Праздник южноуральских массмедиа проходил под патронатом исполняющего обязанности губернатора области Бориса Дубровского. Около 250 участников представляли почти 100 редакций из различных регионов России и стран ближнего зарубежья. Медиахолдинг ОАО "ММК" назван в числе победителей. Телекомпания "ТВ-ИН" получила диплом в номинации "Сделано на Южном Урале", редакция "Магнитогорского металла" стала победителем в номинации "Герой нашего времени". Очерки о металлургах, медиках, ветеранах войны и труда, волонтёрах и людях искусства Магнитогорска отмечены дипломом фестиваля.
Репортёрская кухня
Конкурсы и фестивали как воздух необходимы людям творческих профессий. Это возможность сравнить свою работу с деятельностью коллег, перенять новое, поучиться у известных медиаперсон - редакторов популярных столичных изданий. Фестиваль - это и обмен опытом. Например, как коллегам удалось не только остаться на плаву, но и увеличить тираж? Зачем изобретать велосипед, если люди достигли успехов и готовы щедро делиться опытом? И не всегда науке выживать научат столичные мэтры. Разговор за кофе с журналистом из районки порой более продуктивен, чем лекции теоретиков из мегаполиса. Хотя и без них не обойтись.
Нынешний фестиваль по числу мастер-классов, дискуссий за "круглыми столами" можно смело считать курсами повышения журналистской квалификации. На первый взгляд, разговор далёкий от интересов читательской аудитории. Но ведь посетитель общепита желает знать, из чего и как приготовили его блюдо. Так и читателям "ММ", думается, интересно побывать на журналистской "кухне".
Гуру для айтишников стал главный редактор интернет-издания IT-Eburg.com, эксперт и бизнес-тренер гильдии издателей периодической печати Екатеринбурга Даниил Силантьев. Он назвал критерии эффективной интернет-публикации, раскрыл секреты создания популярного сайта. Телевизионный журналист Юлия Ершова - тренер "Евразия-Медиа-Центра" по обучению тележурналистов при УГТУ - учила создавать "смотрибельные" новости. Принцип персонификации способен обеспечить успех любой информации. Проще говоря, новость о газификации посёлка соберёт больше зрителей, если селянка баба Люба расскажет, какой чудесный хлеб она испекла в новой газовой духовке.
О современном состоянии массмедиа, тенденциях развития печатных и интернет- СМИ говорил секретарь Союза журналистов России Владимир Касютин. Один из лучших газетных дизайнеров, арт-директор газеты "Мой район. Москва" Алексей Коньков, используя видеопрезентацию, показал, как и чем привлечь молодёжную аудиторию - картинками, фотографиями, схемами и таблицами, которые показывают, что, где и как произошло.
Российский журналист и учёный, автор книг о теории и практике журналистики, создатель теории "смерти газет" и концепции "вирусного редактора" Андрей Мирошниченко говорил о конвергентной журналистике и новых медиа. Это когда радио, телевидение, пресса и Интернет сливаются в единую технологическую платформу.
Заместитель генерального директора по новым медиа ЗАО "Аргументы и факты" Наталья Лосева рассказала, как, не потеряв старую аудиторию, привлечь молодёжь, творчески используя старые бренды, - названия газет времён партийной журналистики. "Комсомольская правда", "Известия" "Московский комсомолец" создают новые коммуникации - веб-сайты печатных версий, теле- и радиоканалы.
События и люди
Главный редактор популярного журнала "Русский репортёр" Виталий Лейбин посвятил мастер-класс искусству репортажа. Истории о простых людях, репортажи из горячих и отдалённых точек страны нашли своего читателя. Мастер-класс не столько затронул технику создания жанра, сколько стал разговором о нынешнем дне современной журналистики.
Профессия Виталия Эдуардовича - молекулярный биолог. После стажировки в Иллинойском университете он вернулся на родину. Но в 1996 году учёные стране были не нужны, поэтому работал редактором в книжном издательстве, журналистом в "Московских новостях", редактором программ на украинском телевидении, главным редактором информационно-политического портала Полит.ру. С 2007 года Виталий Лейбин решился на смелый проект - создал журнал о простых людях. "Человек имеет право знать, как живет его сосед", - приблизительно так звучит девиз "Русского репортёра". За короткое время периодическое еженедельное издание стало весьма популярным, что доказывает тираж - 168100 экземпляров.
