Главная звезда первого отделения - носорог по кличке Боня. Огромное животное, весом три тонны, не может не впечатлить. Особенно зрителей, сидящих в первых рядах. Согласитесь, увидеть гигантского африканского носорога так близко - редкая удача.
Работает с ним дрессировщица Инна Забелкина. Эта хрупкая и улыбчивая женщина ловко управляется с животным, которое только на первый взгляд кажется милым увальнем. И при этом никакого насилия - ни за кулисами, ни на манеже: русская школа дрессуры предполагает именно гуманное отношение к животным. Дрессировщик буквально живёт в цирке - кормит, чистит, заботится о животном, выхаживает с малых лет и потом не расстаётся с ним практически всё время. Что ж, такова профессия, основная составляющая которой - любовь к питомцу.
Носорог Боня на манеже красив и грациозен и очень восхищает своим величием. Выполняет нехитрые трюки и даже возит на спине "несовместимых" животных - собаку и шимпанзе.
Другие подопечные Инны Забелкиной - белые львы и тигры - появляются на манеже во втором отделении. Хищники семейства кошачьих - это роскошное и щекочущее нервы зрелище. А дрессировщица наедине с подопечными с одной лишь тростью в руках. Конечно, номер страхуют несколько мужчин, готовых тут же прийти на помощь, но такое случается редко. Хищники на манеже прыгают через обруч, балансируют на шаре. И, конечно, рычат, скалят клыки, грозят дрессировщику когтистой лапой и грациозно потягиваются.
А вот и корабли пустыни... Цирковой номер "Путешествие на верблюдах" Ирины Володиной и Владимира Борисова поражает своим размахом, а животные - ухоженностью и величавостью.
Конные аттракционы - беспроигрышный номер на любом представлении. И новая программа не исключение. В финале второго отделения на арену вырывается римская конница. Зрелище, которое невозможно описать. Руководитель номера Виолетта Александрова-Серж, представительница старейшей цирковой династии, со своими коллегами продумали всё - от трюков до костюмов. И даже гривы коней заплетены в косы в римском стиле. Сама же девушка - настоящая звезда российского цирка. Выступать на арене Виолетта начала с пяти лет. В десять лет юная артистка уже исполняла сложнейшие трюки верхом на лошади. Сейчас она лауреатка многих конкурсов и фестивалей.
- Выступали в Магнитогорске три года назад, - говорит Виолетта. - Сегодня представляем усовершенствованный конный номер, в который добавлены новые трюки. Номер украсила римская колесница. Важно, чтобы зритель не только удивлялся трюкам, но и получал эстетическое наслаждение. Мы стремились возродить на арене дух античности.
Если уж заговорили об истории, то важно отметить и тот факт, что у джигитовки и вольтижировки богатая история. Раньше она имела исключительно военно-прикладное значение. Во втором веке нашей эры иберийский царь Фарасман и его свита продемонстрировали римскому императору Адриану езду на лошадях. Императора настолько впечатлила джигитовка, что на Марсовом поле в Риме была воздвигнута конная скульптура Фарасмана, сохранившаяся по сей день.
Джигитовка входила и в боевую подготовку кавалерии Красной Армии. Задача трюков - сбить с толку врага. Вот, например, конница идёт в наступление, противник отстреливается. Всадник притворяется, что его убили, и повисает в стременах. Лошадь тем временем продолжает скакать на врага. Как только расстояние становится приемлемым для ближнего боя, всадник вскакивает в седло, одновременно выхватывая саблю. Такой эффект неожиданности был в бою большим плюсом. С середины XIX века джигитовку стали представлять в цирке, удивляя зрителей различными трюками.
Замечательное мастерство показывают и акробаты. "Икарийские игры" под управлением Олега Марченко - один из ярчайших номеров программы. Артисты - обладатели высшей награды "Золотая лира" в Корее, официальные партнёры Федерации санного спорта России. Как правило, в икарийских играх в качестве верхних акробатов выступают дети. А нижние акробаты подбрасывают их ногами. Поэтому основное внимание зрителя приковано к трём девочкам-акробаткам. В работе используется специальный аппарат, конструкция которого по своему внешнему виду напоминает ледовую эстакаду. Трюковой репертуар у группы обширный. Примечательно, что девочки пришли в цирк по велению сердца, когда в коллектив Марченко требовались артисты.
- Для работы в этом жанре всегда проще подготовить человека с улицы, нежели переучивать готового спортсмена, - говорит Олег Марченко. - Жанр, надо сказать, тяжёлый. В цирковом мире в нём работают единицы. Юные артистки, несмотря на гастроли, прекрасно учатся в школе и успевают репетировать...
В городе "Гиганты Африки" пробудут ещё месяц.