Когда Эльдару Рязанову было 75, он пытался "спихнуть юбилей" и только восклицал: "Представляете, дожил!" Накануне 85-летия друзья и коллеги рассказали о том, как многолик Эльдар Александрович.
"Такие формы!"
Светлана Немоляева считает, что именно благодаря Эльдару Рязанову ее узнала вся страна. "Эльдар Александрович - человек потрясающий, равно как и его фильмы, - рассказала актриса. - Для меня большое счастье, что Рязанов все-таки обратил на меня внимание. Но не сразу. Хотя мы с ним знали друг друга с давних времен. Он был знаком с моим братом, потом Коля даже стал работать с ним вместе. И все же очень много ролей, на которые он меня пробовал, прошли мимо: "Гусарская баллада", "Ирония судьбы". В "Гусарскую балладу" он меня не взял, потому что я была толстенькая. Мне он потом объяснял: "У тебя, Светик, извини, были такие формы, что тебя за мальчика никто принять бы не смог". Кстати, мало кто знает, но и мой муж, Саша Лазарев, тогда пробовался на поручика Ржевского.
Эльдар Александрович очень верен определенной группе актеров. Даже если они у него не снимаются из фильма в фильм, внутренние творческие связи, любовь друг к другу остаются навсегда. И сегодня у нас с Рязановым изумительные отношения. В один из наших задушевных разговоров он обмолвился: "А может быть, мне и надо было тебя снимать в "Иронии судьбы". Но в то время, когда пробовалась на главную роль в этом фильме, я очень плохо видела. Один глаз был подслеповатый, из-за этого - неуверенность во всем. И в таком состоянии я пришла на пробы. Андрей Мягков был такой божественный, раскрепощенный. Он был обречен на пробы со всеми актрисами. Потому что Рязанов утвердил его на роль сразу, а актрису все никак не мог найти. Перепробовалась, что называется, вся Москва, начиная с Люси Гурченко. И Мягков уже так поднаторел на этих пробах, что играл, как дышал. В кадре я должна была его метлой выгонять из квартиры. Я вышла, пытаюсь что-то сделать и понимаю, что Рязанов и вся группа восторженно смотрят на Мягкова. А я не знаю, куда ступить, - метла мешает. Но Рязанов все давал мне шанс - у меня было восемь проб! После он уже не выдержал, подошел ко мне и сказал: "Знаешь, Света, можно хуже, но трудно!" Слава богу, я отношусь к себе с иронией, поэтому никакой обиды на него не было.
А потом случился "Служебный роман", после которого началась моя звездная жизнь. Я тогда в театре репетировала с Андреем Гончаровым "Бег" Булгакова. И на каждой репетиции стоял ор: "Немоляева, не так! Что ты делаешь, зачем вышла, уберите ее!" И вот после этого стресса бежишь на площадку к Рязанову. Тогда снимали сцену с Басилашвили, когда я ему отдаю письма и говорю: "Я больше тебе писать не буду. Не волнуйся". Начинаем репетировать на натуре, на углу Петровского пассажа. Осень, листья летят, погода грустная. Я громко говорю. Рязанов меня отводит в сторону и шепчет: "Светик, не надо! На галерку не работай - ты не в театре. Можешь сказать совсем тихо, как тебе душа позволит". Не могу сказать, что Рязанов был так добр со всеми. Он непростой человек. Но со мной всегда был деликатен".
Энергетика любви
С другой актрисой, Татьяной Догилевой, Эльдар Рязанов деликатен был не всегда. Порой "рычал и как тигр бросался" так, что Догилева плакала прямо перед камерой.
"Эльдар Александрович - человек чудесный, хотя и не ангел, - поделилась Татьяна Догилева. - Но талант Рязанова настолько огромен, что от него можно вытерпеть какие-то неприятности. Хотя по большей части он нежен, вежлив, интеллектуален и пытается создать на площадке атмосферу всеобщего обожания. Мне еще в детской студии сказали, что у меня лицо для съемок тяжелое. Вот, видимо, и Рязанов так подумал, когда меня увидел. Он пришел в "Ленком" посмотреть в спектакле "Жестокие игры" на игру Саши Абдулова, так как подбирал актеров в фильм "О бедном гусаре замолвите слово". Сашу пригласил на пробы и на меня указал: "Ну, и эту возьмите. Только сделайте из нее что-нибудь покрасивее". Гримеры старались, но на роль Рязанов меня не утвердил. Я очень хотела сняться у Рязанова в главной роли. И вот однажды он позвонил с предложением попробоваться на роль Лиды в "Забытой мелодии для флейты". Помимо меня Рязанов пробовал еще четырех актрис. В конце концов он меня утвердил, но на площадке кричал: "Как ты играешь! Что за дешевка! Ты должна быть герцогиней!" Я заплакала. А он сказал: "Вот так и надо". А потом душевно так добавил: "Паразитка". В "Забытой мелодии для флейты" Эльдар Александрович снял одну из первых постельных сцен в российском кинематографе. Дело происходило в одном из съемочных павильонов, обогревателей не было, поэтому мы с Леней Филатовым страшно мерзли. А помимо этого еще и стеснялись. Потом Леня меня спрашивает: "Ты мужу все расскажешь?" Я говорю: "Расскажу. Ведь интересно, как все было". А он отвечает: "А я со своей Ниной после показа буду объясняться".
Некоторые друзья Эльдара Рязанова уверены, что на режиссера и его творчество во многом повлияли его жены. Первая - Зоя Фомина - училась вместе с будущим мэтром во ВГИКе. Зоя и Эльдар сняли вместе ленту "Они учатся в Москве" и защитили по ней диплом на "отлично". Спустя много лет их союз распался - Рязанов встретил редактора Нину Скуйбину (в 1994 г. Нина Скуйбина скончалась от рака). Последней женой режиссера стала киноредактор Эмма Абайдуллина.
"Моя мама, Нина Скуйбина, была постоянно рядом с Эльдаром Александровичем, - рассказал режиссер Николай Скуйбин. - Она могла подсказать ему какие-то очень точные вещи. В искусстве ведь очень многое зависит от того, кто с тобой рядом. И, наверное, лучшие фильмы Рязанов сделал в тот момент, когда рядом с ним была мама. "Иронию судьбы" он сделал именно в разгар их романа. Те эмоции, взгляд на мир, который окрашивается общением с любимым человеком, были переданы на экране. Не зря этот фильм уже много лет так любим всеми зрителями - он пропитан энергетикой любви"
Десять самых популярных фильмов Эльдара Рязанова:
"Карнавальная ночь" (1956 г.)
"Гусарская баллада" (1962 г.)
"Берегись автомобиля" (1966 г.)
"Невероятные приключения итальянцев в России" (1973 г.)
"Ирония судьбы, или С легким паром!" (1975 г.)
"Служебный роман" (1977 г.)
"Гараж" (1979 г.)
"Вокзал для двоих" (1982 г.)
"Жестокий романс" (1984 г.)
"Забытая мелодия для флейты" (1987 г.)