Наверняка многие меломаны моего возраста и старше помнят выступления в Ледовом дворце - нынешнем Дворце спорта имени Ромазана - таких коллективов, как ДДТ, Nazareth, UDO, "Алиса", "Агата Кристи"…
Концерты проходили в Ледовом, приспособленном для хоккейных баталий. Так что звук витал где-то наверху, не доходя до ушей зрителей. По этой причине рок-концерты стали проводить в ДК имени Орджоникидзе, а затем в "Арене-Металлург".
Месяц назад в Магнитку с юбилейным туром приехали кумиры подростков "Звери". Организаторы концерта через средства массовой информации уверили будущих зрителей: звук во Дворце спорта, где пройдет концерт, будет вполне достойный. И оказались правы.
Затем старую новую площадку пришлось "обкатывать" свердловским рокерам из "Чайфа". Тем более и повод нашелся весомый - двадцать лет легендарному альбому "Дети гор". Для непосвященных - именно "Дети гор" стали той вехой, которая обозначила переход "Чайфа" из любительской группы свердловского рок-клуба в коллектив всероссийского масштаба. Не зря поклонники считают этот альбом одним из лучших в дискографии коллектива.
Народу на концерт пришло просто на удивление много. Организатор Кузьма Тимошенко даже поделился точной цифрой - две тысячи проданных билетов. Зрителей же было в полтора раза больше. Оно и понятно - концерт проходил в канун Дня защитника Отечества, да и цены на билеты были уж очень демократичными. К тому же, последний раз "Чайф" в Магнитке выступал в октябре двухтысячного года - поклонники группы успели соскучиться.
Первая часть концерта - песни из "Детей гор". Звучали они именно в том порядке, в каком записаны в альбоме. Вторая - сплошные хиты: "Время не ждет", "Не со мной", "Никто не услышит", "Оранжевое настроение", "Рок-н-ролл этой ночи", "Семнадцать лет", "С войны", "Поплачь о нем", "Печаль" Виктора Цоя…
За семь часов до концерта Владимир Шахрин встретился с журналистами в одном из кафе с иноязычной вывеской на пересечении проспекта Карла Маркса и улицы Комсомольской. Не успел герой появиться, как владельцы заведения, перебивая журналистов, стали его благодарить за выбор места для встречи и… рекламировать свое кафе. Владимир тактично кивает головой, а затем высказывается:
- Меня всегда смущают в российских городах вывески на английском языке. Так что, извините, это не для меня.
Когда хозяева кафе сникли, пришла пора журналистов расспрашивать Шахрина. Первый вопрос был вполне традиционным:
- Вы впервые в городе?
- Нет. Мы три раза выступали в Магнитке. Сегодня вспоминали, что были у вас с концертами в конце девяностых. Последний раз были с "Браво" ("Чайф" давал тогда концерт в поддержку кандидата в Государственную Думу Павла Крашенинникова. - Прим. авт.)
- В октябре двухтысячного года вы еще были, - поправляет кто-то Шахрина.
- Может быть. Могу сказать, что разглядел Магнитогорск только сегодня - в прошлые разы нас селили где-то на отшибе, в какой-то девятиэтажке. Приезжали к вам из Екатеринбурга на машине, тут же падали спать, вставали перед самым концертом. Затем играли, ужинали, грузились в машину - и домой. Поэтому Магнитка для меня осталась загадочным местом - вроде был, но ничего не видел. Сейчас же увидел дома тридцатых-сороковых годов, такие серпастые-молоткастые. Естественно, что-то знаю о вашем городе, но не более того.
- Провинциальная публика отличается от московской?
- Я сам провинциал. Но могу уверить - московская публика на девяносто процентов состоит из провинциалов. Мы иногда в столице проводим эксперимент: на концерте просим коренных москвичей поднять руки - уверяю вас, они в абсолютном меньшинстве. А вот Питер отличается: там зрителя нужно удивить - как-никак культурная столица. Помню свой первый концерт в Ленинграде. Восемьдесят седьмой год. Приехали из Свердловска три коллектива - "Наутилус Помпилиус", "Чайф" и группа Егора Белкина. Предстояло играть в час дня. Начало концерта - в первых рядах никого, все тусуются где-то сзади. И только на третьей-четвертой песне люди стали перелезать через стулья, а потом и вовсе скучковались аккурат напротив нас. Пресса потом писала: наши чуваки.
