"Когда мне начинают плести ахинею о том, что Таня Друбич, мол, какая-то там муза, все это, конечно, пошляческая ерунда, хотя бы потому, что "муза" по определению должна быть несколько глупа, может быть, даже слегка смахивать на идиотку.
Таня же необыкновенно умна, причем у нее совсем не мужской ум, а именно женский, очень мощный, я бы даже сказал, у нее не ум, а разум, и ее женский разум порой круче, чем многие так называемые мужские умы. (Сергей Соловьев. Из книги "2-INFERNO-2: Александр Баширов и Татьяна Друбич".)
- А сколько у Соловьева было жен?
- Официально три, и все актрисы. Но главной его музой была и остается Татьяна Друбич.
- А где она сейчас?
- За границей, говорят, теперь бизнес-вумен…
За моей спиной шептались две белокурые девушки, видимо, студентки. Дело было в Дагомысе на XIII международном фестивале журналистов "Вся Россия-2008". Его культурная программа включала ежедневный показ фильмов мэтров и дебютантов российского кинематографа. Известный советский и российский кинорежиссер, сценарист, продюсер, народный артист РСФСР Сергей Соловьев презентовал ленты "Анна Каренина" и "Асса-2, или Вторая смерть Анны Карениной". На другой день после показа картин проходила творческая встреча. Желающие пообщаться с ним до отказа заполнили конференц-зал гостиничного комплекса. Я пришел минут за пятнадцать до начала и сидел в первом ряду. Молоденькие журналистки, которых интересовали спутницы жизни и главная муза Сергея Александровича, продолжали судачить, споря уже о том, кто же у него все-таки первая жена.
Рядом со мной сидел взрослый журналист и кинокритик. Я был на презентации его книжки о режиссерах и актерах, приезжавших в его город. Не помню, то ли в Саратове он живет, то ли в Нижнем Новгороде. Не воспринял я этого кинокритика из-за снобизма, высокомерия. И вообще не люблю мужиков с засаленными длинными волосами. А тут седина да еще и косичка… Провинциальному кинокритику с косичкой, видимо, надоел бабский обывательский шепот за спиной, он повернулся к двум особам:
- Душечки, если вам прелюбопытно знать, кто первая жена у Соловьева, проинформирую, пока не подошел Сергей Александрович, чтобы вы не попали впросак и не задавали ему вопросов. Сергей Александрович был несколько раз женат на актрисах: Екатерине Васильевой, Татьяне Друбич, Марианне Кушнеровой. От Друбич у Соловьева дочь. От Кушнеровой родился сын Дмитрий. Кстати, папа снял его в главной роли в своем фильме "Нежный возраст"…
Блеснув эрудицией, горделивый кинокритик с косичкой отвернулся от девушек. Одна из них осторожно похлопала его по плечу:
- Простите, вы сказали, что Соловьев был несколько раз женат на одних и тех же актрисах… Он что, сходился, разводился и снова женился? Как это?..
Седовласый знаток не успел утешить девичье любопытство: в зал стремительно вошел тот, кого ждали. В белоснежных брюках и рубахе свободного покроя. Запыхавшийся и вспотевший. Видно, прямо с черноморского пляжа.
- Спасибо, что удостоили вниманием мою персону: в то время, когда вовсю светит солнце, температура воды плюс 24, вы пришли на встречу со мной. Премного благодарен. Спасибо! - кинорежиссер низко поклонился собравшимся.
