Не продается вдохновение
Сначала я ее услышала: неизвестная дама из группы прибывших в ессентукский санаторий "Металлург" хотела бы поселиться в одноместном номере. Такового не оказалось, и ее разместили с соседкой в номере рядом с моим. Я быстренько разузнала, почему землячка так жаждала уединения, - чтобы никому не досаждать своим занятием, которое повергло меня в трепет: вышивка. Но не само увлечение как таковое, релаксирующее действо с крестиками на полотне увлекает многих. Поразило изображение, на которое замахнулась Люда Гвардиян - так зовут мастерицу, - "Сикстинская мадонна" Рафаэля размером метр двадцать на метр. Микроскопические крестики почти незаметны, и вышитые части полотна очень схожи с живописным изображением. Работа считается очень тонкой - вышивка в одну-две нитки, хотя обычно это четыре нити и более крупные крестики. Здесь действуют законы фото: чем больше пикселей, то есть крестиков, тем выше качество изображения.
Поразившись терпению и скрупулезности, без которых сия "каторга" просто невозможна, узнала, что мадонну Людмила Васильевна вышивает до поздней ночи, и с утра, едва открыв глаза, успевает урвать немного времени для любимого занятия. Потом начиналась гонка по кабинетам - санаторий как-никак, и процедуры, прописанные медиками, надо непременно принять.
С Людой мы подружились, по возможности объехали достопримечательности кавказских Минеральных Вод. Из магазинчиков, ютящихся в старых одноэтажных зданиях, подолгу задерживались в специализированных, где радугами свисали мулине, крупными сочными "мазками" лежала пряжа, и продавщицы между делом создавали очередной "крестиковый" шедевр. Спонтанно завязывался разговор про нитки, цвет, сюжеты рисунков. На свет извлекались толстенные альбомы с образцами картин. Далекая от "вышивной" страсти находила я в каталогах мировые шедевры живописи, разложенные на мириады квадратиков полотна Леонардо да Винчи, Рафаэля, Караваджо, Боттичелли, Гогена… Компьютерная технология и здесь сказала свое слово: филигранное копирование цвета, воплощенное в хлопчатобумажной палитре ниток, было бы невозможно без специальных программ.
Люда, пролистав альбом, не соблазнилась ни одной схемой: либо это был уже пройденный этап, либо образцы не вызывали творческого зуда, без которого кропотливое занятие становится лишь испытанием терпения, лишенного творческой составляющей.
В одном из ювелирных бутиков увидели "Даму с горностаем" Леонардо да Винчи. Мне показалось - это печатная копия, Люда узнала в портрете вышивку. Продавец подтвердил - нитки. Если дамы желают, магазин может продать работу "от кутюр", то бишь ручную, за 10 тысяч рублей. Так Людмила узнала денежный эквивалент своего увлечения. Собственноручно вышитый Леонардо уже был в ее коллекции. "Неплохие деньги можно зарабатывать", - заключила я. "Жалко продавать", - ответила Людмила. Ну, да, забыла: не продается вдохновение…
Многостаночные богини
В один из санаторных дней сломалась в моем номере сантехника. Услышав шум воды, Людмила что-то ткнула, где-то подкрутила, и вода замолчала. Гордость меня обуяла за наших уралочек: унитаз, конечно, не горящая изба и не скачущие кони, но мне-то казалось, что Людмила лишь иглой владеет мастерски. Однако по роду деятельности она оказалась технарем, ее должность - машинист мельниц ООО "Огнеупор". Без продукции, в которой есть и труд Людмилы Васильевны, комбинату не обойтись: огнеупорный кирпич идет на внутреннюю облицовку домен. А на садовые домики и дачи магнитогорцы израсходовали его столько, что можно построить не то что дорогу - проспект, выложенный желтым кирпичом.
Работа на комбинате не сказка, однако вся послужная биография Людмилы Гвардиян связана с металлургическим производством. До огнеупора 11 лет отработала токарем в цехе механизации. Оказывается, на территории комбината было военное производство - снаряды делали. На токарном станке доводила Людмила до ума выходившие из-под пресса медные пояски снарядов. Когда страна начала активно разоружаться, цех закрыли, и Людмила Васильевна пришла в огнеупор, где более чем за 20 лет преодолела все ступени карьерного роста: транспортерщик, машинист мельниц, в случае необходимости может подменить оператора пульта управления.
Ее кабинет мало чем отличается от офисного с привычным монитором компьютера. Все меньше остается на комбинате мест, где можно воспеть на манер совдеповского штампа: человека, подчинившего силу огня и металла. Теперь это "подчинение" все чаще находит выражение в конкретной схеме на мониторе. Скажете: неромантично, зато технологично. На пульте одна картинка - цеховое оборудование. И в случае его остановки оператор обязан в считанные секунды принять решение. "Если узел не срабатывает, я должна сразу по громкой связи найти механика, сообщить о поломке, - говорит Людмила Васильевна. - Наш пульт - та же диспетчерская или штаб. Я должна и оборудование знать, и на звонки отвечать, и машины по адресам направлять".
