И сверяла бы сейчас дебит с кредитом. И не было бы в ее судьбе ни успеха на международном конкурсе в Болгарии, ни победы на II Всероссийском открытом конкурсе вокалистов Валентины Левко, проходившем при поддержке партии "Единая Россия".
А главное - не было бы у солистки Магнитогорского театра оперы и балета музыки, которая, по собственному признанию, является для нее всем: профессией, увлечением и просто жизнью…
Впрочем, так было не всегда. В "переломном" пятом классе юная пианистка Ира собиралась даже бросить учебу в музыкальной школе родного Петропавловска. Надоели ей тогда бесконечные гаммы и арпеджио, этюды и сонатины.
Уговорили мама и друзья родителей, "нажав" на то, что, остановившись на полпути, потом она, как многие, будет жалеть о "бесцельно прожитых годах"… И все-таки настоящая любовь к музыке, считает Ирина Морева, проснулась в ней только лет в 15-16. Тогда она уже училась в колледже, с поступлением в который была связана целая история. Потому что вообще-то никто в их семье о музыкальной карьере для дочери не помышлял. Родители, люди от искусства далекие, хотели главного - чтобы у ребенка был верный кусок хлеба в руках. А тут на дворе - безденежные 90-е, когда все представления о былых ценностях летят в пропасть. Поэтому мама мечтала о том, чтобы, окончив девятый класс, Ира поступила в техникум на бухгалтера.
И вот тут, казалось бы, четко намеченная перспектива совершила в ее судьбе первый поворот: домой к ним примчалась педагог девочки по музыкальной школе и с места в карьер начала доказывать родителям, что ребенок у них уникальный и что губить в нем талант пианиста преступно: "Так что учебе в музыкальном колледже никакой альтернативы быть не может!" Экономическая ситуация, надо сказать, тоже сыграла на обстоятельства - образование в то время медленно, но верно стало переходить на платную основу, а в колледже оно оставалось бесплатным. Словом, поступление получилось суматошным и сумбурным, как, впрочем, и первые годы профессиональной учебы, когда временами все-таки продолжали одолевать сомнения: а надо ли ей все это?
Колледж она окончила с отличием, однако о карьере солирующей пианистки думать не собиралась. Глядя на нее сегодняшнюю, уверенно выходящую на оперную сцену, трудно поверить, что когда-то сценические подмостки казались будущей солистке чем-то вроде эшафота: оказавшись один на один с залом, Ирина, как могла, старалась сохранять самообладание - боязнь сцены казалась ей неодолимой.
Именно поэтому, даже не сделав попытки продолжить учебу в консерватории, юная выпускница колледжа поступила в родном Петропавловске на музыкально-педагогический факультет тогда педагогического, ныне Северо-Казахстанского университета. И, кажется, именно там впервые почувствовала: ее призвание - вокал.
Все началось с завоевания диплома в певческой номинации на одном из студенческих конкурсов в Екатеринбурге. И однажды Ирина решилась. Знакомый вокалист попросил ее помочь в качестве концертмейстера на прослушивании. Не в службу, а в дружбу девушка поинтересовалась, не может ли его педагог прослушать и ее. Посодействовать знакомый согласился, но сразу предупредил: "Будь готова к любому вердикту…" И хорошо, что предупредил - итог оказался неожиданным: есть качка, есть вибрато голоса и "верха отвратительные", но… исправить можно.
- Вот так и пошли мои занятия профессиональным вокалом, - улыбается Ирина. - Начали с выравнивания голоса. Долгое время я не пела ничего, кроме упражнений. И за год мой наставник подготовил меня к поступлению в Алма-Атинскую консерваторию.
Учебу в пединституте пришлось оставить на третьем курсе. Правда, приняли ее, в консерваторию на платное отделение, поскольку соответствующих "корочек" о среднем специальном образовании у абитуриентки не было. Но заверили: через год она сможет без труда перевестись на бесплатное обучение.
Ну вот, кажется, и добрались мы до того места, где извилистая тропинка судьбы должна была бы, наконец, перейти в широкий тракт. Но тут наша героиня… влюбилась. Да так, что решила никуда не ехать, поскольку ее избранник и будущий муж учился в Петропавловске. Впрочем, чтобы не терять понапрасну год, успела окончить вокальный колледж. А затем вместе с мужем, дирижером-хоровиком, поехала поступать в Магнитогорскую консерваторию и уже на втором курсе была приглашена на профессиональную сцену исполнить партию Недды в "Паяцах".
Многие слушатели называют ее голос божественным:красивое глубокое сопрано Ирины завораживает. Мечтательная Татьяна в "Евгении Онегине", беззащитная Марфа в "Царской невесте", кокетливая Валентина в "Веселой вдове" - такое соединение разнообразных характеров в репертуаре, считает певица, вполне отвечает сочетанию в ее собственной натуре внешнего спокойствия и склонности к сильным внутренним переживаниям и редкого стремление оценивать собственный талант и возможности объективно.
- Я никогда не была "себе на уме", - утверждает Ирина. - Поэтому считаю, что в окружении человека творческого всегда должны быть люди, чье мнение является для тебя авторитетным. Вот к ним и следует прислушиваться. А остальное просеивать через сито…
Сегодня ей очень интересна работа в театре. А еще ей хотелось бы подготовить камерную концертную программу. Ведь в концерте необходима совершенно иная концентрация внимания и воли, другая энергетика общения с залом. Это сложно, во многом незнакомо и потому увлекает.
Есть, кстати, у Ирины четкое убеждение: если чувствуешь, что то, чем ты занимаешься в жизни - твое предназначение, останавливаться и говорить себе "все!" даже в минуты уныния нельзя. Музыка, ставшая для нее сегодня делом жизни, не раз помогала одолеть "черную полосу".
Подобный подход несколько прагматичен для человека искусства? Но ведь в самом начале пути моя героиня собиралась стать бухгалтером…