28 марта заслуженному работнику культуры РФ, преподавателю класса баяна и аккордеона, доценту, композитору, дипломанту многочисленных международных и всероссийских конкурсов исполняется 70 лет, а 11 апреля в школе искусств № 6 состоится творческий вечер, посвящённый 55-летию творческой деятельности Александра Михайловича.
- Всё хорошее, что есть в моей жизни, было следствием случайности, - в самом начале беседы Мордухович выводит главную её мысль. - Поэтому не надо к случайностям относиться брезгливо: с их помощью бог даёт нам знаки.
Мордуховичи - семья металлургическая и вроде ничем не примечательная: как все, жили в бараке, работали на комбинате. Четверо детей - три сына и дочь, мама на хозяйстве, отец, единственный добытчик, работал на тяжёлом производстве. Потом дали квартиру: крохотная смежная двушка на первом этаже после барака показалась раем. Во дворе располагалась музыкальная школа. Как-то летом наш герой, тогда ещё пятиклассник, увидел у здания длинную очередь. Советская привычка времён дефицита - сначала займи очередь, а уж потом разберёшься, что дают: Саша спросил, кто последний. И вот он пред ясны очи приёмной комиссии - очередь оказалась на вступительный экзамен в музыкальную школу.
- Попросили спеть песню, - со смехом вспоминает Александр Мордухович. - А у меня брат как раз вернулся из армии и пел под гитару. Ну, я и затянул: "Закурил бы папиросочку…" Комиссия - в хохот, но взяли.
Так он стал учеником музыкальной школы по классу баяна. Удовольствие в середине 50-х годов дорогое - десять рублей в месяц.
Баян ему не купили - дорого, да и не достать.
А это инструмент сложный: две клавиатуры, одна рука независима от другой. Упражнения для каждой Александр Мордухович успевал освоить в классе, соединять игру надо было долгими домашними упражнениями - а баяна нет. К тому же, манил футбол - и он бросил занятия. Правда, на следующий год снова встал в очередь.
- Меня снова взяли, - говорит Александр Мордухович. - К тому же, средний брат начал работать в мартеновском цехе, получать хорошие деньги и купил мне баян "Ростов Дон". Красивый, аккордеонированный.
За три года Мордухович блестяще оканчивает музыкальную школу - и не поступает в музучилище, конкурсы в котором тогда были огромными. В приёмной комиссии Нина Кондратковская - поэтесса, журналист, сама музыкально образованная, она играла на фортепиано, писала статьи о музыкантах. На экзамене по литературе Мордухович прочёл "Во глубине сибирских руд" Пушкина. Нина Георгиевна заметила: "Читаешь с душой - значит, и музыкантом будешь отменным". Получил "пятёрку", но конкурс не прошёл - специальность подвела.
- Помню, стоит мама на крыльце училища и плачет: "Надо же: в еврейской семье одного решили отдать в музыку, и то не получилось", - Александр Михайлович улыбается, а в глазах блестят слёзы. - К ней подошёл парторг музучилища, ветеран войны Дмитрий Зарецкий: "Не расстраивайтесь, у нас в этом году открывается вечернее отделение: и образование получит, и деньги в семье не лишние".
Вот так - снова почти случайно - он стал студентом музыкального училища. Учиться попал к выдающемуся педагогу Евгению Александровичу Кудинову. Под его руководством диплом Магнитогорского музучилища получил Фридрих Липс - мировая звезда, народный артист России, заведующий кафедрой баяна академии Гнесиных, по сей день дающий концерты по всему миру.
А летом Мордухович участвовал в так называемой агитбригаде "Весёлые туристы": ездили по пионерским лагерям, выступали с творческими вечерами, аккомпанировали на танцах.
Денег не платили - работали за еду и жильё. Но ему нравилось: чисто, вкусно, интересно.
К тому же, огромная творческая закалка:
- Все удивляются, что могу аккомпанировать в любой тональности, - смеётся Александр Михайлович. - А представьте: конкурс песен на прощальном костре в лагере "Сосновый бор", 24 отряда, у каждого по две песни. Эта работа потом вывела и на сочинение музыки.
За четыре года вместо положенных пяти Мордухович окончил музыкальное училище и без труда поступил в Свердловскую консерваторию. Большой уральский город мог стать новым домом молодого музыканта, но слишком свободные нравы, царившие в учебном заведении и общежитии, домашнему мальчику, воспитанному в духе нравственности, пришлись не по вкусу - диплом о высшем образовании он получил позже в Горьковской консерватории.
Судьбу свою Александр Михайлович связал с родным городом - 45 лет отдано музыкальному училищу. И в реформировании музыкального образования в Магнитогорске Мордухович принимал участие: появление музыкально-педагогического института, затем консерватории. Бок о бок творил с эпохальными для Магнитогорска Семёном Эйдиновым, Александром Якуповым, Юрием Писаренко, Владимиром Галицким… Писал музыку, делал аранжировки, воспитывал баянистов, писал статьи о культуре в городские газеты. В плотном творческом графике гнаться за чинами просто не было времени, но однажды Александр Якупов остановил: "Не пора обзавестись научной степенью?" Так в перерывах между уроками и концертами Мордухович окончил ассисентуру при Горьковской (Нижегородской) консерватории - стал доцентом.