- Нам предрекали неудачу. У молодежи сознание клиповое. Сейчас почти не читают больших текстов. Мы же сделали ставку именно на обстоятельные репортажи, максимальный объем - до 30 тысяч знаков. На интернет-сайте иногда размещаем полную версию текста - до 120 тысяч знаков. Время и тираж доказали: молодые любят читать подробные истории о незнакомых людях. Это и стало нашей фишкой. Новые медиа не умеют рассказывать истории, в Интернете читают лишь заголовки…
Редакция не рассказывает о тех событиях, которые не имеют оборотной стороны медали. Заместитель главного редактора Дмитрий Соколов-Митрич расследовал историю приморских "партизан". Молодые люди убивали полицейских. В официальных СМИ и намёка не было на причину ненависти. Дмитрию удалось узнать, что над молодыми людьми в местном участке издевались, унижали. Они и объявили войну. Убили одного, как оказалось, самого честного. Его вдова в память о супруге пошла работать в полицию. Обычно "Русский репортёр" не морализирует, но этот материал автор завершил словами: а вы могли бы убить вдову?
Главный критерий оценки репортажа - эффективность и действенность. Корреспондент журнала общался с боевиками из Дагестана, которые хотели сдаться. Репортаж "Разговор с драконом" ускорил процесс: экстремисты сдали оружие.
Большинство корреспондентов - непрофессионалы. Юлию Вишневскую брали фотографом, а оказалось, что пишет она лучше, чем снимает. Андрей Молодых - документалист, выпускник ВГИКА, в свое время снял фильм о работе украинского врача в Сомали. Об этой же истории написал репортаж. Текст оказался лучше, чем фильм.
"Минутная" история
- В репортаже должна быть история, - продолжает рассказывать Виталий Лейбин. - Попробуйте за минуту расскажите о любви, дружбе, политике. Но в повествовании необходимо соблюдать законы жанра: описать изменение ситуаций, состояния человека, обозначить кульминацию. Если требования выдержаны, то "минутная" история может стать основой репортажа или сценария…
Время работы над журнальными репортажами разное. Примерно неделя "полевых" работ - изучение обстоятельств на месте событий. Месяц на создание текста. Иногда пишем с колёс, как например, репортаж последнего номера "Порох в шоколаде" - о Петре Порошенко и ситуации на Украине…
Темы берём из жизни: чем отличается хорошая школа от плохой? Почему падают самолёты? А подписала ли Россия контракт с Китаем? Появился ли материал о 400-летней истории отношений двух стран?
Беды "Русского репортёра" типичные для всей прессы. Основной доход издания - продажа и подписка, которая с 1 июля подорожает. Государство прекратит дотировать доставку прессы Почте России. Реклама составляет лишь 10-15 процентов от доходов, но и она снижается. Эксперты советуют зарабатывать на рекламе в Сети, но, конечно, лукавят. Такая реклама почти не приносит денег. Выживет ли свободная пресса, если налоги на неё больше, чем на нефтяные продукты?
Проект "Летняя школа "Русского репортёра" продолжает успешно работать, имеет группу ВКонтакте. Летом школьники, студенты живут в палатках. Преподаватели вузов, выпускники журфаков учат ребят взаимодействовать с реальностью. Успешен проект "Город 24", которым руководит Григорий Тарасевич. Это интенсивный мастер-класс для начинающих журналистов и студентов. По приглашению властей они приезжают в город и сутки собирают новости. Писали о Екатеринбурге, Перми, Калининграде, Белгороде. Медиаполигон эффективен и для молодых корреспондентов, и для местных властей - есть возможность взглянуть на город глазами заезжих журналистов.
"Есть ли рекомендации по технике интервью и как задать хороший вопрос?", - спросили Виталия Лейбина.
- Репортаж написать - не борщ сварить. Готовых рецептов нет. Я вообще не сторонник готовых методик и рекомендаций. Например, наша сотрудница, разговаривая с Ахмадом Кадыровым, спросила, как он борется с отчаянием…
Продолжение следует.