Одна из победительниц - преподаватель математики Алёна Крафт, которая стала лучшей в номинации "Учитель школы".
-Вы, наверное, недавно работаете? - спросил её один из журналистов после финала. Вопрос вполне объясним: Алёна Васильевна разрушает стереотипы по отношению к педагогам - выглядит не как строгая учительница, а как победительница конкурса красоты. Впрочем, кто сказал, что учитель должен быть строгим и необаятельным?
Преподаёт с 2001 года. Пятиклашки и семиклашки из школы № 64 имени Бориса Ручьёва души в ней не чают. К конкурсу начала готовиться за год - морально, когда приняла решение в нём участвовать. В школе поддержали: руководство, наставник Галина Тимофеева, коллеги. И, конечно, семья - кстати, Алёна Васильевна - мама двоих детей.
- Пословица "один в поле не воин" это точно про "Учителя года", - говорит Алёна Крафт.
На своём сайте она искренне рассказывает о том, что для неё значит - быть учителем.
"Честно признаться, не мечтала быть педагогом. А моя мама всегда хотела "читать" математику в школе, но ей не позволили родители. И нереализованные мечты она решила воплотить в своём ребёнке. Теперь переживает: "Господи, куда я тебя отдала? Алёна, ты смотри там, поосторожнее. Ты знаешь, какие сейчас дети. Я видела передачу, что они творят…"
А я с гордостью при встрече с друзьями детства, одноклассниками говорю о том, что работаю в школе. Любопытно наблюдать и за реакцией новых знакомых: "Учитель? В начальной школе? Русский язык? А, математика?! Как тебя угораздило пойти в школу?"
Приятельница, с которой мы стали общаться, когда сдружились наши дети в детском саду, однажды сказала: "Благодаря тебе я стала по-другому смотреть на учителей". Я побоялась спросить, что она подразумевала, но, надеюсь, в моём лице учительство приобрело привлекательные черты.
В нашем обществе школьный учитель долгое время ассоциировался с деспотичной женщиной, обладающей командным голосом, властным взглядом, пучком туго стянутых волос на затылке, точно знающей правильные ответы на все вопросы, особенно по воспитанию подрастающего поколения.
Сегодняшний учитель не такой. Потому что в бурлящем мире рядом с ним ребенок, которому надо нечто более весомое, чем предметные знания. Сегодняшние дети хотят равных отношений, страдают, если их пытаются подчинить, они ведомы мотивацией собственных достижений, их не пугает наказание.
Сегодняшний учитель - это и организатор, и координатор, и бухгалтер, и экономист, и артист, и режиссёр, и психолог, и воспитатель, и стратег. На его плечах огромная ответственность за будущее, ведь перед ним за партой будущий врач, политик, экономист, учёный…
Современный учитель требователен к каждому конкретному ученику, в том смысле, что учитывает его личностные, характеристические и когнитивные особенности. Современный учитель требователен к себе: способен видеть предмет системно, находить его место на общей карте знаний и представлений школьника о мире.
Современный учитель - это человек с принципами, твёрдостью в голосе и гибкостью в отношениях, умеющий вовремя перестроить канву урока, выделить пространство для точки зрения учеников. Учитель понимает, что не обязательно позиция ученика совпадет с его собственной, но осознаёт, как для ребенка важно быть услышанным и понятым.
Современный учитель - это человек постоянно рефлексирующий, способный к самоисследованию, обладающий внутренней честностью. Порой ловишь себя на мысли: "Я не всегда и не во всём идеальна!" А нужен ли идеальный учитель ученику?
Я полагаю, что ученику нужен живой человек, не идеальный, но думающий; способный сопоставить факты и сделать выводы, осознанно относящийся к собственному выбору, способный нести ответственность за поступки, имеющий аргументированную позицию, способный без ущерба для окружающих отстаивать своё мнение, уважительно относящийся к другим точкам зрения, совершающий ошибки, способный их осознать и исправлять, а потому готовый и способный научить этому своих учеников.
Для меня школа - это мощный поток энергии: чем больше ты отдаёшь, тем больше возвращается. Здесь не учитывается знак заряда: отправишь отрицательно заряженный поток - получишь его назад; положительный - вернется мощнее. Школа - это возможность избежать в своей жизни рутины и однообразия. Школа - это обязанность держать себя в тонусе: школьники подмечают больше, чем домашние - и разного оттенка лак на ногтях, и стрелку на колготах, и бусы как у мамы, и новый цвет волос. И обязательно в торговом центре в воскресенье тебя кто-нибудь окликнет по имени-отчеству…
Не волнуйся, мама, я на своём месте. Здесь меня ждут любопытные и озорные познающие мир мальчишки и девчонки, сюда мне хочется возвращаться".
И ещё одно "доказательство" того, что человек нашёл свой путь. "Несмотря на трудности, ответственность и волнения, - говорит Алёна Крафт, - конкурс "Учитель года" подарил мне ощущение полёта".