После победы магнитогорского математика во всероссийском конкурсе "Учитель года-2009" - еще одна победа: на прошлой неделе на IV Международном конкурсе "Лучший учитель музыки" имени Дмитрия Кабалевского в Магнитогорске второе место заслужила учитель музыки общеобразовательной школы № 65 Евгения Борисова.
Она сидит передо мной очень прямо - за время беседы ни разу не откинулась на спинку стула, сразу видна музыкально-преподавательская закалка. Небольшого росточка, почти без макияжа, улыбающаяся - совсем еще девчонка, она совсем не производит впечатления строгого учителя. Отчасти так оно и есть: Евгения Геннадьевна, хоть и держит субординацию, но привержена демократичному стилю преподавания. Ну на каком еще уроке дети могут свободно высказывать свое мнение, говорить то, что думают? Разумеется, на уроке музыки. Особенно, если учесть, что 65 школа - не обычная, а с углубленным изучением предметов музыкально-эстетического цикла.
- И вообще, для меня учитель музыки - главный учитель в школе, - улыбается Евгения Борисова. - Во-первых, через нас проходят абсолютно все ученики от первого до седьмого класса. Во-вторых, кто подготовит выпускной бал, праздники первого и последнего звонков, Новый год, отчетный концерт учеников? Конечно, учитель музыки.
Это сейчас она говорит о своей работе как о сбывшейся мечте - когда-то об учительстве, да еще в общеобразовательной школе, выпускница дирижерско-хорового отделения Магнитогорской консерватории, обладательница красного диплома и слышать не хотела - амбиции требовали как минимум преподавания в музыкальной школе. Но - судьба: ее сокурснице и приятельнице предложили вакантное место в школе № 65, всю нагрузку тянуть та не захотела и предложила разделить ее с Евгенией. Та согласилась - из интереса. И работает в 65-й уже шесть лет - а приятельница, к слову, давно сменила не только место работы, но и профессию.
- Основной причиной, задержавшей меня здесь, был детский хор, которым я руководила, - моя специальность, любимое дело… Остальное воспринимала как временную потеху для себя. Только года через два поняла, что преподавание музыки для меня - слишком серьезное дело, ставшее делом жизни.
Собственно, музыкой она грезила всю жизнь - по словам родителей, работников металлургического комбината, еще в четыре года сама пришла и сказала: ведите меня в музыкальную школу. Те отнеслись к желанию дочери серьезно - в то время, если помните, Магнитка славилась своими музыкальными, в частности, хоровыми традициями, заложенными и развитыми создателем хоровой капеллы Семеном Эйдиновым. Музыкой хотели заниматься, все стремились попасть в музыкальную школу… Но Женю не взяли - слишком мала была. Пошла заниматься в студию "Жаворонок", оттуда - в Дом музыки… А после 11-ти классов общеобразовательной школы пришла в музыкальное училище и поступила на дирижерско-хоровое отделение.
Лично для меня урок музыки всегда был скучным и банальным: послушали пластинку, а потом пол-урока исполняем какую-нибудь "Песню о юном барабанщике" под неумелый аккомпанемент учителя. Те же воспоминания были у Евгении Геннадьевны. Но свою профессиональную судьбу она решила строить по-другому: чтобы и детям поучительно, и самой интересно. Сразу взялась за методику Крицкой - это сейчас ее рекомендуют всем учителям, а тогда она была самой современной, почти экспериментальной.
- Меня поразили находки методики: я, выпускница консерватории, открывала для себя новый мир! И тут же захотела поделиться им с детьми.
В беседе с Евгенией Геннадьевной я попробовала было пофилософствовать о современных детях: мол, и учеба-то им не нужна, и учитель - уже не авторитет. Но была довольно резко остановлена: неправда, дети у нас хорошие, главное - найти подход к каждому. В этом у нее есть своя хитрость: она сначала составляет как бы единое лицо класса - его сильные стороны, слабые… И потом через это лицо выходит на его черты - каждого ученика. Срабатывает всегда безотказно.
- Правда, динамика современной жизни наложила на детишек негативный отпечаток, - размышляет Евгения. - Слишком быстро они становятся взрослыми - и в смысле денег, и в плане самоощущения в мире, который им кажется скорее враждебным, чем доброжелательным. И моя задача - хоть немного отогреть их душу, немного обогатить их духовно.
В этом стремлении Евгения Геннадьевна весьма последовательна и строга. Нередко бывали случаи, когда родители не напрямую, но через своих детей заявляли: мол, не нужно слишком усердствовать в обучении их отпрыска, поскольку музыка ему в жизни явно не пригодится - ставьте себе "пятерки" за пение и дайте ему спокойно учить математику, иностранный язык и информатику. Это она воспринимала как вызов - старалась сделать так, чтобы ребенок, которому было бы очень интересно на уроке, сам переубедил родителей. И - получалось!
- Мое наблюдение: ребенок, преуспевающий в музыке, отлично учится и по другим предметам. На эту тему написано много трудов: у каждого из нас сильнее развито либо рациональное, либо эмоциональное полушарие мозга. И только музыка одинаково развивает их оба: этому способствует и фортепианная игра, и прослушивание музыки. А главное: это ведь безумно интересно!
