Сейчас в Магнитогорске живет и трудится, согласно переписи, двадцать восемь тысяч татар и двенадцать тысяч башкир - народов близких по языку и культуре.
Когда-то Магнитку называли интернациональной стройкой. На площадках речь всех народов cоветской страны перебивалась еще и дюжиной языков иностранных. Языковой барьер разрушился под дружными ударами кирок и взмахами лопат, породившими трудовое братство, не устоял перед горячим стремлением людей "новый мир построить".
Татаро-башкирский народный театр являлся одним из немногих самодеятельных коллективов Магнитогорска, исполнительский уровень которых позволял регулярно выходить на сцену и получать самую высокую оценку зрителей. Афиши, объявляющие о спектаклях и концертах театра, были привычны магнитогорцам. В дни премьер тысячеместный зал Дворца культуры и техники ММК был до отказа заполнен; то здесь, то там слышался шепот: зрители-татары синхронно переводили русским друзьям актерскую речь.
- Наши цели и задачи были схожими с целями и задачами любого самодеятельного сценического коллектива: создать условия, позволяющие человеку проявить свои творческие возможности, повысить художественный уровень выступлений участников, - вспоминает четверть века спустя бессменный художественный руководитель театра Рафаэль Рахматуллин. - У нас был практически постоянный контингент зрителей, для части которого наш театр - единственно доступный очаг культуры в городе. Это обстоятельство накладывало большую ответственность, влияло на содержание репертуара.
- Опять позже всех уходите, - привычно ворчала дежурная, колдуя над запертыми на ночь дверьми. Действительно, в репетиционном зале татаро-башкирского коллектива свет никогда не гас раньше десяти. Сначала репетировались эпизоды из спектаклей, готовившихся к постановке, потом наступала очередь вокалистов. Но бывало, что концертмейстер театра Рафаэль Бакиров вместе с певцами переходил в освободившийся соседний зал и репетиции проводили параллельно. Пятнадцать-двадцать часов репетиционного времени в неделю - вот цена успеха. Двадцать спектаклей и до пятидесяти концертов в год давали самодеятельные артисты. Прошли путь от драмкружка, ставившего одноактные пьесы, до известного любительского театрального коллектива.
Не просто завоевать авторитет и доверие публики. Вот рассказ бывшей участницы народного театра, а ныне директора Дома башкирского искусства Рашиды Хакимовой:
- После отъезда в Казань Гамиля Афзалова (основатель драмкружка, бывший рабочий ММК) кружок наш начал разваливаться. Так и развалился бы, если б не забота руководства города. Принял наш кружок Рафаэль Рахматуллин. Профессионал - работал актером в Сибайском государственном драматическом, молод, энергичен, образован.
Понятно, что от нового худрука ждали быстрых результатов. И он оправдал доверие - самодеятельные актеры уже в ближайший выходной вышли на сцену, вынесли свою работу на суд публики. Коллектив, не пожалев ни времени, ни сил, в считанные дни поставил одноактную комедию Галиаскара Камала "Первый театр".
Кружок помещался в жалком бараке на окраине города, вокруг - общежития строителей. Театралы, конечно, туда не ходили. Вышли наши ребята на сцену, в зале шум неимоверный. Многие парни, видно, приехавшие в Магнитогорск по оргнабору из деревень, уже опрокинули по стаканчику. То и дело слышались реплики из зала, которые бы лучше не слышать! Но вскоре зал стал прислушиваться. Благополучно закончили спектакль, опустили занавес. Аплодисменты, топот, крики. Вышел тут Рафаэль Гиниятович, говорит:
- Мы очень рады, что постановка всем так понравилась. О чем речь шла?
- О театре.
- Так вот, театр - храм искусства. Видно, ничего вы не поняли в пьесе, раз так шумите.
И начал говорить о пьесе, о Галиаскаре Камале, о том, как мы работали над комедией. В общем, Рахматуллин открыл настоящую зрительскую конференцию. Потом была и вторая, и третья... Так после каждого спектакля. Между прочим, многие из тех парней стали преданными друзьями театра. Так что уроки Рафаэля Гиниятовича не прошли даром.
В полной мере возможности самодеятельности раскрылись с переходом под крышу Дворца культуры металлургов. Участниками театра стали работники комбината, учащиеся ГПТУ ММК - всего 50 человек. Они были разделены на основную и подготовительную группы. В концертной бригаде велись занятия по вокалу, хореографии, технике речи и музыке. В 1971 году театру было присвоено звание народного. В его активе около ста спектаклей и 220 концертных программ, 2,32 млн. зрителей из Магнитогорска, Челябинска и области, Башкортостана, Татарстана, Оренбуржья.
Многие из выпускников театра ушли на профессиональную сцену: Раис Галлямов - народный артист РФ, Габдулла Рахимкулов - народный артист РТ, Раиса Яппарова - солистка ансамбля песни и танца Татарстана, лауреат международных конкурсов. Рашида Хакимова, Мавлит Мурзагалин, Асия Гайсина - заслуженные работники культуры РБ. В нынешнем году музыкальному руководителю театра, композитору, профессору Магнитогорской консерватории Рафаилу Бакирову было присвоено звание заслуженного деятеля искусств России.
…Новичок, скромно просидевший три репетиционных часа на ближайшем от двери стуле и как будто никем не замеченный, вдруг опешив, оглядывался на обращение. К нему приближался высокий, стройный черноволосый человек с внимательными глазами и говорил:
- Тебе понравилось у нас? Тогда приходи завтра. Присмотрись, что бы ты хотел делать: петь, плясать или играть на сцене?
"Я знал, что некоторые ребята, особенно недавно приехавшие из села, приходили к нам просто так, чтобы развеять вдруг нахлынувшую тоску по родным местам, - вспоминает Рахматуллин. - Подходя формально, можно было бы, испытав их творческие возможности и не обнаружив таковых, распрощаться с ними раз и навсегда. Но мы старались понять их. Не помню случая, чтобы кто-то, побывав у нас, уходил домой подавленным. Мы смело поручали молодому человеку роль или песенный репертуар, внимательно следили за его становлением. Зачастую он находил себе место в нашем коллективе. Ведущими исполнителями были Венера Хайруллина, Суфия Бакирова, Фаиль Гарифуллин. Не забываем мы и ветеранов театра Фатиху Хасанову, Нису Асадулину, Адипа Сюндюкова, Зарифа Вафина."
Народный театр, возглавлявшийся заслуженным работником культуры РФ Рафаэлем Рахматуллиным, а после его ухода на пенсию - Рашидой Хакимовой, был активным участником праздничных мероприятий, проводившихся на комбинате, в городе и области. Коллектив 26 раз отмечали дипломами на смотрах самодеятельности и художественного творчества всех уровней.