Встреча началась с монолога. Соловьев ностальгировал по советскому кино. Вспомнил, как в ельцинские времена откаты убили прокат. В развитых странах сумма отката составляет не менее пяти процентов, в Колумбии - десять, в перестроечной России доходила до девяноста. Был год, когда из семисот заявленных проектов реально снимали семьдесят картин. Просто делали деньги, а проект "зарывали". Тогда было неважно, какой режиссер снимает, увидит фильм зритель или нет. О возврате денег и речи не было. Никто не требовал этого. На откатные суммы возводили виллы в испанских городах и под Лондоном. Криминальность этого механизма, по словам Соловьева, процветает и сейчас. Правда, не в таких масштабах. Вот уже пять лет он не может выбить средства под хороший фильм "О чем не хотят слышать женщины" по сценарию Евгения Гришковца. Деньги дают, но требуют такую сумму отката, что на оставшиеся гроши просто невозможно снять добротную картину. Унижаться перед олигархами Соловьев не хочет. А те киноремесленники, которые унижаются, говорит кинорежиссер, стряпают порнуху, мыльные оперы и дешевки типа "Гитлер капут".
Вождю мирового пролетариата приписывают слова о том, что важнейшим из искусств является кино. Это был политический лозунг, которого, кстати, Владимир Ильич не писал, но кино в СССР было самым популярным искусством. Кино смотрели все, народ на него валом валил. И деньги государство выделяло, и шедевры создавались. Сейчас важнейшее из искусств не кино, а телевидение, ставшее растлителем нации и особенно молодежи, негодует Сергей Александрович. В ТВ вкладывают огромные деньги, несопоставимые с теми, которые государство выделяет на кино. В этом году Госкино вложило в отечественный кинематограф чуть более ста миллионов долларов, а телевидение только на сериалы тратит свыше двух миллиардов долларов.
Седовласый кинокритик с косичкой поддержал разгневанного кинорежиссера:
- А мы и телевизор не включаем, когда идут сериалы. Смотрим советские фильмы по видику. Как они качественно и интеллигентно сделаны. А какие искренние и теплые. Вашу "Ассу", Сергей Александрович, я пересматриваю часто…
- Спасибо, очень приятно, - остыл от гнева Соловьев и стал рассказывать, как на Западе поддерживают национальное кино. Во Франции, например, автоматическая поддержка гарантирована продюсерам и режиссерам, экранизирующим произведения национальной классической литературы. Молодым актерам, режиссерам и сценаристам выделяют различные гранты. В Великобритании фильм, получивший статус национального, получает налоговые льготы. Английские создатели высокобюджетных фильмов могут рассчитывать на компенсацию 16 процентов затраченных средств, малобюджетных - на 20…
Сидевшие за нами молоденькие студентки зашептали:
- Когда же он начнет отвечать на вопросы и расскажет о своих женах и музах?
- Помолчите, красотки, - шикнул на них кинокритик с косичкой.
А Сергей Соловьев с болью заговорил о том, что у большинства современных отечественных фильмов нет "позитивных моделей". Те, кто снимал "Летят журавли", представляли, что будет или должно быть дальше. Вместо неправильного социализма наступит правильный - гуманистический, с человеческим лицом. А как нам показывают капитализм по-русски? Повеситься хочется, перешел на разгневанный тон Соловьев.
- В Москве олигарх открыл шикарный кинотеатр, в одном из кинозалов лежачие сдвоенные кресла. Пожалуйста, молодежь, приходи, на экране смотри порнуху и, не отрываясь от экрана, занимайся плотской любовью… Ну, пожалуй, хватит о жути. Об этом вы можете подробно прочесть в моем двухтомнике, выпущенном на днях, - сказал кинорежиссер, показав журналистам эти книги.
- Сергей Александрович, а правда, что ваша главная муза - Татьяна Друбич? - спросила одна из молоденьких журналисток.
- На творческих встречах мне часто задают этот вопрос. Когда я слышу это, всегда выручает глупая фраза: "Приходила ко мне муза - Герой Советского Союза".
- Ну, а если серьезно, - не унимается девушка.
