МОЯ ЛУЧШАЯ подруга уже несколько лет ходит в театральную студию "Маска" при центре дополнительного образования Правобережного района.
Раньше я не придавала большого значения ее увлечению, пока однажды не попала к ним на спектакль "Варшавский набат". Как сейчас помню: в зрительном зале творилось невообразимое. Не было ни одного зрителя, которого не тронула бы эта трагическая история. Очень многие плакали. Да и как можно по-другому реагировать, когда на сцене подростки раскрывают перед нами одну из самых трагических страниц второй мировой войны? Меня удивило, что мои ровесники играют профессионально, реалистично, как настоящие артисты. Поэтому я решила побеседовать с человеком, который из простых школьников делает настоящих актеров, - с руководительницей театрального коллектива "Маска" Натальей Кирпичниковой - очень жизнерадостной, обаятельной женщиной.
- Наталья Владимировна, как давно образовался ваш коллектив?
- Мы существуем уже четыре года, до этого я работала с другим театральным коллективом в Кизильском районе. Там ко мне впервые на занятие, будучи еще в четвертом классе, пришла Аня Дашук, ныне одна из ведущих актрис Магнитогорского драматического театра имени А. Пушкина.
- Почему вы решили стать режиссером?
- Сколько себя помню, всегда мечтала быть актрисой. Но так вышло, что я стала режиссером, о чем нисколько не жалею.
- Чем руководствуетесь при наборе артистов?
- Я детей не выбираю - они выбирают меня. В театр их влекут любовь к перевоплощению, возможность прожить в "маскараде театра" новую жизнь, чаще всего совсем иную, чем своя. А дальше начинаются взаимное творчество и взаимное обучение. Я узнаю многие их проблемы, они узнают мои. Моя методика проста: искренность, доверие, честность, взаимовыручка, хорошее отношение к окружающим, желание во всем разобраться. А потом - творческая активность, самосовершенствование и четкая дисциплина. В моих спектаклях участвуют дети. Они, конечно же, еще не настоящие артисты. Просто по-своему талантливы и хотят выступать на сцене. Формы моей педагогической работы многообразны и разноплановы: это и спектакли, и участие в театрализованных представлениях.
Игра в театре учит ребят общению, сценической свободе, владению техникой движения и речи. В творческом процессе происходит сплочение подростков, расширяется их культурный диапазон. Ребята с удовольствием делают тематические композиции к Дню Победы, а это непросто. Участие в подобных программах требует не только мастерства, но и гражданской позиции, умения вжиться в образ, говорить с ветеранами войны на их языке и осознавать ответственность в таком разговоре. Так воспитывается патриотизм, о котором в последние годы мало говорят.
- Расскажите, пожалуйста, о достижениях вашего коллектива.
- В репертуаре нашей студии есть такие спектакли, как "Варшавский набат" по пьесе В. Коростылева, с которым в прошлом году на городском фестивале детских коллективов "Души исполненный полет" мы заняли первое место в городе и второе на областном фестивале, в нынешнем фестивале "Признание" со спектаклем "Мамочки" по пьесе В. Зуева заняли первое место в городе и первое место на областном конкурсе. В этом году мы с моим воспитанником из старшей группы Кириллом Тюриным отмечены премией губернатора области.
- Какие у вас планы?
- Реализовать новый спектакль, название которого пока хочу оставить в тайне. Но могу сказать, что в нем будут и пластика, и слово, и танец - синтез трех искусств.
- Много времени отнимает работа?
- Практически все время мои мысли о работе. Перед выступлением я плохо сплю: во сне суфлирую диалоги, меняю мизансцены. Мне снится завтрашний спектакль, и вижу, что случился провал. Просыпаюсь и радуюсь, что это сон, что у нас с ребятами все будет хорошо. После спектакля нам скажут: "Молодцы!", а мои юные актеры будут радоваться успеху. Естественно, мои воспитанники и не думают, что я не сплю из-за них по ночам и так радуюсь их победам. Они просто играют в театр, а я играю вместе с ними. И наша любовь к этой игре взаимна. Разница только в том, что моя игра - это моя профессия.
- Общаетесь ли вы с другими коллективами? Есть ли конкуренция?
- Это нас считают конкурентами. Я никогда не думаю об этом, у меня совсем другая цель: сделать достойную работу и выйти с ней на сцену. А дружить хотелось бы с коллективом Игоря Сывороткина "Крылья", потому что коллектив и работы руководителя нам очень близки.
- Как вы считаете, какова роль театра в современном мире?
- Театр - это терапия человеческой души. Может, даже и хирургия. Многим детям театр помогает избавиться от комплексов, он учит быть свободным - сначала на сцене, потом в повседневной жизни. В понятие "свобода" я вкладываю способность красиво двигаться, быть собранным, внимательным к себе и окружающим, умение фантазировать, обладание творческой эрудицией. Выходя на сцену и одерживая там победу, когда зал рукоплещет, ребенок осознает и утверждает себя. Он чувствует, что многое может.
Я стараюсь создать в коллективе свой мир, отличный от мира повседневной жизни. Ребята играют сообща и в игре творят этот мир, придумывают правила существования в нем. Коллектив детей разного возраста - это большой рояль с множеством разнотональных клавиш. Играть на нем сложно, но если сумеешь, то звучит чудесная музыка. Так хочется провести ребят через переходный возраст за руку под музыку - высокую и чистую! Поэтому свою задачу вижу в том, чтобы параллельно с постановкой спектакля работать над "постановкой" их душ. Стараюсь вложить в них все, что знаю сама. Убеждаю их, что жить можно насыщенно и интересно. Я радуюсь, что дети бегут ко мне, когда могли бы выспаться или поиграть на компьютере.
- Меняется ли театр вместе с нашим обществом или общественные процессы его не затрагивают?
- Театр меняется: сейчас все больше отходят от классики, и мне это не нравится.
- Кто шьет вам костюмы, делает декорации?
- Декорации - дело рук воспитанников, а шить костюмы нам помогает костюмер центра дополнительного образования
Е. Максименко.
- Что пожелаете ребятам, мечтающим стать артистами?
- Чтобы стать артистом, нужно сначала хорошо осмыслить, нужна ли тебе эта профессия и нужен ли ты ей. И еще нужно очень много трудиться, просто так ничего не приходит.
- Чувствуете ли вы удовлетворение от своей работы?
- Я счастливый педагог. Но педагоги и должны быть счастливыми! Разве может осчастливить ребенка несчастливый человек? Я хочу видеть детей радостными, полными жизни, раскованными, счастливыми. И это мое педагогическое кредо.