ЕГО ИСТОРИЯ начинается с 60-х годов: раз в два года в столице собирались звезды кинематографа – оценить лучшие достижения своих коллег. В период экономической нестабильности фестиваль закрылся, казалось, навсегда. Но был возрожден в ежегодном формате новым вдохновителем – Никитой Михалковым.
Все, как на Западе: красная ковровая дорожка, именитые гости (на этот раз гвоздем программы был культовый режиссер Эмир Кустурица), сногсшибательные наряды и немереное количество прессы – в основном, фотографов. Так же, как на Западе, они надрывают голоса в надежде на взгляд кинозвезд, которые, пожалуй, только в этот день дают интервью с очаровательной улыбкой всем без разбору: и официальной прессе, и своим врагам – бульварным газетам.
Наибольшим вниманием окружена молодежь: Дмитрий Дюжев, появившийся на церемонии с невестой, Константин Крюков, ведущий под руку маму Алену Бондарчук, Любовь Толкалина и Егор Кончаловский… Тех, кто, казалось бы, не имеет отношения к кино, тоже встречают с помпой: Светлана Хоркина, Оксана Федорова, Тина Канделаки…
Вокруг них вьются журналисты, фото- и телекорреспонденты. А всеми признанные мэтры остаются без внимания: актеры Инна Макарова, Людмила Хитяева, Зинаида Кириенко, Донатас Банионис, режиссер Самсон Самсонов, композитор Евгений Дога – до них, кажется, никому и дела нет… Они не очень-то почитают современное кино – говорят, что души в нем стало мало, на смену ей пришел западный «экшн», который сделал кино одинаковым.
Зинаида КИРИЕНКО:
– Бесконечные повторы: героиня или память теряет, или родить не может, или машиной сбита… А глубокого проникновения в людскую жизнь, ее психологизм – этого нет: все сводится к остросюжетности.
Людмила ХИТЯЕВА:
– Тлантливых актеров много и сегодня, но идет оболванивание их ради излишней простоты, которая создалась сериалами: вот смотришь сотую серию подряд и понимаешь, что нет тут никакого развития, актерская игра ничем не отличается от первой серии, отсюда и деградация актерской профессии – они еще ничего не умеют, но уже знают счет деньгам и своим любовным похождениям. Наша популярность строилась на умении поразить игрой, а их – на количестве бойфрендов.
Донатас БАНИОНИС:
– Кто виноват в том, что кинематограф стал не искусством, а мышиной возней? Думаю, сама жизнь: всегда все сферы деятельности переживают то взлеты, то падения. На мой взгляд, кинематограф переживает не лучшие свои времена в плане профессионализма, и финансовое благополучие лишь углубляет ситуацию – фильмы снимаются на потребу зрителей, лишь бы они несли в кассы деньги. Но ведь это ненадолго!
Согласны с мэтрами и представители поколения «молодых да ранних».
Дмитрий ДЮЖЕВ сыграл целую галерею брутальных мужчин с большими кулаками и теперь захотел настоящего искусства:
– Надоели экранные разборки, кровь и насилие – хочется чего-то светлого, доброго и вечного.
Единственное, в чем уверены и мэтры, и киношная молодежь, – это в том, что подобные фестивали – отличный повод договариваться о том, в какую сторону развиваться отечественному кинематографу. И тот, кто станет победителем, на целый год задаст планку работы своим коллегам.
Фестиваль продлится до 30-го июня, жюри отсмотрит за это время более 20 фильмов. И сделает соответствующие выводы. О том, какими они будут, – в ближайших номерах. Вместе с эксклюзивным интервью хозяина московского международного кинофестиваля Никиты Михалкова.