Нам, людям творческого склада, часто советуют: организуй себя, соберись, не расслабляйся. А как собраться, когда вокруг тебя бушуют политические, экономические и, естественно, культурные вихри?
Вспоминаю 60-летие поэта Бориса Ручьева, затем - встречу с поэтом Евгением Евтушенко, прочие знаменательные события во Дворце культуры металлургов имени Ленинского комсомола…
Одним из его директоров многие годы была Августа Алексеевна Ступак. Имя ее широко известно в кругах людей, связанных с культурой нашего города. И вообще, когда произносишь имя Августы Алексеевны, все знают: это - Ступак. Ее имя стало нарицательным.
Мы как-то не задумываемся: откуда в человеке берутся силы: один захлебывается стихами, другой - надрывает сердце на театральной сцене, третий - становится волнорезом на пути бушующих вихрей и оказывается организатором всех этих сложных течений. И это равно тому, что стоять на "семи ветрах". Трудно представить Августу Алексеевну Ступак - хрупкую, изящную женщину - в качестве волнореза. Но парадоксы мира таковы, что пора бы заглянуть в корни этой несгибаемой березки.
На мой вопрос: "Как вы ощущаете себя в этом грозном мире?" - она ответила: "Считаю себя счастливой. Любимая работа, крепкая семья. Трое достойных продолжателей рода, внуки радуют - а их пятеро - успешной учебой и работой, да и две правнучки-первоклашки подрастают".
Словом, все - от корней. Родилась Августа Алексеевна 21 сентября 1930 года в Свердловске (Екатеринбурге) в музыкальной семье. Мама - Тамара Васильевна - машинист-стеклографист, папа - Алексей Васильевич Суставов - работал на складе Горстройремтреста. Любимая бабуля - Анфиса Федосеевна Гейцман - не работала. Она их, троих детей, поила, кормила, обшивала - воспитывала. Они рано остались без родителей…
"Отец играл на гармошке, - продолжает Августа Алексеевна, - дети танцевали и пели частушки, мама играла на гитаре и очень хорошо пела романсы…"
Здесь я хотел бы сказать, что организация и литературной, и музыкальной гостиных всеполно принадлежит Августе Алексеевне. Кто еще возьмется за такое сверхщепетильное дело, как не человек, обладающий слухом и тонко чувствующий слово. Люди творческие могут и освистать, а то и просто побить. Но здесь - полное взаимопонимание и уважение. И в каких бы жюри ни сидела Августа Алексеевна - к ее мнению полное уважение.
Вернемся к воспоминаниям: "По праздникам случались "служебные вечеринки", где много пели хороших песен. Однажды на 8 Марта принесли патефон, которого по бедности у нас не было. Все ушли за праздничный стол, а я как сидела у патефона, так и осталась. До сих пор помню романс "Осень" и песни в исполнении Петра Лещенко. На новогодние праздники бабуля с мамой пели и расшивали мне костюмы. Я в них на утреннике всегда танцевала. Стала подрастать и сама готовить концерты с двумя младшими братиками - Глебом и Олегом. Папа из двух простыней делал занавес, приглашали всех соседских детей. А летом театр был у сарая, где исполнителями были артисты нашего двора, а зрителями - жители двух соседних. Зрители покупали "билеты", нарисованные нами, и на эти денежки мы радостно бежали за конфетами, печеньем и пряниками. Бабуля кипятила самовар. Настоящий праздник дворов!