Он - создатель ансамбля народных инструментов "Родные напевы", который гремел по региону и стране.
За него Александр Михайлович получил медаль ВДНХ. Потом, уже с другими руководителями, коллектив развалился, и это по сей день его боль - но сейчас не об этом. Расширялась и сфера его композиторской деятельности. Начав писать для баяна, Мордухович осилил и оркестровые, и фортепианные произведения - благодаря другому выдающемуся музыканту Юрию Георгиевичу Писаренко.
- Народники всегда считали пианистов "голубой кровью", - рассказывает Александр Михайлович. - В училище тянулся к фортепиано. Писаренко заметил это и стал заниматься со мной совершено бесплатно. Потом, когда уже начал сочинять, робко принёс ему пьесу для фортепиано - он посмотрел и сказал: "Это очень хорошо, продолжай".
Больше место в творчестве Александра Мордуховича занимает работа с магнитогорскими поэтами начиная с Бориса Ручьёва. В разные годы написаны "Прощание славянки" на слова Риммы Дышаленковой, "Баллада о Магнитке" на слова Игоря Нехамеса и "Уходят ветераны под оркестр" на текст Александра Лозневого. Окинул взглядом - а произведение-то цельное! Так получился "Триптих на слова магнитогорских поэтов". Как-то обратился к нему Александр Павлов: а не взяться ли нам за шансон - спецпереселенческий, тюремный, фронтовой, рабочий - магнитогорский, словом? Так родился цикл, в который вошло, пожалуй, лучшее творение Павлова "Я - память. Мне время подвластно".
Предмет особой гордости - пластинка, записанная с ещё одним знаковым человеком в судьбе Мордуховича - Александром Никитиным - и ансамблем "Металлург".
- Наши пути пересеклись, когда город отмечал 250-летие станицы Магнитной, - вспоминает Александр Михайлович. - Никитин пришёл к директору комбината Анатолию Старикову с идеей записать пластинку с оркестром "Россия" Людмилы Зыкиной. Комбинат деньги выделил.
До сих пор "жива" фотография тех дней: ансамбль "Металлург" с руководителем Александром Никитиным, Александр Мордухович, написавший для пластинки три фантазии, Александра Пахмутова и Николай Добронравов - авторы "Гимна Магнитогорска", Людмила Зыкина и её оркестранты, среди которых народный артист России Владимир Красноярцев - тоже магнитогорец.
- Как-то приехал сюда поклониться родительским могилам, побывал у меня в гостях, - говорит Мордухович. - Сыграл ему свою "Еврейскую рапсодию", Красноярцев и говорит: "Часто выступаем в посольстве Израиля, а национального в репертуаре нет - не против, если я твою рапсодию с оркестром запишу?"
Так "Еврейская рапсодия" стала визитной карточкой оркестра Людмилы Зыкиной "Россия". А ещё Красноярцев, сам домрист, переложил баянные пьесы Мордуховича для домры - сборник получил широкую популярность в стране. Мордухович - автор обязательных для исполнения произведений многих всероссийских конкурсов в Кургане и Челябинске. Ученики самого Александра Михайловича состоялись в профессии, многие достигли высот. Есть ученики и сегодня - в школе искусств № 6, где работает Мордухович. Однако пойдут ли они в профессию? Он грустно качает головой: вряд ли.
- Ставка учителя музыкальной школы пять тысяч сто рублей. Кто пойдёт работать за такие деньги? У меня три ученика с отличием окончили школу - но поступили в политехнический колледж: "Не проживём". Ну, зато они культурные люди, понимают классику и ходят в театр. Многие не получат даже этого: видя безрадостную перспективу быть музыкантом, родители не тратят времени на музыкальную школу, сразу отдавая детей в хоккей, на английский язык…
И всё же школа искусств - его отдушина, которую не затмит даже статусность работы в консерватории:
- Пётр Столярский всю жизнь проработал в Одесской музыкальной школе, - парирует Мордухович. - И воспитал Давида Ойстраха и сотни скрипачей, которых знает весь мир. Михаил Шолохов всю жизнь прожил в Вешенской - к нему ехали на поклон со всего мира. С кем и где работать - неважно. Важно - как. В школе я создал клуб "Кругозор" - приглашаем поэтов, художников. Создал конкурс "Русская мозаика" имени Евгения Кудинова.
Но главным своим счастьем Александр Мордухович считает встречу с женой Виней - и тоже случайную: она жила по соседству с его однокурсником. Как-то к нему подошёл брат: "Хотел тут с девушкой познакомиться, да от ворот поворот получил, а тебе она подходит - на учителя музыки учится". Рассказывает, где живёт - и Александр Михайлович понимает, что это она и есть - пошли с мамой знакомиться. С тех пор они вместе - Мордухович смеётся: "Всю жизнь она, чистейшей прелести чистейший образец, меня, биндюжника, любит".
Виня подарила Мордуховичу сына и дочь, у них трое внуков. Дочь работает в лицее при консерватории, сын с семьёй живёт в Израиле. Все достижения этого человека в одну статью не вместятся - да и не было такой цели. Главное - с такой богатой биографией на покой Александр Мордухович не собирается. А значит, его юбилей - лишь очередная, хоть и значимая, веха его пути.