Этот материал дался мне нелегко - потому что Ирина Мубиновна (или Ирина Михайловна, как зовут её на русский манер) - мама моего лучшего друга, знаю её, считай, всю жизнь. А о своих писать нелегко. Но она слишком интересный и, не побоюсь этого слова, полезный для города человек.
Смешлива, остроумна и при этом необыкновенно добра, она с детства была активисткой - "спорт-сменка, комсомолка и, наконец, просто красавица" - с роскошной гривой русых волос и огромными синими глазами. Магнитогорское музыкальное училище дало Ирине не только диплом, но и мужа Николая Григорьевича Курдакова. Вместе уехали учиться в Уфимский институт искусств, вместе по распределению поехали работать в башкирский городок Октябрьский, где прожили несколько лет. Может, остались бы и насовсем, но молодой семье всё не давали квартиру, а жить в общежитии с маленьким сыном, когда в Магнитке ждали родители, надоело. Николаю Григорьевичу как раз поступило предложение - работать в духовой студии при школе № 14. Семья решила вернуться.
Ирина Михайловна отдавшая школе № 14 более 30 лет, признаётся: с ней связаны лучшие творческие воспоминания. Здесь же начала писать свои песни - улыбается: для детей ведь современных песен практически нет, а всю жизнь петь "Солнечный круг" как-то совсем уж грустно. Ирина Михайловна взялась не просто за детские песни - она стала писать песни о Магнитогорске. И смогла влюбить в них и детей, и взрослых. Об этом и начинаем разговор.
- Я не одна: был Виталий Титов, ушедший из жизни, о Магнитке пишет Флюра Вафина, которая тоже любит свой город, - правда, уже из Москвы, где живёт много лет. Думаю, есть и другие люди, просто не всех знаем.
- И возникает справедливый вопрос: почему? Как получилось, что на волне воспитания любви к Родине, в том числе малой, нот с вашими песнями нет в магазинах города?
- (Смеётся). Не ко мне вопрос. Не знаю, как другие, а я счастливый человек. Моё творчество адресовано детям, я вижу, что оно нравится, школьники с удовольствием поют мои песни, некоторые - к примеру, распевная лирическая "Магнитогорск, любимый город мой", стала шлягером, её поют и дети, и взрослые. Я писала не для того, чтобы меня опубликовали, а потому что не могу без этого. Конечно, было бы приятно подержать в руках собственный профессионально изданный сборник песен, но обивать пороги для этого не буду.
- Настолько легко это вам даётся?
- Абсолютно. Это дано богом и это не моя заслуга. Есть во мне зерно - и я должна отдать его всходы, потому что Господь спросит потом: дал тебе талант - ты его зарыла или открыла? Я открыла и дарю людям.
- А разве не продвигать песни в народ, довольствуясь признанием в узком кругу, когда песни могли бы петь все, - не зарыть талант?
- Мои песни поют практически все общеобразовательные школы. Меня приглашают на фестивали, каждый год на них я слышу свои песни. В год 70-летия Победы пели много моих песен о войне, меня приглашали в 65-ю школу, второй интернат, а 14-я вообще выучила все мои новые песни и пела вместе с директором, потом выкладывали записи в Интернет - разве это не широкий круг?
- В моём представлении широкий круг - это радио, телевидение и общегородские концерты. А у нас гимн города - Пахмутовой.
- Я участвовала в конкурсе на гимн городу, и Александр Павлов писал стихи для конкурса. Но Пахмутова - это, согласитесь, величина, и её песня прекрасна, торжественна, пробирает до мурашек.
- Новое поколение более самостоятельно в суждениях - и это хорошо. Но менее патриотично, все стремятся "валить" из города - и это плохо. Как относятся они к фразе учителя: "Сегодня будем учить песню о Магнитогорске"?
- Учителя говорят: принимают на ура, потому что мелодии, с одной стороны, просты, с другой - современны, так что дети хотят их петь. Я всю жизнь работаю с детьми и знаю, чего им не хватает: лёгкие слова, которые легко ложатся на мелодию, и современная аранжировка. На уроках ведь поют, в основном, под фортепиано, а я подумала: хорошо бы сделать "минусовки" - дети ведь обожают караоке! Слава богу, учитель музыки, мой друг Сергей Соколов, аранжировал мои песни - получился сборник: 25 песен и диск с "минусовками". Честно говоря, думала: вот несколько лет - и люди забудут мои песни, всё ведь устаревает, а я не профессионал, это просто хобби. Писала песни о Магнитке ещё в конце прошлого века, но вот уже доживаем шестую часть века нынешнего, а их поют. Это радует.
- Школьные учителя, знаю, не сильно жалуют современных детей. Но вам повезло - вы работали с теми, кто занимается музыкой.
