахматистом, к тому же независимым, я имею в виду материально обеспеченным. А еще, наверное, надо быть фанатиком своего дела, как Бобби Фишер. Он полностью посвятил себя шахматам и в свое время даже бросил школу, чтобы добиться в шахматном спорте больших успехов. Но эксцентричность этого человека балансировала на грани разумного. Когда шахматная доска превращается в поле битвы, это неправильно. В истории есть положительные примеры шахматных гениев. "Королевской игре" отдала дань целая плеяда выдающихся людей - здравомыслящих поклонников шахмат. Будучи послом во Франции, Бенджамин Франклин предпочитал партию в шахматы за столиком Cafe de la Regence посещению Парижской оперы, Набоков был отличным игроком и блестящим составителем шахматных задач. Поэтому считаю, что научить "восхождению на Олимп" не главное в моей работе, важно, чтобы из ребят выросли хорошие люди.
Творческий поиск
Девять лет назад вышла первая книга Анатолия Бегельмана "Шахматные композиторы Магнитки". В ней обобщен труд магнитогорских шахматных композиторов - составителей шахматных задач. Вторая книга "Этюд в черно-белых тонах" вышла два года назад на средства автора: "На протяжении всей книги пишу о себе, педагогической работе, коллегах, с которыми посчастливилось работать".
- Над чем работаете сегодня?
- Сейчас у меня есть задумка написать книгу о своей жизни, чтобы рассказать о своих родителях, бабушках и дедушках. О многих людях, с которыми меня сводила жизнь. Понимаю, что написать автобиографическое произведение крайне трудно. И главная трудность заключается в нейтральности и объективности написанного. Но желание большое.
Стремлению Анатолия Бегельмана вести поиск могут позавидовать многие его молодые коллеги. Он всегда использует передовые веяния шахматной науки, изучает методики лучших российских тренеров и на их основе создает собственные уникальные разработки, внедряя их на практике. Об эффективности такого подхода лучше всего говорят результаты его воспитанников.