Я не узнала ее на вершине подъемника над Банным, даже когда она подошла поздороваться. Только имя – Ольга Аносова – показалось знакомым. И уже по ее подсказке – «Я участвовала в позапрошлом конкурсе «Жемчужина года» – вспомнила. Еще бы не промахнуться: та Ольга – в юбке, туфельках, с летящими волосами, своя в виртуальном пространстве и адаптированная в управленческой среде металлургического комбината, городская-прегородская, а эта – в спортивном костюме, бандане, с хвостиком, без устали воспевающая радости маунтинбайка. Моего английского хватает, чтобы перевести смутно знакомое слово как «горный велосипед». По зрелом размышлении прихожу к выводу: никакого противоречия в новом облике горожанки нет – и байкеры, и вообще экстремалы суть произведения урбанистической культуры. Выросло новое поколение горожан – изменился вкус к жизни.
Что маунтибайкеру делать на горнолыжке? Оказывается, велосипедисты давно облюбовали здешние окрестности: для спуска можно найти трассу любой сложности, а в гору, куда умный, как известно, не пойдет, кабинка подъемника позволяет доставлять сразу пару велосипедистов вместе с их машинами. Это большая удача. Далеко не каждый город, где есть любители маунтинбайка, окружен горами. А если и есть горы, не факт, что к ним «прилагается» подъемник, позволяющий беречь силы на восхождении.
Легкой жизни ищут? Напротив, всячески ее себе усложняют: одни фан-бокс – всевозможные конструкции-трамплины – чего стоят! А еще кривые висячие мостки, дорожки шириной в одну досочку на двух-трехметровой высоте, шаткие пандусы, качели, колеи, разноуровневые скаты и прочие самодельные шоры – не то треки, не то препятствия, в строительство которых маунтинбайкеры вкладывают всю изощренную фантазию экстрима. Еще и виртуальными программами пользуются, чтобы планировать и осваивать трассу, используя любой ландшафтный элемент. А после – вверх-вниз по горкам. Очертя голову.
Или… не так уж очертя. Разумная доля осторожности присутствует: не рекомендуется, например, во время зимних катаний «одевать» колеса в шины с шипами – при падении вперед спортсмен часто летит через руль да еще сверху его велосипедом накрывает. А в насущном вопросе, надевать ли шлем, байкерам дают самостоятельно определиться в ходе дискуссии на форуме, где посетители делятся впечатлениями о падениях. Правильный вывод формируется даже в отчаянных головах.
Но ведь ни шлем, ни «человек» – защитный костюм от макушки до пят – не спасают от падений и травм. А спортсмены падений и не боятся. На маршруте для начинающих еще могут убрать опасные камни и деревца, прикрыть сеткой и матами «жесткие» участки, но от бывалого мунтинбайкера и на сложной трассе можно услышать: «Что-то здесь просто, надо бы валунов вкопать».
Представляю, каково по такой «дороге» съезжать. Если велосипедист проходит трассу, бесполезно подбадривать его криками «Ура, молодец!» – он после и вспомнить не может, стоял ли кто-нибудь вдоль маршрута, в таком напряжении маневрирует по бревнам, доскам и камням. Рассказывают: когда соревнования проходят на участке «верблюжьи горки», при каждом подскоке велосипедиста слышны энергичные выражения.
«Матерятся», – с неодобрением думаю я. А Ольга рассказывает: байкеры народ все больше культурный и высокообразованный, много среди них компьютерщиков, менеджеров среднего звена, сотрудников крупных спортивных магазинов. Не то что матерщины не услышишь – у них еще и суждения о жизни глубокие, богатый житейский опыт вне зависимости от возраста.
И что, много среди них девчонок? В Магнитке пока совсем мало. Может быть, потому что в походных условиях сложно оставаться слабым полом. Правда, от особо трудной работы девушек отстраняют. Но взяться при необходимости за ножовку, пилу или молоток для них не вопрос. Только за равенство с мужчинами приходится платить: ноги всегда в синяках от ударов и падений, так что от юбок приходится отказываться в пользу брюк. Да еще нередко случается слышать плоские шутки в свой адрес от прохожих и проезжих – даже к сноубордисткам в нашем городе привыкли, а велосипедистки до сих вызывают удивление. Возникает вопрос: много ли в городе маунтинбайкеров?
В магнитогорском клубе значатся с полсотни, но сколько их в городе неучтенных, раскатывающих по горным трассам в своих компаниях – не поддается исчислению. Отчасти потому, что традиция соревнований в магнитогорских окрестностях еще только набирает силу: первые, в Абзакове, были проведены всего два года назад. Аналогичная ситуация с невозможностью учесть всех любителей горного велосипеда во многих городах. В Екатеринбурге, например, нет клубов, и маунтинбайкеры объединяются в приятельские группы. Вообще, многое указывает, что новый вид спорта в нашей стране проходит возраст становления. В отличие от вошедшего в разряд олимпийских дисциплин «полевого» кросс-кантри, «горный» даунхилл такой чести пока не удостоен.
Но уже устанавливаются первые традиции: например, обычай сбрызгивать пивом заключительный шуруп. И нет пока скандалов с допингом, а ощущение общности еще не разбавлено завистливым соперничеством. Вспоминается из рассказов велотуристов, как тольяттинский спортсмен, прибывший в горнолыжный центр «Металлург-Магнитогорск», накануне соревнований сломал раму, а магнитогорские маунтибайкеры помогли добраться до мастерской, а после сварки собрать велосипед.
Магнитка располагает площадками и оборудованием для тренировок и соревнований горных велосипедистов. На Домбайских маршрутах с их престижными байкерскими тусовками учет времени ведут по старинке – секундомер, телефон. А магнитогорские велосипедисты пользуются предоставленной им на горнолыжке электронной «Омегой» – пока редкостью для многих российских соревнований. Состязания по кросс-кантри уже проходили в городских парках, а трассы горнолыжного центра «Металлург-Магнитогорск» в сентябре принимали региональный байк-фестиваль «Колеса - 2005». Гости из Самары, Екатеринбурга, Уфы в восторге не только от трассы, подъемников, уровня приема, но даже от простой возможности обтереться мокрым полотенцем в умывальнике, где есть горячая вода – можно представить, в каких условиях им доводилось соревноваться. Но многое в организации таких встреч пока держится на личных связях, и даже контролеров для дежурства на этапах приглашают из числа друзей.
… А у магнитогорских маунтинбайкеров высокая-высокая мечта: оборудовать в горах множество трасс, создать свой велосипедный центр в горах и байкерский парк для тренировок в черте города. Лучше гор для них только горные маршруты.