- Измышлизмы об этом я написал в эссе о Татьяне Друбич…
- Так вы же с ней развелись…
- Это ничуть не отразилось на наших отношениях, мы дружим, я по-прежнему снимаю ее. Вы знаете, что у Тани нет актерского образования. По профессии она врач. Сейчас Татьяна - бизнес-леди. В Германии у нее есть своя фирма. Нашему длинному и путаному роману с Таней уже тридцать пять лет. Нам-то и самим в этой истории практически ничего не понятно. Но все это не имеет впрямую никакого отношения к тем фильмам, в которых она у меня снималась.
- Но ведь это традиция: если у режиссера жена актриса, он обязательно снимает ее в своих фильмах. Кончаловский снимает Высоцкую, Наумов - Белохвостикову, Памфилов - Чурикову…
- В моем случае нельзя сказать такое. У меня есть ряд картин, где Друбич не снималась, и не потому, что в этот период у нас разлаживались семейные отношения, а просто потому, что в этом не было жгучей необходимости…
- Почему такая необходимость возникла, когда вы стали снимать кино по роману "Анна Каренина"?
- Сначала о том, почему я взялся за "Анну Каренину". Ведь был уже прекрасный фильм, снятый Александром Зархи. Я задумал свой фильм еще учась во ВГИКе. Лет сорок прошло с той поры, но как сейчас помню: лето, дача, на раскладушке читаю потрясающий семейный роман Толстого, балдею от красоты картин, встающих за словами. Потом посмотрел фильм Зархи. Мне очень понравилась Татьяна Самойлова, а Николай Гриценко - нет. Конечно, он мастерски сыграл Каренина, показав, какая тот дрянь. По Зархи получалось, что "Анна Каренина" - это фильм о супружеской измене, а мне захотелось снять фильм о любви. Когда я делился этой идеей, неопозитивисты отговаривали меня: "Какая любовь? Толстой написал роман о чудовищной бабе. Одного бросила, родила кого-то там заново, даже дети ей не указ. Это жлобские измышления людей, не понявших Толстого, написавшего роман о свободе, совести, мятущейся русской душе. Десять лет назад я пробовал на роль Анны Карениной Таню и Иру Метлицкую, которая, к сожалению, погибла. Тогда я выбрал Друбич. Она мне показалась больше похожей на Анну…
В Дагомысе Сергей Соловьев показал вариант, снятый для кинотеатров. Главные роли вместе с Татьяной Друбич сыграли Олег Янковский (Каренин), Ярослав Бойко (Вронский). В киноверсии основное внимание уделено истории этого любовного треугольника. В пятисерийном телесериале, по словам Соловьева, большое место занимают сцены, связанные с нравственно-философскими поисками Левина (Сергей Гармаш). Роль Кити сыграла Мария Аниканова, а Стива Облонского - Александр Абдулов.
Большую часть съемок Сергей Соловьев провел в Ясной Поляне, в музее-усадьбе Льва Толстого. Это, по его мнению, способствовало созданию особой атмосферы, помогло проникнуться духом творчества гениального романиста.
Параллельно с этим фильмом Соловьев снимал "Ассу-2", имеющую подзаголовок "Вторая смерть "Анны Карениной". Картина сюжетно связана с романом Толстого. Главная героиня, которую играет Татьяна Друбич, отбывает наказание за убийство Крымова. В расформированной тюремной библиотеке ей удалось найти единственную оставшуюся книгу - роман "Анна Каренина" без первых тридцати страниц. В течение многих лет Алика-Друбич перечитывает растрепанный том, который становится частью ее тюремной жизни. В новую "Ассу" вошли сцены съемок "Анны Карениной", а роль кинорежиссера, приехавшего снимать фильм об узниках новой свободной России, с успехом сыграл Сергей Маковецкий. В трагичной судьбе Алики зрители узнают толстовскую героиню…
На встрече с Сергеем Соловьевым молодые любопытные особы так ничего и не услышали о двух других женах маститого кинорежиссера. "И все-таки его главная муза - Татьяна Друбич", - сделали они вывод и первыми поспешили к нему за автографами
Дагомыс-Магнитогорск