Три неоконченных средних профессиональных образования против дипломов ведущих европейских школ - лаборатории моды Вячеслава Зайцева и европейского института дизайна в Милане - впечатляет?
В зайцевской школе моды при конкурсе семь человек на место магнитогорец Сергей Шатунов уже отучился. В миланской окончил первый курс из трех, предъявив для начала десяток работ, выполненных за неделю. Для сравнения: одну такую работу выпускники вуза предъявляют в качестве дипломной. Перечень профессиональных школ мог пополнить и крупнейший в мире французский Дом моды Сони Рикель. Но - не случилось из-за ментальной российской неспешности: слишком долго делали загранпаспорт.
А для начала… Лет пятнадцать назад Сергей Шатунов полгода недоучился в сорок первом училище: после практики на производстве понял, что мечта стать компьютерщиком и вообще властителем виртуальной реальности разобьется о жестко очерченный круг должностных обязанностей. Потом не продержался и года в семнадцатом: заскучал. Не польстился даже на предложение администрации окончить училище экстерном - два курса за год. Хотелось не портным быть, а создателем одежды. Через несколько лет сделал еще одну попытку получить профессиональное образование в городе - в педколледже, по специальности "конструктор легкой одежды". С тем же результатом по той же причине.
Но все эти годы он не оставлял практики. Хотя, признается: когда начинал опыты конструирования одежды, не знал элементарного - даже, как оверлоком пользоваться или какие бывают виды карманов. Да и навыки рисования у него не шли дальше любительских. Это сегодня он после месяца вынашивания идеи новой коллекции "выстраивает" костюм с точностью до сантиметра. А тогда ему проще было розетку отремонтировать, чем справиться с технологией конструирования одежды. Но тяга к ее созданию жила - не улыбайтесь - с детсада, пусть даже в школьную пору пришлось носить что требовалось, а не что хотелось.
В общем, первое свое ателье "Серж" Шатунов открыл в девятнадцать лет очертя голову: без клиентуры и мастеров, когда другие ателье закрывались из-за отсутствия заказов - китайское и турецкое тряпье сделали свое конкурентное дело. Спасибо маме: благодаря ей первые, установочные шаги он прошел легко - Надежда Григорьевна зарегистрировала ателье на себя как дополнительный вид бизнеса в дополнение к своему торговому. У нее уже был опыт частного предпринимательства - прошла путь от повара и штамповщицы на "листопрокате" до челночного бизнеса, а с первых шагов к сыновней мечте включилась в его дело администратором.
Начало было скромным: устроились в крохотном помещении на Ворошилова, наскребли две рабочие машинки - мамину и старшей сестры Сергея Иры, пригласили на практику трех швей из семнадцатого училища. Раза три-четыре помещение грабили до нитки. Училищный мастер запрещал будущим швеям проходить практику у "человека, который ничему не может научить". И даже знакомые мало верили, что из его затеи что-нибудь получится. Бывало отчаяние, но Сергей после каждого провала начинал сначала, и даже шел ва-банк: сам "отрисовывал" эскизы, постепенно сокращал работу на заказ в пользу коллекций. К тому же, хотелось, не впадая в высокопарность, участвовать в переходе России на собственное производство.
Среди первых компаньонов Сергея Шатунова были Светлана Башкова и Лиля Леонтьева - нынешние руководители агентства "Краса Магнитки", тогда базировавшиеся в подростковом центре "Эго". Он помогал им раскручивать модельный бизнес - они продвигали его коллекции. А после лаборатории моды Вячеслава Зайцева открылась перспектива участия в российских и международных конкурсах - Шатунов несколько лет побеждал в областном профессиональном конкурсе, участвовал в "Российском силуэте", международной "Адмиралтейской игле", конкурсе профессиональных художников-модельеров имени Надежды Ломановой, молодежном "Экзерсисе", фестивале моды и театрального костюма "Поволжские сезоны Александра Васильева". Параллельно учился в московской школе стилистов "Персона".