- Нет, 14-я школа - общеобразовательная, и духовая студия была для всех. Детей не отбирали, у нас с Николаем Григорьевичем не было цели сделать их профессионалами. Просто давали возможность играть на инструментах и, если есть талант, отпустить в музыкальную школу развиваться дальше. Были и те, кто поступил в консерваторию и стал музыкантом, но это мизер по сравнению с общим количеством прошедших через студию. Каждый год - класс-оркестр, каждое лето в конце мая вывозили их на юг к морю и возвращали родителям только в конце августа. Это целая жизнь. Со многими дружу по сей день, переписываемся в соцсетях, все выбрали разные профессии, но вспоминают наш оркестр с удовольствием. Возвращаясь к твоему вопросу: дети все хорошие. Все и во все времена. Это взрослые делают их плохими.
- Вы пишете песни и о войне.
- Впервые написала военную песню к 50-летию Победы, опять же, по просьбе учителей-хоровиков Дома музыки. Тогда ректор пединститута Валентин Романов организовал конкурс лучшей песни о войне. Дети спели мою песню, Романов вручил мне премию и ругал своих преподавателей: "Вот так надо - премию забрала Курдакова". Прошло десять лет - написала ещё одну, на 70-летие Победы пели уже три моих песни. Даст Бог, проживу ещё десять лет - появится и четвёртая.
- Интересная формулировка: меня попросили - я написала.
- (Смеётся). А просто так не пишется: надо - подумаю и напишу. Так же и Александр Никитин, тогда руководитель "Соловушек Магнитки", ко мне обращался: нужна песня, посвящённая 70-летию комбината. Что я могу написать про комбинат, о котором ничего не знаю, да ещё для детей? А Никитин не отстаёт: "Помоги, выручи - детям петь нечего". Пришла домой расстроенная, говорю отцу: что делать? "А ты, - говорит, - представь, что пришёл внучок к деду и попросил рассказать о комбинате". И песня получилась: "Мне однажды дедушка / Рассказал историю, / Как завод-гигант поднялся у Магнит-горы./ Как ещё в тридцатых киркой и лопатой / Люди домны и мартены выстроить смогли". И Саша (Никитин - Прим. авт.) меня потом всегда благодарил: "Приедем выступать - спрашиваем: с чего начнём? Все: а давайте с Курдаковой, её песня лёгкая, мелодичная".
- Вы воцерковлённый человек, дети тоже пришли к Богу: и сын, и дочь венчаны со своими супругами, родили вам шестерых внуков. Духовную музыку начали писать для них? Как замахнулись? У церковной музыки ведь есть определённый канон.
- Церковная музыка - огромный и сложный пласт, а я человек всё-таки светский, моя музыка легче, она, опять же, для детей. Но, конечно, она более сдержанная, строгая, чем просто детские песни. Наше поколение лишено веры, поколение наших детей приходит к ней с трудом, а внуки, считаю, должны с детства знать о Боге и вере. Пишу для деток - учеников воскресной школы. Лакмусовая бумажка для меня - внуки: нравится, значит, понравится и другим. Учителя музыки в школах, узнав о моих духовных песнях, заинтересовались, если уроки православия введут в школах, мои песни включат в такие уроки.
- Как пришли к этому?
- Я такой человек: не могу молиться в храме, не понимая смысла происходящего. Пришла к своему духовнику отцу Льву: "Понимаю роль Иисуса, пришедшего спасти наши души. А причём тут Богородица? Каждая женщина может родить ребёнка". Отец Лев сказал: "Ничего не читай, проси Господа, чтобы открыл тебе истину". И она открылась в Новосибирске, где тогда жил и работал мой сын и куда приехала к нему в гости. Друг сына, сибиряк Павел, говорит: "У нас на станции есть чудотворная икона Богородицы". Поехала взглянуть - и истина открылась. Это была Иверская икона Божией Матери. Мы с Николаем Григорьевичем поженились в день Иверской Божией Матери, моя дочь вышла замуж во второй её день - она сопровождает мою семью всю жизнь. У меня внутри всё перевернулось, всё стало понятно. Иконы Андрея Рублёва помогли мне разобраться в сущности Троицы, недаром говорят: его "Троица" - это богословие в красках. Помню, в музучилище говорили: "Глинка - основоположник русской классической музыки, он жёлудь, в котором уже был весь дуб, которому осталось просто вырасти". Так вот "Троица" Рублёва - тот самый жёлудь, раскрывающий суть православия. Как объяснить детям, что Бог един, но в трёх ипостасях? Разбирая "Троицу", я написала об этом стихотворение.
- Так постепенно набрался целый цикл - буквально "Времена года" по православному календарю.
- Начала с Рождества - дочь попросила написать рождественские песни для внучек. Девчонкам понравилось, они попросили написать о Пасхе, других праздниках. Батюшка, узнав об этом, пригласил в воскресную школу с концертом, всем понравилось - так и начался цикл.
P. S. Теперь Ирина Мубиновна всерьёз увлеклась поэзией: дарит светлые стихи своим внучкам, пишет тёплые стихотворения близким и друзьям. Поэтических сочинений набралось много - и она мечтает издать сборник своих стихов. Вот и ко дню рождения, который Ирина Курдакова отмечает сегодня, этого ей и пожелаем.