Уж такая она: не может, чтобы не было интересно.
- Мне очень важно чувствовать себя человеком. А человек для меня - тот, кто любит и не боится учиться, самосовершенствоваться… Знаете, я это рассматриваю как движение вверх по лестнице: да, медленно, да, постепенно, да, иногда спотыкаешься и что-то приходится начинать сначала, но все же это движение вверх. И к этому я пытаюсь пристрастить учеников: удовольствие в жизни можно получать не только от вещей, а и от других ярких моментов, одним из которых может стать знакомство с великим музыкальным произведением.
Как-то ученики спросили ее: "Евгения Геннадьевна, вы, наверное, только классическую музыку слушаете?" Она рассмеялась: нет, не раздражают ее ни тяжелый рок, ни современная попса. Более того, никогда она не позволит усовестить ребенка: мол, слушает всякую гадость - каждый имеет право на то, что ему нравится. Другое дело, пусть вместе с этим он слушает классику - тогда и хороший музыкальный вкус сформируется.
Но вернемся к конкурсу "Лучший учитель музыки". Это был заказ: Евгения Борисова должна была подготовить к нему своих учеников - именно на учениках школы № 65 и гимназии № 53 конкурсанты должны были демонстрировать комиссии и зрителям открытые уроки. Она, разумеется, начала работу. И потом подумала: а почему бы самой не поучаствовать?
- Честно говоря, узнав о конкурсе, я пришла в изумление: в Магнитогорске - конкурс международного уровня, да еще среди обычных учителей музыки самых обычных общеобразовательных школ?! Пройти мимо такого я не могла.
И это правда - материальных помыслов у Борисовой не было, особенно, если учесть, что высшую педагогическую квалификацию она, преподаватель с ассистентурой МаГК за плечами да еще руководитель школьного хора - неоднократного лауреата городских и областных конкурсов, уже давно имела. Кроме того, в этот кризисный год денежного вознаграждения призерам конкурса никто не предлагал. Все дело было действительно в интересе. Евгения познакомилась с условиями конкурса, требованиями к конкурсантам - и отправила запись своего урока в Москву: таковы были правила первого тура. И вышла в финал. Спрашиваю: наверное, долго и тщательно готовились к выступлению, приготовили на него потрясающий урок музыки? Нет, отвечает, - самый обыкновенный урок, который давно стоит в ее учебной программе.
- В его основе - произведение Чеснокова "Несжатая полоса", написанное на стихотворение Некрасова. Сложный трехголосый хор, философское размышление о России того времени… Когда мы только приступили к его изучению, дети отказывались: слишком сложно и мрачно, просили что-то повеселее. А когда соединили многоголосье, это произведение стало их любимым - до сих пор просят петь именно его.
Спрашивать о том, как прошел конкурс, бесполезно - она не помнит, поскольку была занята другими участниками, которым предстояло проводить свои уроки с ее учениками. Очень уж хотелось, чтобы дети проявили себя хорошо, а гости города уехали впечатленными и приемом, и качеством подготовки ее школьников. Так и вышло: с помощью одного из ее классов студентка - участница конкурса - получила Гран-при, а учитель музыки из Болгарии подошла и спросила Евгению Геннадьевну, где она взяла таких смышленых детей. Она была счастлива - правда, пока волновалась за учеников и конкурсантов, на себя эмоций не осталось. Как начала урок - сама не помнит. Потом уже вошла в ритм, увлеклась… Словом, урок прошел по эмоциональной нарастающей, с кульминацией в конце, и комиссии это понравилось. В итоге - победа второй степени, приз "Серебряная тарель", изготовленная уральскими мастерами, и крики счастливых учеников, возвращавшихся с конкурса домой: "65-я школа рулит!"
Теперь в планах Борисовой - диссертация, ведь многочисленные наработки по педагогике у нее уже есть - более того, благодаря ее авторской методике в расписании 65-й урок музыки проходит не один раз в неделю, как того требует учебный план, а два. И она обязательно защитит диссертацию - в этом можно не сомневаться. Но даже после этого школу свою не оставит.
- Прикипела я к ней, - задумчиво отвечает Евгения Геннадьевна на мой вопрос о карьере. - К замечательному педагогическому коллективу, к ребяткам… Знаете, у меня же в этой школе и сын учится. Так вот смотрю на него и думаю: ну вот уйду я, а вдруг система, наработанная мною, прекратит существование, уйдет эта аура уроков музыки?.. Так жалко становится - не могу свои труды в прах превратить.
Это счастье - найти в жизни любимое дело. И Евгения Борисова считает себя счастливым человеком: оттого, что после общения на ее уроках в юных душах становится теплее, а в головах появляются вопросы и стремление узнать побольше. Оттого, что на улицах то и дело слышит: "Евгения Геннадьевна, здравствуйте!" или: "Мама, это наша учительница по музыке!" И в конце концов оттого, что каждый свой день она начинает в хорошем настроении: потому что ее ждет любимая работа.