По числу полуфиналистов всероссийского конкурса Магнитогорский университет вошёл в тройку лидеров непрофильных вузов. Одиннадцать студентов МГТУ из более чем десяти тысяч участников Уральского федерального округа вышли в полуфинал, который состоялся в Екатеринбурге.
На очных конкурсных соревнованиях студентам предстояло выполнить задания «Педагогический ориентир», «Проектирование школы будущего» и «Решение педагогических кейсов». Все они направлены на выявление профессиональных и личностных качеств педагога, а также навыков, позволяющих повысить эффективность деятельности учителя. Например, на этапе проектирования школы будущего участники разрабатывали проекты по повышению конкурентоспособности одной из действующих школ Екатеринбурга, имеющей низкий рейтинг среди других образовательных учреждений города. Оценку проектам давал главный эксперт – директор школы.
– Погружение в мастер-классы, панельные дискуссии, открытые лекции, работа в разных командах – это колоссальный опыт для ребят, – комментирует доцент кафедры педагогического образования и документоведения МГТУ им. Г. И. Носова, заместитель директора Института гуманитарного образования по методической работе, куратор студентов в подготовке к конкурсу Татьяна Неретина. – При этом отмечу прекрасную организацию конкурса, сложилась атмосфера настоящего праздника.
Интересен тот факт, что участники не знали, по каким критериям будут оценивать их работу. Это позволило им раскрыться с разных сторон и проявить максимум навыков. По итогам полуфинальных конкурсных соревнований трое студентов Института гуманитарного образования МГТУ им. Г. И. Носова вышли в финал конкурса «Учитель будущего. Студенты» – Амина Буссеруэль, Алексей Маклаков и Анастасия Шабашова.
– Мне всегда было сложно выходить из зоны комфорта, и я не думала, что мне удастся найти общий язык в командной работе с разными ребятами. Здесь мне это легко удалось, и я считаю это одним из главных навыков, полученных на конкурсе, – делится впечатлениями студентка пятого курса кафедры лингвистики и перевода МГТУ Анастасия Шабашова. – Нас постоянно переводили в разные группы, мы быстро знакомились друг с другом и сразу же включались в работу, совместно выполняли задания. Мне это очень понравилось. Учитывая, что нас всех объединял общий интерес – педагогика, общение было полезным, мы делились друг с другом опытом, а это очень ценно и здорово.
Магистрантке кафедры всеобщей истории Амине Буссеруэль больше всего запомнилось задание, когда нужно было по фрагменту из кинофильма разобрать педагогическую ситуацию и стиль поведения учителя:
– Нам предстояло разбирать сцены из известного фэнтези про Гарри Поттера. Теперь я замечаю, что один из учителей в фильме ведёт себя авторитарно, другой – либерально. Это помогает выстраивать собственную тактику и методику преподавания. В целом, конкурс научил взаимодействовать с большим количеством незнакомых людей и работать в интересах команды.
Для студента пятого курса кафедры русского языка, общего языко-знания и массовой коммуникации МГТУ Алексея Маклакова участие в полуфинале позволило открыть другие сквозные компетенции:
– Во время состязаний я испытал абсолютно новое состояние, назову его как «ситуационное лидерство». Ключевой смысл в том, что педагог перестаёт вставать в постоянную «экспертную позицию», напротив, уходит от привычного «ручного» управления коллективом и даёт возможность другим участникам раскрыться, проявить творческую самостоятельность. В этом и заключается новый принцип педагогического мышления. Педагогический эффект проекта и решение учебных задач при таком правильном лидерстве просто потрясающий! Отныне буду тренировать этот навык.
Теперь финалистам предстоит подготовить конкурсный урок и воспитательное мероприятие на заключительном этапе профессионального конкурса. Финал пройдёт в апреле в Санкт-Петербурге.
Конкурс проводится при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации в рамках национального проекта «Образование».