КТО-ТО, увидев этот агрегат, вздохнет: «Что ж он с машиной-то сделал!» Другой заинтересованно обойдет его со всех сторон, разглядывая и оценивая. Третий ухмыльнется: «Какая безвкусица»…
Словом, мало кого эта белая вазовская «копеечка» оставляет равнодушным. «Лягушка» на капоте, накладки на колесных арках, дуга на крыше с галогеновыми светильниками, спойлеры, разноцветные светоотражатели на дверях, несерийные бамперы, нестандартные диски, наклеенные картины – подражание аэрографии… Это далеко не все «навороты», которыми снабдил свое любимое авто владелец. Хозяина «раша тюнинг», коренастого, средних лет мужчину зовут Олег. На вопрос о профессии туманно отвечает: «Небольшой бизнес». Пока наш фотограф выбирал удачный ракурс, начинаю расспрашивать об автомобиле.
– Это была серийная «копейка», одна из последних, выпущенная в середине восьмидесятых прошлого века. Приобрел ее по случаю и недорого несколько лет назад – это была служебная машина ОМОНа, которую списали. Ну и стал в нее вбухивать – по моим прикидкам, уже набежала почти сотня тысяч рубликов. Конечно, изначальные траты ушли на переоформление.
Затем новый владелец решил раздуть в «сердце» представительницы отечественного автопрома новый огонь. Да и «сердце» пришлось сменить на двигатель от серийной вазовской «шестерки». Умельцы-мастера расточили движок, доведя его объем едва ли не до двух литров. Мощь теперь – как у танка. Но одним двигателем дело не ограничилось: пришлось переделать всю ходовую, заменить генератор, карбюратор и коробку передач.
– Моя ласточка запросто может под двести километров в час летать, – утверждает Олег. – Движок мощный, с места рвет, поэтому потребовались новые узлы и агрегаты.
Возился со своим детищем Олег года три. На картинки в глянцевых журналах не заглядывался – говорит, творил по своему вкусу. С карбюратором получилась долгая возня: штатный не удовлетворял «аппетит» расточенного двигателя. Попробовал «шестерочный» и «нивовский» – та же петрушка. Остановился на карбюраторе от новой «Волги», для чего потребовалось повозиться и с коллектором.
– Бензинчик кушает 92-й, и аппетит, естественно, больше, чем у собратьев, – гордо продолжает Олег. – Есть одна загвоздка: когда поставил нестандартные колесные диски с низкопрофильной резиной – стал подвирать спидометр. На скорость езды не влияет, думаю, решим проблему.
Мысленно прикидываю: наверняка можно было бы поднакопить деньжат и купить что-нибудь заморское, где ничего усовершенствовать и переделывать нет надобности. Но эту мысль Олег категорично отметает:
– Мне это неинтересно. Приезжали как-то ребята из Тольятти, подошли, подивились. Говорят, на АвтоВАЗе есть музей: «копейка» там занимает почетное место. Но их «копейка» и моя – две большие разницы. У меня – не серийный ширпотреб, а уникальный агрегат. Здесь все сделано своими руками. Только кузов, пожалуй, и остался родной. Потому я ее люблю, и она меня, кстати, тоже. В силу обстоятельств за руль я сел поздно. Это первая моя машина, и сделал я ее так, как и замышлял. Никогда не смотрел на других – пусть другие на меня смотрят.
Другие смотрят – это точно. Особенно популярно творение у ребятни: облепят со всех сторон и со знанием дела рассуждают о параметрах и технических характеристиках. Часто просят прокатить.
«Копейку» сняли с производства больше четверти века назад: по признанию отечественных и зарубежных специалистов, это был действительно народный автомобиль. СССР успешно экспортировал его во многие страны: Украина и Египет в свое время просили правительство нашей страны увеличить выпуск «ВАЗ-2101». До сих пор наши «Жигули» можно встретить в арабских странах, Нигерии, Австрии и даже Германии. Отечественные автогонщики завоевали на «копейке» многие награды и регалии на международных соревнованиях. Сейчас эти машины постепенно исчезают: стареют, приходят в негодность. Но многие автолюбители до сих пор эксплуатируют «ВАЗ-2101», бережно заботясь о безотказном железном коне.
– Как же ты со всем этим хозяйством проходишь техосмотр? – спрашиваю Олега.
– Нормально: агрегаты соответствуют ГОСТам, – скупо поясняет он.
И начинает рассказывать многочисленные байки, связанные с его автомобилем. Иногда они по-детски наивны – из той же оперы, что и рыбацкие рассказы. Иногда вполне реальны.
– Однажды «сделал» на трассе «десятку», – поведал Олег. – Смотрю в зеркало заднего вида – ее водитель усиленно фарами моргает. Я остановился, он подъехал и попросил открыть капот. Говорит: «Слышал, у тебя движок от «бэхи», покажи – как ты его сюда впихнул?» Открываю капот, он совсем в удивленье впал: «Вазовская движка на «копейке»… С ее аэродинамикой? И меня как стоячего сделал?» Потер затылок и ушел.
Аэродинамика, скорее почти полное ее отсутствие, Олега не смущает:
– Когда летишь по трассе, надо музыку громче врубать – тогда свиста воздуха не слышно.
Он открывает багажник и показывает внушительного размера сабвуфер.
– У меня тут музыки на столько ватт, что на полную громкость боюсь включать – уши лопнут, – хвастается обладатель уникального агрегата.
Не раз приглашали его поучаствовать в заездах стритрейсеров, погонять по ночным дорогам. Отказался: годы уже не те. На провокационный вопрос по поводу продажи отвечает философски:
– Одно время подумывал продать. Но тут как в мультфильме про корову: «Такая буренка нужна самому, корову свою не продам никому!» Сейчас салон полностью поменяю, присматриваюсь к новой торпеде – от какой-нибудь иномарки. Подрежем, доделаем, поставим. Глядишь, и на кондер раскошелюсь. И буду дальше ездить.
Продавать такой эксклюзив за пару десятков тысяч – несерьезно. Конечно, это не тот эксклюзив, который творят именитые дизайнеры всемирно известных автомобильных ателье. Тут все проще и банальнее. Пошло, безвкусно, аляписто? Не без этого. Но глаз ведь останавливается? Ну и пусть себе катит «раша тюнинг» по нашим дорогам. Главное – правила не нарушать.