Слушала я Людмилу и невольно вспомнила образ индийской многорукой богини. Та, правда, пеклась о вечном: семейном счастье, здоровье и красоте. Ответственность за сохранность этих нравственных ценностей россиянки ухитряются совмещать с производством. Везде требуются многорукие, то бишь многостаночные богини. Без помощи Людмилы не обойтись дочке Светлане: кто поведет маленькую Веронику на занятия по фигурному катанию, ведь у девочки обнаружился талант? "Мне во всем помогает муж Виктор Владимирович, - объясняет Людмила. - Он понимает мою страсть к вышивке и освобождает от хозяйских хлопот. Правда, стряпня - за мной".
Честно сказать, страстей у Людмилы было много. Самая первая юношеская любовь - стрельба.
Орлиный взгляд пятиклассницы
Назначили пятиклассницу Людмилу защищать честь класса в тире, а она ружье-то первый раз в руки взяла. Но результаты показала неплохие, и девочку с "орлиным" зрением тренер по пулевой стрельбе Николай Еремеевич Дворник позвал в секцию во Дворец пионеров. "Все друзья мои были в секции, вся молодость там прошла. Помню, как тащу свою тяжеленную винтовку "СМ", когда мальчишки помогут, а когда самой приходилось…" У Людмилы до сих пор хранятся дипломы за призовые места в городских и областных соревнованиях. Страсть к стрельбе перешла за школьные границы: после десятилетки три года была инструктором. Когда обзавелась семьей, тренерское дело оставила, но время на любимое занятие все же выкраивала - занималась до 27 лет.
Было время, когда Людмила увлекалась цветами, заполонив ими не только квартиру, но и все подоконники на рабочих местах. Потом были рыбки, а мимоходом - вышивка, вязание. И не какие-то легкомысленные носочки и варежки, а монументальные вещи - пончо, например. Для себя я определила сие изделие как памятник титаническому усердию и мастерству. Я на такое не способна - недавно подарила кому-то незаконченный свитер сына. Вязала для 10-летнего, сейчас ребенку 18. "Нравится мне рукодельничать, - призналась за чаем Людмила. - Я курсы заканчивала, умею вышивать на пяльцах, выбивать на машинке". В социалистическую нашу молодость пустые полки магазинов вынуждали девчонок быть и портными, и дизайнерами. Но что подвигло Людмилу украшать юбку сложным ришелье уже во времена капиталистической затоваренности? Чтобы не как у всех, а с изюминкой и выдумкой. Поистине, творческий человек старается украсить каждую вещь в своем ареале, будь то одежда или жилище.
Первой была икона
Квартира семьи Гвардиян - что тебе картинная галерея: уже упомянутая "Дама с горностаем" и "Мадонна Литта" Рафаэля, "Всадница" Брюллова. Вышивкой Людмила занялась с присущим ей рвением четыре года назад. "Первой была икона. Меня и процесс вышивания увлек, и результат понравился. Хотя раньше схемы продавали без ниток, оттенки цветов приходилось подбирать, искать. Если в магазине не было, сама красила: иногда зеленкой, другой раз пасту из авторучки выдавливала. Сейчас в магазинах большой выбор и ниток, и всевозможных схем, но качественные работы все равно приходится в Москве заказывать. У нас многие женщины вышивают, кто цветы, кто природу. Я люблю портреты и животных". Зверей на стенах действительно много: тигр, леопард, львенок, монохромные голубые лошади, даже городской пейзаж - и тот с конями Клодта на Анничковом мосту. Есть в доме еще один зверь, только не вышитый, а живой: всеобщая любимица египетская Ася. Горячую ласковую кошку семейство использует в качестве грелки.
Вышивки у Людмилы раз от раза сложнее, прямо, как у художников, свои периоды появились. Думаю, сейчас у нее самый трудный - серия мадонн. Никто из ее подружек не взялся за такой титанический труд. Времени много отнимает, вернее, требует, как и любое другое увлечение. Бывает, поднимается Людмила в половине пятого и священнодействует над Сикстинской. Что заставляет? "Интересно", - отвечает. Каждому, кто творил, знакомо это чувство. Помню, в детские лета не было для меня увлекательней дела, чем фотография. Мгновенная "цифра" убила то ожидание чуда, когда на бумаге начинали появляться бледные очертания остановленного мгновения.
- Иногда с работы ночью прихожу и хоть немного, но повышиваю, - сама на себя дивится Людмила.
- Раньше тихий подвиг золотошвеек совершали монахини в монастырях, а ты себя добровольно истязаешь… - продолжаю выяснять я природу ее увлечения.
- Расслабляет. Если не сделаю хоть стежка, кажется, и день даром прошел.
Каждый истинный художник переживает творческий зуд, и нет разницы - мазки ли это кисти по холсту или нити мулине. Когда творишь, времени не замечаешь.
- Не отвратит ли от любимого занятия столь долгий труд над мадонной? - не унимаюсь я.
- У меня уже есть "Мона Лиза", правда, полотно не такое огромное, всего-то тридцать на сорок сантиметров.
Людмила развернула схему. Интересно, удастся ли ей передать в стежках загадочную улыбку Леонардова творения?