Актовый зал МГТУ 5 сентября переполнили люди, большинству из которых было далеко за тридцать. Они плотными рядами окружили столик в уголке: там сидел кумир их молодости. Человек, чьи песни то называли народными, то писали, что автор погиб в лагерях на Колыме.
В Магнитогорск приехал лауреат Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы, заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик Российской академии естественных наук, доктор геолого-минералогических наук, автор кинофильмов и книг, ведущий научно-популярных телепередач, поэт, бард Александр Городницкий
"Санкт-Петербургская блокада"
Седой и невысокий, ироничный и скромный. Он признался, что так и не научился играть на гитаре - потому что ленивый. И потому, что начал писать песни на Севере, где гитары не выживали. Рассказал, что не понимает, почему жанр, в котором он творит, считается авторской песней. Ведь у каждой песни есть автор. Называл родной Санкт-Петербург Ленинградом. Привычка с детства. Да и как сказать Санкт-Петербургская блокада? Александр Городницкий пережил ее. И показал отрывок из своего фильма, посвященный именно этому периоду своей жизни и жизни страны. Про то, как детей из Ленинграда эвакуировали навстречу немцам, потому что план эвакуации составлялся на случай войны с финнами. Корректировать его в соответствии с новыми реалиями никто не стал. Перед самым приходом фашистов детей отправили опять в Ленинград. Поезд бомбили, маленькие питерцы прятались под вагонами. Только они вернулись домой, как родной город оказался в кольце. И продовольственные склады вскоре разбомбили. Три дня горели масло, мука и сахар. Самыми ценными вскоре стали рецепты приготовления пищи из того, что, кажется, нельзя есть. А пятиэтажка, в которой жил Городницкий, сгорела. Не от бомбы. Просто от голода умерла соседка сверху. И не успела потушить буржуйку. Пламя бы загасили, но не было воды…
- Я все это к тому, что скоро 8 сентября, - пояснил Александр Моисеевич. - В этот день, в 1941 году, немцы захватили Шлиссельбург, окружив Ленинград. Началась блокада…
Рыцарь науки
Постоянные переезды и смены места жительства, начавшись в детстве, продолжались всю жизнь. Александр Городницкий объездил весь мир. Работал на Севере, был в Новой Зеландии и в африканском Сенегале, в Америке и Канаде. Принимал участие в океанографических экспедициях в Атлантике, Охотском, Балтийском и Черном морях, в том числе на экспедиционном паруснике "Крузенштерн". Участвовал более чем в двадцати рейсах научно-исследовательских судов в различные районы Мирового океана. Был на Северном полюсе и в Антарктиде. Неоднократно участвовал в погружениях на обитаемых подводных аппаратах, принимал участие в поисках Атлантиды.
- Я уверен, что Атлантида была, - заявил гость Магнитки. - И ее гибель имеет простые физические и географические причины. А вот в глобальное потепление я не верю. Это миф, придуманный для зарабатывания денег.
Городницкий - один из авторов нового метода измерений электрического поля океана. Опубликовал более 260 научных работ, в том числе 8 монографий, посвященных геологии и геофизике океанического дна. За научные заслуги награжден общественными орденскими знаками "Полярная звезда", "Рыцарь науки", "Синий крест Российской академии естественных наук", "Звезда созидания".
След в океане
Многие его песни долгое время считались народными. Сейчас Городницкий с улыбкой вспоминает, как после концерта его хвалили: "Нормальный мужик к нам приехал, все наши песни знает!" Он спел и магнитогорцам, которые когда-то тоже считали его песни ничьими. "Снег", "Песня полярных летчиков", "Канада", над которой небо, конечно, синее. Наибольшее оживление вызвала "Жена французского посла". Ее пели хором. И "Перекаты", через которые все мы плывем без абриса, потому что "на это место уж нету карты".
Александр Городницкий выпустил порядка пятидесяти пластинок, лазерных дисков, аудио и видеокассет. Написал 28 книг, состоящих из стихов, песен и мемуарной прозы. Его произведения переводились на английский, французский, немецкий, болгарский, чешский, испанский, польский, иврит и другие языки. Стихи и песни Городницкого включены в антологии современной русской поэзии
Своих титулов Александр Городницкий не перечислял. Рассказывал фантастические истории, которые потом оказывались фактами его жизни: про женщин, любовь и немножко про политику. И о своей новой книге - "След в океане".
- Знающим людям известно, что след в океане растворяется за секунды. Вот еще была широкая кильватерная полоса. Миг - и снова чистая вода, будто ни корабля, ни тебя здесь никогда не было. Я хочу, чтобы мой след в океане все-таки был более долговечным…
И он спел еще одну "народную" песню: "На материк, на материк ушел последний караван". И еще. Александр Городницкий работал три часа подряд. Во время небольшого перерыва вновь подписывал свои книги. А ему, между прочим, 78 лет. Все три часа был бодр, энергичен. Выступал стоя. Не уставал ни шутить, ни читать стихов, ни петь. И люди, пришедшие на концерт, аплодировали, прося и требуя: "Кожаные куртки", "Атлантов"! В уже далеком 1966 году песня "Атланты" заняла первое место на Всесоюзном песенном конкурсе. Вместе с автором ее пел весь зал. Александр Моисеевич поклонился, показывая, что концерт окончен. Улыбнулся, сказал, что еще встретимся и споем, какие наши годы. И вновь пошел к столику в углу, потому что еще не всем успел подписать книги…