Жизнь каждого человека, как картина, состоит из множества красок, и у каждого эти краски свои. Парашютисты, например, не представляют своей жизни без неба. За ответом на вопрос – что для них это беспредельное воздушное пространство? – я отправилась на левобережный аэродром в Магнитогорский авиационно-учебный центр.
С утра погода не радует. Всю ночь я просыпалась от звуков грохочущей природы. Дождь льет как из ведра. Думала, в такую погоду никто не рискнет покорять стихию. Как бы не так! В половине восьмого утра мне сообщают, что прыжки состоятся. Глубоко сомневаюсь в этом, хотя слабая надежда теплится.
Прибываем на место. Тучи рассеялись. Вижу первые лучи солнца, вдыхаю свежесть утреннего воздуха. Подготовка к прыжкам идет полным ходом, с новичками – заместитель начальника авиацентра Александр Полуэктов. Его задача – обеспечить безопасность прыжков и полетов. Александр Михайлович – мастер спорта, на его счету – более трех тысяч прыжков. Своему делу он служит тридцать один год.
– Как только я выполнил первый прыжок, – говорит Александр Полуэктов, – сразу решил, что стану инструктором. Буду работать до тех пор, пока возможно. Моя жизнь – аэродром, у меня и жена – парашютистка. Может, и сын пойдет по нашим стопам.
У Александра Михайловича – проницательный взгляд, за время работы он научился определять, кого можно «пускать в небо», а кого – нет.
– Главное, – считает Полуэктов, – определить, может ли человек совершить прыжок и нужно ли это ему. Бывает, при подготовке он все правильно делает, но выработанное годами чутье подсказывает – нельзя ему прыгать! Говоришь об этом – начинает возмущаться, уговаривать… Случается, поддаешься на уговоры: не могу же я запретить. Но, как правило, человек получает травму.
По статистике, парашютный спорт – один из самых безопасных. На каждом этапе подготовки парашютиста – жесткий контроль: за укладкой парашюта, его годностью, правилами поведения в небе…
Наконец, подготовка закончена, и Ан-2 взмывает в небо. С нетерпением ждем. И вот в небе появляются маленькие белые точки первых парашютистов. Двигаются они медленно, со скоростью пять метров в секунду. Это десантные купола – самораскрывающиеся, неуправляемые.
Но вот показались разноцветные парашюты: синий, красный, голубой, белый в крапинку. Это спортивные скоростные купола – «крылья», скорость которых от 8 до 10 метров в секунду. Их, в основном, используют профессионалы. Здесь нужно занимать определенное положение в воздухе. Если белый купол раскрывается при любом положении тела парашютиста, то «крыло» таких ошибок не прощает.
Тандем – прыжок с инструктором – совершают для максимального удовольствия. Свободное падение длится до тридцати секунд, и в это время человек испытывает наибольшую остроту ощущений. По словам Александра Полуэктова, нет «никакого сравнения с американскими горками». Стоимость такого прыжка – три тысячи рублей. Это непосредственные материальные затраты; инструктор, прикрепляющий к себе человека, денег не получает. В других городах – Екатеринбурге, Челябинске и Самаре – удовольствие стоит дороже: от трех с половиной до четырех с половиной тысяч рублей. Изначально прыжок в тандеме задумывался для людей, которые физически не могут самостоятельно прыгать, – инвалидов, детей, слепых. Самый юный парашютист – пятилетняя девочка, самый старший – семидесятидевятилетний профессор МГТУ Михаил Поляков. Девять лет подряд он отмечает день рождения прыжком в тандеме.
… Парашютисты приземлились, и теперь предлагают прыгнуть мне. Но я морально не готова, с детства боюсь высоты. Максимум, что могу, – прочувствовать атмосферу в самолете.
– Есть люди, которые хотят прыгать, – говорит Владислав Фисюк, три года занимающийся парашютным спортом, – есть те, которые не хотят. Это не значит, что они трусы, просто у них другие цели и ценности.
Вспоминаю пословицу: «Мы все сделаны из одной глины, но имеем разную форму». Тем не менее, забираюсь в самолет, летчик Евгений Старков помогает устроиться в кабине, надеваю наушники. Следом поднимается группа парашютистов. Все улыбаются, мне страшно. Да что я в самом деле: ведь со мной такая компания и пилот, внушающий доверие. Полетели! Звук мотора заглушает голоса говорящих. Никто почти не разговаривает: ситуация неподходящая, все настраиваются на прыжок. Смотрю вниз – город как на ладони. Ни о чем не хочется думать. Улетаю от проблем, от всего, что скрывается теперь под облаками. Вспоминаю слова Александра Зименкова, двадцать четыре года состоящего в авиаклубе:
– Первый раз, когда открывается дверь самолета, покинуть его борт – само по себе уже маленькое безумие.
Вот они, первые «безумцы». С какой радостью выпрыгивают из самолета! Полет продолжается, достигаем запланированной высоты – 2500 метров. Теперь готовятся более опытные. Они обмениваются между собой определенными жестами – что-то вроде полупожатия рук, а затем и со мной тоже. Жесты означают, что люди доверяют друг другу в небе. Ребята выходят наружу, отталкиваются и…
Что же испытывают парашютисты в полете? Мне удалось расспросить об этом некоторых из них.
– Чувство эйфории, – говорит 29-летний Никита Заиченко, на счету которого 39 прыжков. – Сильный страх присутствовал при первых десяти прыжках.
– Получаю удовольствие от процесса свободного падения, – делится впечатлениями 22-летняя Наталья Медведева, на счету которой 550 прыжков.
– Небо покорило, когда впервые прыгнул в десятом классе, – рассказывает 30-летний Владислав Фисюк, за плечами которого 850 прыжков. – Уже тогда понял, что жить без неба не смогу. Живу этим спортом. Мы стараемся всячески «продвигать» его в городе с помощью видеофильмов, а недавно открыли свой сайт – www.ilovesky.ru.
– Мне нравится прыгать, «парить», чувствовать себя птицей, управлять своим телом в потоке воздуха, – подключается к разговору «воздушный» оператор Константин Журавлев, который в свои тридцать пять совершил 1700 прыжков.
– Скорость парашютиста в свободном падении 170 – 200 километров в час, – раскрывает секрет 40-летний Александр Зименков, который прыгал с парашютом 2380 раз. – В первый раз, как и все, боялся – не боятся только дураки. Но желание окунуться в бездну побороло страх.
Хотя парашютный спорт достаточно экстремален, надеюсь, что когда-нибудь тоже совершу прыжок. Пока же довольна тем, что получила массу удовольствий от полета и общения со смелыми людьми – парашютистами.