УРОКИ ГЕОГРАФИИ остались в моей памяти в виде сетки из меридианов и параллелей, которую когда-то наложили на земной шар, чтобы мучить школьников непонятными расчетами. Ну какое восьмикласснице дело до этого экватора? Куда более важен другой вопрос: висит ли злополучная сетка над нашим городом? И за какими облаками ее рассматривать?..
По субботам в многопрофильном лицее № 1 собираются ребята, которые умеют делать сетку глобуса прозрачной, а вместо цветовых пятен на карте мира они видят живые города, моря и горы. В школе олимпиадного резерва, которую ведет преподаватель лицея Елена Давыдова, занимаются учащиеся разных школ города. Елена Павловна, кстати, кроме статуса учителя высшей категории, имеет членство Русского географического общества, является лауреатом Всероссийского конкурса «Учитель года России-2001», обладателем гранта президента и премии губернатора Челябинской области. Сам «олимпийский» проект появился в городе четыре года назад по инициативе педагога Владимира Дронова. Сегодня пункты подготовки будущих «олимпийцев» по физике, математике, литературе, географии работают на базе разных школ. Знакомые предметы ребята учат не «по программе», а из любопытства. Представляете, меридианы – из любопытства?
В классе – человек семь. Перед каждым на столе топографическая карта, на доске – перечень географических объектов: Борисово, Ивановка, озеро Вольное. Вооружившись линейкой и циркулем, школьники путешествуют по городам и весям, отмеряя реальные километры дорог и тропинок. Причем, кажется, прекрасно представляют себе местность, в которой очутились.
– Саша, ты где? – учитель пытается держать ребят «в поле зрения». – Не заблудился еще?
– Не волнуйтесь, Елена Павловна, местные жители – добрые люди.
– Ты уверен, что там есть местные жители? – включается в разговор Сашина соседка. – В Рязанской области один мальчик заплутал, так никого и не встретил…
На пути у ребят две горы. В смысле – школьники умудряются разглядеть среди волнистых линий на карте, напоминающих грибы лисички, холмы и овраги.
– Игорь, видно ли тебе с горы Большой пик горы Губановской? – звучит немыслимый вопрос учителя.
– А рост человека учитывать?..
Чувствую себя, как на сеансе у Фрейда. Здесь совсем другая география. Пожалуй, незачем спрашивать у детей, как они увлеклись географией и какая неведомая сила заставляет их проводить законный выходной в четырех стенах и незачем просить преподавателя раскрыть секрет непобедимости ее учеников на олимпиадах, а тем более скрупулезно анализировать методическую часть урока. Зачем? Можно просто им насладиться. А стен в классе на самом деле нет – по крайней мере, для ребят. Как в фильме про Ивана Васильевича, они мгновенно депортируются с одной точки карты в другую. Это и есть география без границ.
…Мы у расписания Московской железной дороги: по названиям фирменных поездов пытаемся определить путь их следования. То есть пытаюсь я одна, у «олимпийцев» с заданием проблем нет. Думала, ребята начнут с «Магнитки» как самого очевидного рейса. Какой там! Простые задачки им не интересны.
– «Иртыш» в Омск, «Белогорье» в Белгород, «Нева» в Санкт-Петербург, «Байкал» в Иркутск, – загибают пальцы школьники.
– Все, легкие закончились, – комментирует Елена Павловна.
– «Жигули» едет в Самару, «Полонез» в Варшаву, на родину этого танца. «Атаман Платов», наверное, в Курск. Хотя нет, казачьи станицы находились южнее. Значит, в Ростов-на-Дону. А «Соловей» точно должен идти в Курск: места там соловьиные.
Такая «кругосветка» – в каждом задании. Стоит лишь внимательно покрутить глобус – и мы уже на островной территории в незнакомой стране. Ребята «оглядываются»: кокосовая пальма, рис, чайные плантации, кукуруза…
– Итак, определите, где вы находитесь, – задает тон Елена Павловна. – Какие из произрастающих здесь культур являются родными и определяют место этой страны в международном разделении труда?
– Может, Цейлон? – размышляют ребята. – Похоже на Шри-Ланку. Откуда тогда кокосовая пальма? Так тропики ведь. А кукурузу и маниок сюда явно завезли. И каучук тоже, потому что его родина – Латинская Америка.
Дальше по тем же признакам – табак, сахарный тростник – школьники быстро «вычислили» Кубу. И даже рис их не смутил. Более того, обнаружилось, что для выращивания риса на Кубе было организовано массовое переселение китайцев…
Определенно, играть с ними «в города» рискованно. Да что там города! «Олимпийцы» в курсе всех значительных событий глобального масштаба, касающихся передела мира, международных симпатий и амбиций глав государств. Каждую субботу они обмениваются друг с другом мировыми новостями: в этот раз, например, говорили об изменениях в составе Российской Федерации и новых членах Евросоюза.
Не удивительно, что здешние ребята легко поступают в престижные вузы России, включая МГУ и МГИМО. Сейчас на первом курсе географического факультета МГУ учится Мария Смирнова, выпускница гимназии № 53 и школы олимпиадного резерва. Учащийся той же гимназии, обладатель президентского гранта Александр Тимажев собирается пробовать силы на отделении метеорологии и климатологии географического факультета МГУ, хочет выяснить, в том числе, почему вдруг в январе зацветают помидоры. Пока же школьник сообщил, что на Южном Урале увеличилась годовая амплитуда температур. Возможно, это и впрямь глобальное потепление. А может, просто теплое течение Эль-Миньо. В общем, скоро Саша с природными метаморфозами разберется…
Свой «олимпийский» статус школа оправдывает с лихвой. Юных географов из Магнитки хорошо знают организаторы областных олимпиад, откуда команда регулярно привозит дипломы лауреатов. Два раза школьники принимали участие в олимпиаде Русского географического общества. В минувшем году команда магнитогорцев в количестве четырех человек «собрала» в ней все первые места. Буквально на днях ребята вернулись с открытой олимпиады Московского государственного университета. Результатов пока ждут, но уже тот факт, что в конкурсе принимали участие более чем полторы тысячи юных знатоков со всей России, делает школьникам честь и требует назвать их имена: Ольга Адищева, Татьяна Васильева, Игорь Федоренко и Александр Тимажев.
Как и в предыдущих случаях, свои знания на всероссийском уровне школьники демонстрировали, в основном, за счет родительского кошелька: «Олимпийский» проект не входит ни в школьные программы, ни в число национальных приоритетов. А потому рублем обделен. Даже класс, где занимаются «олимпийцы», пока снабжен лишь картами да глобусами. Всю остальную географию, которую современные школьники должны как минимум изучать с экрана проектора – его здесь ждут с нетерпением! – достраивает фантазия ребят. Каждый мечтает в своем направлении: Германия, Греция, Япония, Китай, Чехия… О любимых странах юные географы знают, пожалуй, не меньше, чем коренные жители. Дело за малым – увидеть их своими глазами.