Обитатели частных домов жили дружно: по выходным собирались на обед у кого-нибудь в палисаднике: окрошка, пироги с разными начинками, шаньги со сметаной, творогом, ягодами, овощи с маленьких огородиков. Никого не видела пьяными. Пение тихое, задушевное. Дети играли во дворе, а я чаще с мальчишками сражалась на деревянных саблях…"
Это милое детство и стало первым этапом музыкального и физического развития Августы. Эпоха и страна в детстве не чувствовались. Первые четыре класса - общая школа, а с пятого - женская. По сей день Августа Алексеевна не понимает такого разделения. Когда уходила из четвертого класса, Игорь Черепанов на прощанье крикнул ей: "Я все равно на тебе женюсь!" Но он Августе не нравился…
Художественная самодеятельность началась с "Трех поросят", одного из которых играла она. Да и частушки на смотре пела за мальчика, танцевала вприсядку. И это - в женской школе. После смотра во Дворце пионеров к ней подошла маленькая женщина и пригласила в ансамбль танца. Это была Ольга Федотовна Щадных - бывшая балерина Ленинградского оперного театра. Она и стала любимой руководительницей, дорогой наставницей, где-то мамой и старшей подругой на все шесть лет до окончания школы…
Шла война. Из театров молодежь уходила на фронт. Августу из балетной студии отобрали в оперный театр, но она отказалась: умер отец, нужно было работать. По направлению райкома комсомола она стала старшей пионервожатой в женской школе. Здесь все шло прекрасно: лучший класс, лучшая комсомольская группа, лучшая тимуровская команда, лучшие стрелки по военному делу, лучшие физкультурники. Но однажды случился казус. В кабинете биологии Августа нарядила чучело обезьяны в "стильные одежки". Пожилой педагог, женщина, оскорбилась и выгнала с урока, а директор заставила мыть окна в классе и послала за родителями, забыв, что их у Августы нет…
Годы войны ощущались каждым: похоронки, голод, беженцы, выступления в госпиталях, посылки на фронт… Война - время мужания…
После школы Августа поступила на заочное в университет на филологический факультет. В то время во Дворце культуры строителей имени Горького открылся прием в театральную студию - этап подготовки студентов к театральному вузу, который был закрыт в период войны. Августа прошла по конкурсу и занималась там пять лет. Одновременно посещала оперную студию, так как обнаружились хорошие вокальные данные. А во дворце она стала вести на общественных началах детский театральный коллектив. С первого сентября 1951 года ее приняли на постоянную работу заведующей детским сектором. Тут-то и пригодились ее организаторские способности и знакомство с различными видами искусства. Августа еще и неплохо рисовала, сочиняла стихи. Поступала она и в театральный институт. Прошла. Учиться не стала - надо было растить младших братьев…
Но судьба вновь улыбнулась ей. Ее работу оценили и на полгода перевели в обком профсоюза работников строительства промышленности, чтобы потом по направлению послать в Ленинград в высшую школу профсоюзного движения на факультет культурно-массовой работы. В те годы стипендия там приравнивалась к низшей зарплате культработника. Университет она окончила с красным дипломом, но уже с фамилией Ступак. С Александром Павловичем Ступаком, присланным на работу с Магнитогорского металлургического комбината, она подружилась с первого курса, вместе занимались спортом, участвовали в театральных постановках, экскурсиях, ходили по музеям, изучали опыт работы Дворцов культуры. А вот направление на работу в Свердловск пришлось сменить на Магнитку после приезда Михаила Исааковича Полякова. В то время он работал в профсоюзном комитете ММК и приехал за кадрами для нового Дворца металлургов. И уговорил: двухкомнатная квартира, неплохая зарплата, круглосуточные ясли для дочки, могучий рабочий город, много молодежи. И стала Магнитка для Августы второй родиной…
Организаторский талант Августы Алексеевны, богатейший опыт культурной работы, удивительное личное обаяние помогли с нуля поднять три дворца - Ленинского комсомола, имени С. Орджоникидзе и детский в южных районах. По сути, в этой сложнейшей сфере жизни Магнитогорска Августа Алексеевна стала первопроходцем. Стали раскрываться таланты: город писал стихи, пел, танцевал, рисовал - открылось огромное пространство для творчества. На фоне тяжкого труда металлургов это стало той самой отдушиной, когда человек стал открываться миру во всем многообразии. Потому-то имя Августы Алексеевны стало нарицательным для многих поколений горожан, а уж для работников культуры - точно.
Августа Алексеевна ни разу не пожалела, что не стала актрисой. По ее словам, было бы скучно играть по полгода одну и ту же роль. Но на фоне их "бешеной" и ненормированной работы они с мужем сумели еще и двойню "мужичков" родить. Вот тебе и "переработка"!
Она чувствует себя нужной людям. Сотни ветеранов тянутся к ней, ожидая билетов в театр, кино, на выставки, на поездки в города области, уникальные места нашего края. Именно она может все это организовать, мягко разъяснить, прийти к ответственным людям и договориться. Да разве кто-нибудь откажет этой светлой, доброй женщине? Да никогда! Потому что плечом к плечу с ней комбинат, профсоюзный комитет, совет ветеранов…
Отечество по заслугам оценило работу Августы Алексеевны: ордена, медали, знаки, почетные звания - их не перечислить.
Будьте так же прекрасны, Августа Алексеевна!