Один из основателей мотоспорта в нашем городе Виктор Петрович Коржов на пороге очередного юбилея. Наша редакция публикует воспоминания этого легендарного для магнитогорского спорта человека.
"50 лет тренерской деятельности - очень большой временной и жизненный период. Оценивая различные периоды своей деятельности, понимаю, что очень много было достигнуто, сделано, построено: организованы и проведены десятки спортивно-массовых мероприятий, посвящённых юбилеям ММК, Дню металлурга, Дню города. Многие из них были оценены Мотоциклетной федерацией России (МФР) как лучшие соревнования.
На комбинате я родился как спортсмен
Вся моя сознательная жизнь неразрывно связана с ММК. В 14 лет пришёл в мотосекцию комбината и остаюсь в ней до сих пор, за исключением нескольких лет, проведённых на Украине. Три года выступлений в соревнованиях за сборную Украины и год - за сборную СССР многому меня научили. Не могу не сказать добрые слова о замечательных людях, заслуженных тренерах СССР, которые тренировали и учили меня на Украине - Ю. И. Трофимец и Л. Н. Черный. Но я всегда знал, что как бы там ни было хорошо, я всё равно вернусь в Магнитогорск, создам команду и добьюсь победных результатов.
Огромную благодарность хочу выразить нашим комбинатским руководителям различного уровня, которые в те далекие времена учили меня работать для металлургов, работать на город, работать с полной отдачей - равняться на ММК, быть лучшими в СССР по спорту и досаафской работе. Изменилось многое в стране, но не изменилось отношение руководителей ПАО "ММК" к мотокроссу. Помню, как в 1991 году И. Х. Ромазан вник в проблемы команды ММК и решил их. Через шесть лет, когда команда "Металлург" оказалась ещё в более худшем положении, В. Ф. Рашников, несмотря на то, что проблем в России и на ММК было с избытком, принял решение о поддержке мотокросса, заключив договор о сотрудничестве, который действует до сего времени.
Я не нахожу достойных слов, чтобы выразить благодарность Виктору Филипповичу. Нет ни одного тренера мотокроссовых команд страны, руководителя мотофедерации России, которые бы не знали, благодаря кому в Магнитогорске существует команда, проходят и будут проходить соревнования самого высокого уровня.
В моём понимании комбинат - это огромный механизм, в котором все детали, узлы шестерни и прочее должны выполнять определённые функции. Руководители комбината - это люди, в совершенстве знающие устройство этого механизма и все сложнейшие металлургические процессы. Они высокопрофессионально владеют рычагами управления, постоянно внедряя в производство современное оборудование и технологии. Думаю, поэтому технически высокообразованные руководители ММК оказывали и оказывают поддержку техническому виду спорта - мотокроссу, где также необходимы современная техника (мотоциклы) и ремонтная база, запасные части плюс ежедневные ремонты мотоциклов для тренировок и выступления в соревнованиях.
Всё, что было сделано, создано, осуществлено в мотокроссе, - это помощь и поддержка руководства ММК. На комбинате я родился как спортсмен - стал чемпионом города, области, России, затем несколько раз становился чемпионом Украины, чемпионом и членом сборной СССР, здесь я вырос как тренер, здесь в ранге председателя ДОСААФ дважды стал победителем среди организаций ДОСААФ СССР. В 1992-1996 гг. мне, как председателю ДОСААФ ММК, было доверено получать, хранить, готовить к продаже автомобили, полученные ММК от автозаводов по взаимозачёту. Благодаря этому организации удалось заработать средства, и осуществилась мечта моей жизни: команда "Металлург" трижды поднималась на высшую ступень пьедестала по итогам многоэтапного чемпионата России высшей лиги.
Осуществилось даже то, о чём я мечтать не мог, - состоялась поездка команды "Металлург" в Нидерланды и Бельгию, где наши спортсмены тренировались и принимали участие в соревнованиях под руководством лучших тренеров - Яна Постэма и Гарри Эвертса.
С первого мотоцикла
В детстве я был обыкновенным мальчишкой, очень любил гонять на велосипеде, летом с утра до вечера играть в футбол, зимой - коньки, клюшка и шайба. Но как только увидел спортивные мотоциклы, понял - вот то, чем хочу заниматься. Мне нравилось всё: сами мотоциклы, скорость, преодоление препятствий, прыжки, повороты, борьба на трассе, нравилось ремонтировать, готовить мотоциклы к тренировкам и соревнованиям, нравилась сама обстановка в секции, настроение спортсменов перед общими городскими тренировками и соревнованиями как перед боем.
Старший секции Константин Ручушкин настраивал каждого участника из приезжавших на тренировку пяти команд: "Ты должен этого победить, ты - этого". А перед последним заездом среди подростков (их называли механиками) мне, как лучшему в секции механику, говорил: "Ты должен победить всех, ясно?!" В этом юношеском заезде мы соревновались на мотоциклах взрослых гонщиков, к которым были приписаны как механики. Ожидание первого старта, большой, как говорят, мандраж (хотя за два дня до старта мотоцикл гонщика, на котором мне предстояло соревноваться, был полностью проверен, отрегулирован, смазан, заправлен, готов к бою) сыграли злую шутку. На старте от волнения я резко отпустил сцепление, мотоцикл заглох, соперники на глазах уходили на подъём. Как я завёл мотоцикл, как догонял, обгонял соперников, я потом не мог вспомнить - настолько большим было стремление победить. Помню только, что лидера этого заезда я обогнал на опасном спуске перед финишем.