Ателье "Серж" пять лет назад прекратило существование: конкурсы не оставляли на него времени. К тому же, признается Сергей, ателье не обеспечивает средств для участия в мире моды - все уходит на аренду, ткани для коллекций и оплату труда. А коллекции дороги, шьешь их на свой страх и риск - пусть даже после раскупают на ура. Вступительный взнос в ином конкурсе стоит до 5,5 тысяч евро, а для показа приглашаешь до тридцати манекенщиц - каждой заплатишь до полутора сотен. И чтобы не выпасть из обоймы, в конкурсах надо участвовать постоянно. "Устраиваешь людям праздник - себе головоломку", - формулирует Сергей подноготную кутюрье. Последняя его коллекция сезона зима-осень "Кай и Герда" показана на московской неделе моды - не столько по андерсеновскому тексту, сколько по духу сказки: в серых тонах, с теплой вязкой, тонким хлопком, огромными воротниками и ворсистым твидом.
Высший пилотаж - дойти до собственного брэнда и представлять Россию за рубежом. Сергей Шатунов близок к этому: его имя - в числе семидесяти финалистов "Русского сезона", где число участников достигает полутора тысяч. Его имя зазвучало в глянцевых изданиях, им заинтересовался гламурный журнал "Gala". Может быть, со временем будет узнаваемым его новый брэнд SV2, где первая буква - начальная от имени на латинице, вторая - символ победы, а "2" - знак преображения и почти зеркальное отражение первого S.
Жизнь у Сергея Шатунова сегодня преобразовалась. За один месяц он успевает участвовать в Московской, Российской и Евроазиатской неделях моды, благо, в последнее время стал помогать младший брат Виталик. Шьют для Сергея в магнитогорских ателье и других городах, а кроит он сам: до половины работы - на глаз, и подгонка не требуется. Уже заметил: если эскиз сразу строится легко - вещь получится. Но коллекции даются нелегким трудом: в прошлом году он месяц работал почти круглосуточно - сбросил килограммов десять. Его требование к исполнителю костюма: вещь изнутри должна быть так же красива, как и снаружи. Постоянной клиентуры у него нет: с клиентами работать трудно - они давят, "с ними сумасшедшие идеи не продвинешь". Может быть, в будущем - и то лишь с теми, кто этого действительно хочет. "Если я говорю, что вам это подходит - доверяйте мне", - обозначил свои ожидания Сергей. Еще одна составляющая будущего бизнеса, который уже начал осваивать Сергей, - производство качественной кожгалантереи, а со временем и одежды в Турции.
Родные в Сергея верят. Даже отец с основательной профессией строителя поддерживает сына. Да и сам он считает, что полпути к успеху уже прошел - останавливаться поздно.
У успеха есть оборотная сторона: "Там, где ты ждешь признания, другие ждут твоего заработка, чтобы заработать на тебе", - сетует Сергей. К тому же, российский мир моды разобщен, легкая промышленность не умеет с ним сотрудничать и на нем зарабатывать, выстраивая производственную цепочку - в лучшем случае, кормится узкий круг людей возле отдельных успешных личностей. Китай на сотрудничестве вырос, а в России даже редакторы глянцевых журналов не посещают показы - из всех гламурных ипостасей самую основательную ни во что не ставят.
В гламурном мире Сергей не столько потребитель, сколько производитель, и знает ему цену. Минаева не читает: "Его книги с такой точностью отражают гламурный мир, что читать их - все равно что осматриваться. Я все это и так знаю". В том числе и законы этого мира: о тебе судят по тому, кто твои родители и сколько у них денег. Не то, чтобы все вокруг предатели, но дружбы в этом мире мало. Лучше держаться давних товарищей, таких, как магнитогорский дизайнер Лия Кинибаева. И - оставаться собой. Со своими нервными руками. С мечтой о времени, когда этого времени будет достаточно для любимой живописи. Со своим стилем одежды - издали он не бросается в глаза, но вблизи заметно обилие деталей: "Это я сам шил, а это - "Дольче и Габбана".
Невероятные дизайнерские замыслы только кажутся неносимыми, утверждает Сергей. Просто они отражают моду в концентрированном виде. Слегка снизить крепость идеи, дать отстояться - и она готова для массового употребления. Больше того: экипировать бы стильно один комбинатский цех, чтобы в городе появились застрельщики - и назавтра мода в промышленном городе преобразится. Сергей Шатунов в этом уверен. Вот и говорите, что ультрамода и рабочий город не пересекаются.