- Во многих интервью вы говорите о том, что никогда не измените родному Екатеринбургу, хотя многие музыканты строят свою жизнь в Москве, потому что там большие деньги…
- Единственный раз я задумался на эту тему, когда мои девочки (дочери Юлия и Дарья. - Прим. авт.) заканчивали школу. Они предпочли учиться в родном городе. Причин переезжать в столицу у меня нет. Объясню, почему. У нас такой принцип, концерт группы "Чайф" должен быть событием как для нас, так и для зрителей. Поэтому в Москве играем три-четыре раза в год, в Екатеринбурге - два раза, в остальных городах - по разу, а то и меньше. Если же в Москве каждые выходные играть в клубах, то это перестает быть событием. Опять же, меня абсолютно устраивает ритм Екатеринбурга - здесь происходит столько значимых и интересных событий, что просто не успеваю за всем. В Москве же хожу на спектакли и выставки гораздо больше, чем те, кто уехал из Екатеринбурга насовсем - им некогда, нужно зарабатывать деньги. Почему-то в России де-факто считается, что если человек уехал в Москву, значит, жизнь удалась. Я так не считаю.
- У вас своеобразный тур - двадцатилетие выхода альбома "Дети гор". Какое значение для вас он имеет?
- Тогда, двадцать лет назад, мы стали самостоятельной единицей: поняли, что это стало нашей профессией. "Детей гор" записывали на студии Стаса Намина - я до сих пор считаю ее одной из лучших. По легенде, все студийное оборудование подарил Фрэнк Заппа (американский композитор, певец, мультиинструменталист, продюсер, автор песен, музыкант-экспериментатор, звуко- и кинорежиссер. - Прим. авт.). И писаться на студии, которую подарил Заппа, было очень круто. Денег хватило ровно на десять смен. Приезжали к девяти утра, уезжали в одиннадцать вечера, ночевали в полуразрушенной общежитской комнатке на четыре кровати. Нам так хотелось записать альбом, что на житейские мелочи совершенно не обращали внимания.
- Почему решили перевыпустить "Детей гор"?
- Произошла замечательная история. Альбом был записан на двадцатичетырехдорожечный магнитофон. Прослушать же запись не могли, так как не было общего сведения. Попросили наших звукорежиссеров выстроить на пульте более-менее приемлемую звуковую картинку и записать все это на компакт-кассету. Звук нам нравился. Но модные саунд-продюсеры посчитали иначе и сделали другое сведение, которое, собственно, поклонники "Чайф" и слушали последние двадцать лет. Нам это не нравилось - каким-то эстетством от звука несло. Со временем, правда, привыкли к нему. А в прошлом году нашел ту самую компакт-кассету с оригинальным звучанием. Достали магнитофон, включили и обалдели - насколько это круто звучит. Отправили эту кассету в США, где нам сделали мастеринг и выпустили RAW-микс, то есть "непричесанное" сведение. Кроме этого, выпустили DVD концерта-презентации "Дети гор" в Театре юного зрителя в 1993 году. Снимали на три камеры. Когда это вышло двадцать лет назад - стало понятно, что фильм примитивен и убог. И что же? Прошло двадцать лет - пересматриваем концерт, а мы там молодые, кудрявые, мои девочки маленькие сидят и что-то рисуют. Словом, как здорово, что когда-то это сняли. Запечатленный кусок истории.
- Сейчас бы как оценили свое раннее пост-бит-недопанк-творчество?
- Пост-бит-недопанка стало меньше. В свое время один из идеологов панк-движения Сид Вишес сказал: "Панк хорош до двадцати семи лет, а дальше нужно или умереть, или перестать быть панком". После тридцати мы перестали панковать - Вишес, как известно, пошел по первому пути. Хотя мы в чистом виде панками никогда и не были. Можем иногда похулиганить, но на сегодня у группы "Чайф" собственные узнаваемые и саунд, и стиль, и манера. Группа "Чайф" - это группа "Чайф".
- А где нравится играть - в больших залах, на стадионах или в маленьких клубах?
- Давно пытался для себя определить, что для меня концерты? Как ни странно - это больше похоже на секс. Абсолютно интимные отношения. Люди захотели друг друга, они встретились, а мы хотим доставить им своими песнями удовольствие. В идеале - получаем удовольствие вместе. А где играть? На самом деле без разницы. Были бы желание и хороший партнер. Концерт - это стопроцентная сублимация секса…
В конце беседы ведущий специалист по связям с общественностью хоккейного клуба "Металлург" Антон Чайка подарил музыкантам хоккейную именную майку под номером 22. Владимир перед журналистами отказался ее надевать:
- Я очень люблю хоккей, но поймите меня правильно - нам завтра в Уфе играть.
Правда, на концерте Шахрин и сотоварищи все же надели майки во время исполнения песни "Аргентина-Ямайка", которую группа посвятила игре "Металлурга" с уфимским "Салаватом Юлаевым", проходившей на тот момент в стенах "Арены". После Шахрин оповестил зрителей, что "Металлург" ведет со счетом 2:0. Эх, жаль, что до пяти шайб "Металлург" не довел победу, глядишь, появилась бы новая нетленка от свердловских рокеров…