Говорят, Юрий Жулин мечтал о "персоналке", вел переговоры. Но не сложилось - трагически погиб два с лишним года назад.
Нынешней осенью его друзья, художники и поэты Александр Ерофеев, Валерий Хорхолюк, Владимир Некрасов, Анатолий Афанасьев, Андрей Точилкин задумали исполнить его мечту. Их отговаривали: мол, через год ему было бы пятьдесят, тогда вполне уместно. В картинной галерее сейчас плотный график выставок - не пробиться. Да и сами, ненаивные, знали - хорошие дела убыточны. Но ждать они не могли. Объясняли одним словом: совесть.
Отыскали картины - почти все по частным собраниям, и их охотно предоставили. Нашли выставочную площадку - зал кафедры живописи МаГУ, камерный и уютный. Сделали достойный каталог: на обложке - непарадный автопортрет Жулина в тельняшке и полосатом халате на фоне картин. А парадного он и не создал. На последней странице - благодарности ММК и лично председателю совета директоров Виктору Рашникову, ректорату МаГУ, магнитогорскому отделению Союза художников России и многим другим.
Его друзья и родственники собрались на открытие выставки в будний день. Или он их собрал? Никаких заготовленных речей, выдержек из биографии и рассуждений о художественном стиле. Все по-домашнему.
- Юрку знаю давно. Он приезжий и я - распространенное явление для Магнитки, - сказал поэт, член союза писателей Николай Якшин. - Здесь он закончил наш худграф, учился у Альбины Портновой - ее мазок можно найти в его картинах, в хорошем смысле. Он вообще все время учился - считал, что не учатся только чудаки. Вокруг него всегда было сосредоточие художников, писателей. Я и сам в сложный период жил у него мастерской пару месяцев. Он не бедствовал, но и не барствовал. В Магнитке у него было имя, признание. А в последнее время какая-то тоска в глазах появилась…
Знаете, как бывает на выставках? Детей из художественной школы, студентов нагонят - вот тебе и массовка. А тут - неофициозная, истинная магнитогорская интеллигенция. Это громкая выставка - потому что получила признание у профессионалов.
Жулин - первый магнитогорский колорист. Еще до того как вглядишься в картины, они наотмашь бьют цветовыми сочетаниями. И в названиях много цвета: "Голубой натюрморт", "Золотой натюрморт", "Розовая обнаженная". Потом выхватываешь: кентавра с лицом Жулина, прижимающего драгоценный сверток - младенца, домики провинциального пейзажа, быка с человеческим синим глазом. Думаешь: а может, он и был кентавром - не умещался в человеческом формате?
Потом мельче: рисунок на кружке - у всех такие были, орнамент свитера - все такие носили, хулиганскую надпись "Первые два дня было очень холодно, а потом Р. С. зачем-то укусила ЛОШАДЬ". Причем эта надпись сделана на той самой лошади - плоской и с розовыми копытцами.
- Вам кажется, у Юрия Жулина работы детские? Так это же замечательно, - объясняет главный хранитель картинной галереи Марина Абрамова. - Это не от недостатка мастерства, а от эмоциональности, непосредственности. Картинная галерея приобрела при жизни восемь его работ - а мы покупаем только истинные произведения искусства. На этой выставке много произведений, которые я вижу впервые. Хочется войти в картину и пойти по тропинке. Правда?
Часы работы выставки:
с 13.00 до 18.00, в субботу -
с 10.00 до 16.00. Выходные: среда, воскресенье.