Наш тренер и спортсмены, которые смотрели этот заезд, за победу поставили мне высшую оценку, чему я был очень рад. После соревнований тренер мне сказал: "Через год тебе будет 16 лет - получишь водительское удостоверение, будем готовиться к городским и областным соревнованиям. А пока собирай себе мотоцикл: вон рама, там - разобранный двигатель, там - амортизаторы, колёса и т. д.". Спустя месяц работы у меня был свой мотоцикл. С первого моего мотоцикла, собранного своими руками, началась моя многолетняя биография спортсмена, тренера, руководителя ДОСААФ и спортивного коллектива.
"Детсад" повзрослел быстро
- Нельзя сказать, что всё было гладко и легко. Строили своими силами кирпичные гаражи, грузили и вывозили б/у кирпич с ММК, в самые лютые морозы каждый день собирались в секции, топили дровами буржуйку, при свечах ремонтировали мотоциклы, тренировались и участвовали в соревнованиях. В то время в городе было семь команд по мотокроссу. После того как наших взрослых гонщиков кого призвали в армию, кого (после института) направили в различные города, команду ММК опытные гонщики других команд стали называть "детсадом". Мне было 17 лет, в то время я был самым результативным гонщиком Магнитогорска - абсолютный чемпион города, дважды чемпион области, серебряный призёр первенства СССР среди команд высших учебных заведений. Так как в то время я был самым опытным гонщиком, механиком, все вопросы безвозмездной тренерской работы как бы сами собой легли на меня. Через год команда "Детсад - ММК" стала чемпионом города, ещё через год победила команду Челябинска, одну из сильнейших в России. Много гонок - тяжёлых, изматывающих физически и морально, - сохранилось в памяти. Это первые гонки чемпионата России, Спартакиады СССР в Кемерове - под проливным дождём, гонки чемпионатов Украины, международные гонки, и, конечно, первая гонка в составе сборной СССР на этапе чемпионата мира в Полтаве, на отличной трассе, расположенной на высоких холмах, с закрытым парком гонщиков на берегу чистой реки Ворскла.
Небольшое отступление. В Полтаве я три года подряд, будучи членом сборной команды Украины, а затем и сборной СССР, проходил месячные учебно-тренировочные сборы, принимал участие в чемпионате Украины, чемпионате СССР, других крупных соревнованиях. Но каким бы тяжёлым ни был тренировочный день, длившийся с 9 утра до 20 часов вечера, я совершал вечерние прогулки, запомнившиеся на всю жизнь. Недалеко от гостиницы была беседка, построенная для Петра I, в которой он отдыхал, также недалеко находилось артиллерийское училище, построенное по его приказу. В беседке посидишь, подумаешь, возле училища прогуляешься - и на душе спокойно. Каждый день по дороге на трассу и обратно мы проезжали места, где проходила Полтавская битва. Тогда всё сохранилось с петровских времён - окопы, редуты, бастионы, здесь стояли шведы, здесь - русские. Часто, возвращаясь с тренировок, мы набирали полевые цветы и клали букеты на окопы и редуты. Семь лет назад, возвращаясь с соревнований, проходящих в Краснодарском крае, заехали на Украине к друзьям, которые живы, и на могилы к тем, кого уже нет. Были и на месте Полтавской битвы - тяжёлый осадок остался после этого: всё заросло сорной травой - видимо, никто не следит и не ухаживает за историческим местом…
Пять-шесть тысяч зрителей - наша цель
Сейчас магнитогорский мотокросс переживает очередной этап развития. Есть цель, основанная на собственном многолетнем опыте в данной сфере, на положительном опыте ведущих тренеров и организаторов зарубежных мировых соревнований, на желании руководства Магнитогорска и ПАО "ММК" возродить традиции проведения в нашем городе соревнований по мотокроссу. Таких, которые прежде собирали по пять-шесть тысяч зрителей.
В этом году построена трасса, проведены соревнования на Кубок Уральского федерального округа. Первый блин получился не комом: зрители, гонщики и МФР дали положительную оценку. В планах - построить на этом месте не только трассу высшего уровня для мотокросса, но и автотрассу для проведения внедорожных соревнований, кольцевую трассу для гонок на шипованных легковых автомобилях, трассу для эндуро-кросса. В нашем технически насыщенном промышленном городе тысячи горожан занимаются тем или иным техническим видом спорта, но нет трасс, а ведь десятки тысяч горожан хотели бы увидеть различные соревнования и поболеть за своих. Мотоциклетная федерация России готова включить наш город в спортивный календарь по мотокроссу - в Магнитогорске 14-15 июля 2020 года планируется провести чемпионат России.
Нынешний глава Магнитогорска Сергей Николаевич Бердников успешно продолжил добрые традиции директоров ММК по поддержке и развитию городского мотокросса. Городская власть приняла судьбоносные решения. Во-первых, она определила место (оформлены документы на земельный участок) для строительства многофункциональных площадок по экстремальным видам спорта: мотокросс, эндуро-кросс, автокросс, в том числе детских и прокатных трасс. Во-вторых, закупила шесть специальных профессиональных спортивных мотоциклов японского и австрийского производства, на которых магнитогорские гонщики в этом году показали хорошие результаты: двое стали серебряными призёрами Спартакиады школьников России, двое - чемпионами Кубка УрФО и Челябинской области, четверо спортсменов - чемпионами и призёрами открытых кубков Казахстана и Башкирии.
В данный момент прорабатывают совместные планы администрации города и ПАО "ММК" по подготовке трассы к проведению соревнований в нашем городе.
И последнее, что хотелось бы отметить. По решению руководства ПАО "ММК" в четвёртом квартале 2019 года для детской подготовительной группы приобретают четыре новых учебных мотоцикла - это поможет значительно увеличить количество детей, желающих заниматься мотоспортом, и улучшить качество их обучения. От родителей, детей, тренеров и от себя за это - большое спасибо".