Общественники снова заговорили о том, что покупатели и потребители услуг полностью проигрывают "войну" в магазинах. Вслед за председателем комиссии по экологической безопасности и охране окружающей среды Рафигой Шафигулиной, ранее рассказавшей об угрозах пищевой безопасности, перед коллегами с аналогичным докладом выступил председатель ОЗПП Магнитогорска Владимир Зяблицев.
Но прежде чем приступить к обсуждению проблемы, члены общественной палаты Магнитогорска поздравили председателя ОП Валентина Романова с присуждением международной Сократовской премии. Данная награда присуждается за активное и результативное "участие в развитии национальной системы высшего образования, укрепление интеллектуального потенциала государства, за возрождение национальных традиций".
- Все мы - потребители. Наши дети, родственники, все без исключения. Мы собрались с вами в преддверии Международного дня потребителя. Но ситуация на рынке вовсе не праздничная, - начал Владимир Зяблицев.
По данным Союза потребителей Российской Федерации, число обращений потребителей по вопросам нарушения их прав выросло с 47 тысяч в 2005 году до 225 тысяч в 2010 году. Параллельно растет и степень вовлеченности территориальных органов Роспотребнадзора в судебную защиту неопределенного круга потребителей - за два года число судебных процессов выросло в два раза.
Система защиты прав потребителей, действующая в Челябинской области и Магнитогорске, включает государственный сектор: территориальные управления Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, другие подразделения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие контроль качества и безопасности товаров. Кроме того, в сфере защиты прав потребителей работают экспертные организации и общественные объединения потребителей.
- Все они осуществляют большой комплекс работ по формированию и реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей на региональном и муниципальном уровнях. Но проблема в том, что каждый из этих органов действует самостоятельно в рамках своих полномочий. Действия разных участников системы контроля никак не координируются, - отметил Владимир Зяблицев.
В Магнитогорске ранее в роли координатора выступал профильный отдел. Теперь его нет. С 2007 года в городе действует постановление главы Магнитогорска об утверждении Положения о координационном совете по проблемам потребительского рынка и защите прав потребителей. И даже совет есть. Но он не соблюдает установленную периодичность в проведении заседаний и вообще ведет себя крайне пассивно.
- Сегодня администрация Магнитогорска не имеет полной и объективной информации о состоянии потребительского рынка в городе. Кроме того, Положение о координационном совете исключает возможность взаимодействия и сотрудничества во многих сферах применения законодательства о защите прав потребителей, таких как медицинские услуги, туристические, банковские, ЖКХ, а также строительство жилья. В результате местная власть сегодня никак не координирует звенья в системе защиты прав потребителей, - продолжил Владимир Зяблицев.
По словам председателя ОЗПП Магнитогорска, на положении потребителей негативно сказывается наличие множества монопольных рынков - в том числе естественных монополий. Их деятельность чревата ценовыми спекуляциями, наводнением потребительского рынка некачественными и фальсифицированными товарами, низким уровнем сознания потребителей, отсутствием информационных систем для потребителей на фоне широкой и наступательной рекламы, ограниченные возможностей судебных органов и недостаточный авторитет общественных объединений потребителей. Сохраняется рост нарушений в сфере продажи продовольственных товаров без документов, товаров с нарушением санитарных норм и правил при хранении и реализации. С постоянными нарушениям потребители сталкиваются в сфере оказания услуг - финансовых, строительных, медицинских, изготовления мебели, окон.
- Можно без преувеличения сказать, что потребители и предприниматели сегодня взаимодействуют как пешеход и "КамАЗ". Считаю, что в такой ситуации органам местного самоуправления нужно быть более активными. Во многих регионах действуют областные и городские программы по защите прав потребителей - в Санкт-Петербурге, Ростовской области. Именно органы власти обеспечивают взаимодействие нескольких структур, охватывая и обучение потребительским знаниям в школе, и тестирование качества товара, и разработку методических пособий для потребителей. В Стерлитамаке, например, как только выявляют партию недоброкачественной продукции, сразу размещают информацию в СМИ. В результате объем потребления некачественного товара снижается, и он уходит с рынка. Дальнейшие действия по "воспитанию" рынка товаров и услуг могут идти в направлении принятия внутренних программ по защите прав потребителей и контролю за рынком товаров и услуг, - резюмировал Владимир Зяблицев.
Его инициативу поддержала председатель комиссии общественной палаты по экологической безопасности и охране окружающей среды Рафига Шафигулина, которая сообщила, что готова представить готовый проект городской программы по защите прав потребителей.
- Проблему можно нейтрализовать только твердым подходом к ее решению, - отметила Рафига Шафигулина. - Между тем, в концепции стратегии социально-экономического развития Магнитогорска на период до 2020 года нет ни слова о защите потребителя, роли общественных организаций и производителей в сфере борьбы с фальсификацией, нет мероприятий по повышению качества продукции.
- Надо признать, что миром правит капитал, интерес которого выше всех других интересов, - заметил Валентин Романов.
Итогом заседания общественной палаты Магнитогорска стало решение о направлении главе Магнитогорска Евгению Тефтелеву рекомендаций о создании в мэрии "нового и работоспособного межведомственного координационного совета по защите прав потребителей. В его состав могут войти представители государственных контролирующих органов, органов исполнительной власти и местного самоуправления, некоммерческих и общественных объединений, средств массовой информации". Кроме того, общественники настаивают на принятии городской целевой программы по защите прав потребителей.