ТО, ЧТО МАГНИТКА не только город металлургов, но и высокой культуры, показал фестиваль искусств «Шедевры классики», проходивший у нас в течение трех месяцев. Завершил его Национальный филармонический оркестр России под управлением всемирно известного дирижера и скрипача Владимира Спивакова.
За несколько часов до своего концерта маэстро побывал в Театре оперы и балета на выступлении городского детского камерного оркестра и лучших воспитанников школ искусств города под управлением Владимира Абрамова. Посетил его Владимир Теодорович не один, а с главой города Евгением Карповым и начальником управления культуры Владимиром Досаевым. Зал зааплодировал маэстро, оркестр заиграл. Больше всего поразило то, что за роялем солировал четверо-классник Александр Кадыров. Я помню, как он играл для другого маэстро – выдающегося интерпретатора Клода Дебюсси и Равеля, французского профессора Хьюго Леклера. Тогда смущенный Саша играл «Фантастическую токкату» Баркаускаса. Профессор выделил игру юного воспитанника школы искусств № 6, но и показал ему все недочеты исполнения. Саша, похоже, усвоил мастер-класс француза и теперь вытворял за роялем нечто умопомрачительное.
Оркестр закончил выступление, и слово взял Евгений Карпов. Он вспомнил, как в далеком восьмидесятом у него был выбор: пойти на «Виртуозов Москвы» или на группу «Динамик» – и, ничуть не за-
думываясь, выбрал последних. А в 2000-м, отдыхая с женой в одном из глухих хорватских городков и услышав, что откуда-то льется замечательная музыка, не остался равнодушным и пошел «на звук». Спросил пробегающего мальчишку: кто это так играет, а тот на чистом русском ответил: «А это мастер-класс Спивакова». И вот сегодня Евгений Вениаминович общается с самим маэстро.
– Мы стараемся делать больше для поддержки подрастающего поколения музыкантов, – заявил он. – Я понимаю, что дети занимаются в стесненных условиях. Уже сегодня мы начинаем строить школу искусств на улице Труда, поднимая пятнадцатилетний долгострой, и к концу года школа откроет двери для юных дарований.
Глава города передал слово Спивакову. Владимир Теодорович говорил тихо, разговор сопровождали щелчки фотокамер. Поблагодарив детей за выступление, добавил, что они должны привыкать именно к хорошему инструменту – без этого никак. Поэтому его фонд – маэстро является руководителем международного благотворительного фонда, помогающего одаренным детям, – снабжает инструментами музыкальные школы. Отметил Спиваков и Сашу Кадырова и выразил надежду, что «люди, которые могут принять участие в судьбе одаренных детей, не пройдут мимо них».
…Вы когда-нибудь слышали полностью «Реквием» Моцарта? Мне случалось только урывками в какой-нибудь телепередаче или кино. Но вживую слушать было потрясающе: Владимир Теодорович все-таки дирижер от бога, каждый взмах руки – понижение, повышение, одна партия инструментов, другая – все у маэстро получалось четко. Национальному филармоническому оркестру без Спивакова никак: другой дирижер – и все зазвучит по-другому.
«Реквием» закончился, зал рукоплещет, какая-то девушка под этот гром оваций дарит Спивакову цветы, он уходит за кулисы, чтобы снова выйти, улыбнуться, неслышно проговорить «спасибо!» и познакомить публику с руководителем городской хоровой капеллы Надеждой Ивановой и четверкой московских вокалистов – Александром Егоровым, Ириной Комаровой, Витой Васильевой и Алексеем Татаринцевым, которые потрясающе исполнили свои партии. На очереди небольшая прелюдия Баха и – на бис – отрывок из «Реквиема».
Все, концерт закончился. Однако зрители в недоумении: а где же второе отделение, где Шуберт? Никто не объяснил раздосадованной публике (а многие заплатили за билеты по две тысячи рублей), почему концерт прошел в сокращении, некоторые упорно ждали продолжения, полагая, что это все-таки антракт. На пресс-конференции в Театре оперы и балета я попросил маэстро об интервью нашей газете, и он пообещал его после концерта во Дворце культуры металлургов им. С. Орджоникидзе. Но по окончании выступления, пройдя за кулисы, выяснил, что Спиваков почувствовал себя плохо и принять журналиста не сможет…