ЭТА ГРУППА – легенда эпохи Советского Союза, я бы так сказала.
Потому что с конца 60-х, когда она создалась, и до середины 90-х, когда ушла в небытие, «Веселые ребята» под управлением Павла Слободкина «гремели» на всю страну. Гремели, конечно, и «Самоцветы», и «гитары» – и «Синие», и «Поющие». Но у «Веселых ребят» всегда была какая-то отличительная черточка. Во-первых, их музыка всегда была более молодежной, чем у других исполнителей. Во-вторых, более «тяжелой» по звучанию – стали даже поговаривать о зарождении в СССР рок-музыки. И, наконец, в-третьих, Слободкин умел собирать настоящих профессионалов.
Главным принципом «Веселых ребят» всегда была бесфамильность солистов – просто группа, и все тут. Но из творческой лаборатории «Веселых ребят» вышли десятки легендарных артистов – от Алексея Глызина и Александра Буйнова до, между прочим, Аллы Пугачевой.
В Интернете о них очень мало информации – о сегодняшних, я имею в виду, все больше – ностальгические интервью бывших участников. Что такое сегодня некогда известный бренд, чем занимается и что поет, а главное, кто стоит перед микрофоном?
«Веселые ребята» приехали в Магнитогорск сразу на два концерта – и в «Бумеранге», и в «Станице» в этот вечер проходили ретро-вечеринки. Придя на саунд-чек в «Бумеранг» около семи вечера, как договорились, еще часа два я прождала, пока они настраивали инструменты. Гляжу на музыкантов и не узнаю – трое совсем молоденькие ребята, явно только что нанятые, а те двое, что постарше… Солист немного лысоват, небольшого ростика – этакая зарисовка музыканта из советских времен: на лице следы бессонных ночей, но в любом состоянии отыграет – не придраться. Я их не знаю – для моего поколения «Веселые ребята» – это уже «Не волнуйтесь, тетя!» с Глызиным и Буйновым и «Розовые розы» с Сашей Добрыниным. Наконец арт-директор «Бумеранга» и «Станицы» Андрей Шишкин зовет в гримерку, передает список солистов – из «стареньких» Игорь Гатауллин и Виталий Валитов – с ними и разговариваем.
– Сейчас вы исполняли хиты семидесятых – качественный советский рок. И еще: вы всегда так долго настраиваетесь или сегодня что-то пошло не так?
Игорь: Мы – долго настраивались?! Да вы что! Полтора часа – это очень скорая настройка! В райдере у всех музыкантов, играющих вживую, стоит четкое время – не менее трех часов. «Назарет» настраивается целый день, а «Пинк Флойд» – аж две недели, представляете? Зато потом все звучит чудно. А насчет репертуара – просто, настраивая звук, мы проигрываем самые «тяжелые» песни.
– Я, если честно, очень плохо представляю в вашем исполнении песню «Не волнуйтесь, тетя!»
Виталий: Сегодня вы ее услышите.
– Хорошо, а «Розовые розы»?
Игорь: А вот это – увольте. «Розовые розы» – это тот период «Веселых ребят», когда «Ребят»-то уже не было. Ушел старший состав. А в девяностые годы была популярна легкая дискотечная музыка, появились прыгающие молодые ребята. И только в конце девяностых, когда интерес к качеству начал снова просыпаться, стали собираться и «Песняры», и «Самоцветы», и «Поющие гитары»… Мы встретились в две тысячи первом году и записали пластинку «Веселые ребята. Тринадцать лет спустя».
– Это были старые песни с новым звучанием?
Игорь: Конечно, во-первых, издавать старое звучание было бы глупо – оно есть на старых пластинках. А во-вторых, во время студийной записи с нами, тогда еще молодыми, сидела целая куча композиторов и звукорежиссеров, администраторов и тех, кого сегодня именуют продюсерами. Мы обязаны были выполнять их пожелания. А на концерте позволяли себе делать, что хотим, – песни звучали более ярко и мощно. Такое же звучание мы позволили себе сделать в новом диске.
– Я до сего дня считала, что Павел Слободкин перестал являться руководителем коллектива, как только популярность «Ребят» сошла на нет, и ваше возрождение – не его заслуга. А на сайте «Самоцветов» прочитала, что он до сих пор у руля. Это так?
Игорь: С тех пор как мы записали первую пластинку в новом составе... Все тринадцать лет нашего молчания Павлу Яковлевичу не нужна была группа, и он неоднократно заявлял об этом в интервью. Он занимается продюсированием симфонической музыки, у него на Старом Арбате даже существует студия Павла Слободкина – с камерным залом, органом и набором инструментов. Его родители занимались симфонической музыкой – отец прекрасный виолончелист, и после распада «Веселых ребят» он пошел по родительским стопам. Когда Слободкин услышал нашу новую пластинку, он сделал все, чтобы вторая пластинка, которая уже была готова, не вышла в свет – как раз всплыли затронутые вами вопросы правообладания. У нас до сих пор спор, кому же принадлежит имя «Веселые ребята». Лично я считаю, что на самом деле это имя – народное достояние, достояние Российской Федерации.
– Насколько я знаю, в далекие шестидесятые группа была названа в честь одноименного фильма, покорившего сердца советских людей.
Игорь: Совершенно верно – появился фильм «Веселые ребята», создателем которого был Александров. Если говорить напрямую, то нас назвали незаконно – по сегодняшним правилам. Но в то время таких законов не было.
– Не так давно я присутствовала на концерте «Дискотеки восьмидесятых», и там от имени «Веселых ребят» выступал Саша Добрынин с теми самыми «Розовыми розами».
Игорь: Это молодое поколение «Веселых ребят», которое прошло в свое время незамеченным, а сейчас, на фоне возрождения старых ансамблей, вдруг зазвучали «Розовые розы», да еще и в качестве визитной карточки всех «Веселых ребят». А на самом деле «Веселые ребята» ходят и плюются. Слободкин – отличный музыкант с абсолютным слухом, в плохом вкусе его не обвинишь. Но он еще и уникальный продюсер, тонко чувствующий конъюнктуру рынка. В то время выгодно было набрать молодых ребят, которые прыгали по сцене под «умца-умца» и «рвали» зал, состоящий из молоденьких девочек, готовых нести свои деньги. И на фоне «На-на», «Ласкового мая» и других подобных коллективов появился обновленный состав «Веселых ребят».
Виталий: Возвращаясь к вашему вопросу о Слободкине: как только мы реанимировали ансамбль, он вдруг снова почувствовал себя руководителем.
Игорь: У нас предстоят переговоры с Павлом Яковлевичем, потому что в этом году «Веселым ребятам» исполняется сорок лет, возможно, мы сможем найти компромисс… Если наши пути разойдутся, мы надеемся найти способ сосуществования. В конце концов: «Песняров» – четыре коллектива, «Самоцветов» – два, «Синих птиц» – три…
Виталий: По крайней мере, хлеб мы у него не собираемся отнимать. А то, что мы заслужили в этом ансамбле долгими годами труда и творчества – а мы с Игорем отпахали в нем больше десяти лет, мы на это имеем право.
Игорь: Только не подумайте, что все сказанное нами – камень в огород Павла Яковлевича. Мы всегда относились к нему с огромным уважением – недаром «Веселые ребята» всегда были в числе самых известных ансамблей.