ИХ ПУТЬ на вершину КВН был долгим и трудным – не каждый выдержит. Но они занимались любимым делом, поэтому терпели. Еще студентами увлеклись, нет, не увлеклись – заболели КВН. Ректор МаГУ Валентин Романов – а все они именно из этих стен – ребят поддержал: дал репетиционный приют, сцену и творческую свободу, а по окончании института – и работу. Так началось это великое шествие магнитогорского юмора.
Правда, начиналось это величие более чем скромно: дешевые костюмы «черный низ – белый верх», бутерброды и пропахший бензином «уазик», на котором ездили на первые соревнования, на двигателе которого разогревали тушенку, а на заправках репетировали. Но трудности окупились с лихвой: сначала их носил на руках пединститут. Потом обожал весь город, а потом узнала вся страна: пройдя две периферийные лиги, они пробились в кавээновскую «вышку» и, «порвав» соперников, стали чемпионами – в 2002 году.
Особо сильная сторона – разминка: самый сложный конкурс в КВН, где команда показывает не актерский талант, а именно веселость и находчивость. За всю карьеру «УЕздный город» проиграл ее лишь однажды. Особая фишка: при всем обилии титулов «УЕ» не выиграл ни одного полуфинала – ни в периферийных лигах, ни в высшей. И особая гордость – «УЕ» жив до сих пор. После триумфа и традиционного гастрольного тура по стране им сказали, потрепав по плечу: «Ну что – готовьтесь: вам осталось полгода, не больше». Спрашиваю капитана «УЕ» Сергея Писаренко: «Страшно было?» «Да ты что! – нервно усмехается. – Не то слово!» И все же надеялись: а вдруг чудо случится?
И оно случилось, свершили его сами «УЕздники», своим талантом оставившие за собой гордое право называться любимцами публики. Настолько, что Стасян – это, если помните, пятый в «УЕздной» линейке, когда-то ушедший из команды в челябинскую «Луну», откуда, собственно, и пришел в «УЕ», попросился обратно в команду. Ребята не любят хвастать этим фактом, но это так. «Никаких обид или злости, честное слово, – говорит Писаренко. – Просто у нас действительно нет места для него: номера все новые, написаны для четверых».
Дружба команды – тоже особая тема. Не для ушей их жен и детишек, конечно, но – друг с другом им комфортнее всего. «А знаешь, уже какой-то ритм выработался: поезд–гостиница–концерт–гостиница–поезд. Внешняя закольцованная кутерьма, внутри которой полный покой и сосредоточенность», – философствует Писаренко.
Но самое главное – это они сами: каждый из них и все вместе. Они остались такими же простыми пацанами, какими были раньше, и сегодня из своих иномарок выходят с теми же радушными улыбками, которые играли на их губах в «трамвайную» бытность. И, между прочим, ни разу не отказали своим поклонникам ни в автографе, ни в совместном фото. «Нет, что ты: мы лучше концерт подсократим, если на поезд опаздываем, но фанаты – это святое», – улыбается Сергей Писаренко.
Повод для встречи с кавээнщиками искать не пришлось – новый год для них начался очень активно: сейчас они со своим «молодняком» на фестивале в Сочи, оттуда сразу же летят в Москву, потом – в Киев. А в феврале у них длительные гастроли на Дальнем Востоке. И у «молодняка» планов громадье.
«Молодняк» – это воспитанники «УЕздного города», сборная Магнитогорска. Они еще студенты, но за спиной уже два финала – в уральской и центральной поволжской лигах. Теперь – третья поездка в Сочи, где предстоит борьба за выход в первую лигу – в Санкт-Петербурге. Оттуда – прямая дорога в «премьерку», а если повезет – и сразу в «вышку». Когда мы с Серегой Писаренко заходили в зал, они проводили генеральную репетицию – завтра рано утром в дорогу. Странно, но замечания капитан «УЕ» делал в форме не приказов, а пожеланий: «Я бы сделал так, но вы смотрите сами».
– Сереж, разве авторитарность тренера – не залог успеха?
– Не в нашем случае. Коллективы – и «УЕ», и сборная – равноценные партнеры. И мы, и они – авторы своих шуток. Это немаловажно для КВН. Все считают, что «молодняк» исполняет наши шутки. Да, это так. Но и мы исполняем то, что написали наши пацаны.
– Творческий бартер?
– В Казани тоже один мальчик так сказал. Но это не бартер, а единый коллектив – одна система под названием «лаборатория «УЕздный город». Мальчишки в последней своей игре показывали номер, который мы написали в 2002 году: «Вчера на концерте Верка Сердючка надела настолько короткую юбку, что из-под нее был виден Андрей Данилко». А на 45-летии КВН, где участвовал «УЕ», Женька Никишин меня подколол: «Вот вы, Сергей, так хорошо поете: а почему на Евровидение не едете?» – «А чего это я?» – «А там такие же уроды первое место заняли». И в ответ я ему говорю: «Евгений, а что вы едите?» – «А зачем это вам?» – «Да вот, хочу себе свинью завести, так не знаю, чем ее кормить». Эти шутки принадлежат «молодняку». Не главное, кто кого переплюнет в авторстве или актерском таланте. Тем более, сейчас «УЕ» будет переходит на профессиональный уровень.
– Не совсем поняла: что это значит?
– Недавно мы заключили годовой контракт с телеканалом «Рен-ТВ».
27 января на нем стартует новый юмористический проект с участием «УЕздного города». Там также будут представители РУДН, Колян из «Пармы», двое парней из «Луны»… Это будет стиль «стендап»: формат «Камеди-клаб», но программа более народная, что ли… К примеру, мы не будем откровенно стебаться над залом. Скажем так: проект менее гламурный, а потому более понятный для большей части россиян. Ведущими будут Саша Пряников и Отар Кушанашвили. Пилотный выпуск снят, канал его купил, с нами заключен контракт.
– Значит, в Москве теперь будете обитать?
– Ни в коем случае – в Москве пишется плохо. А здесь… Здесь нам комфортно.
– А там – престижно.
– Да брось! Посмотри: все нормальные авторы-юмористы, даже живущие в Москве, едут «заряжаться» творчеством на родину. Так зачем вообще уезжать?
– Почему «Рен-ТВ»? Его рейтинг не так уж высок…
– Объясню. Во-первых, Первый канал уже заключил контракт с «Камеди» на ежемесячную программу. Во-вторых, «Рен-ТВ» по своим цензурным соображениям более допустим для юмора, чем тот же КВН. К тому же, ты не права: в Москве рейтинг канала гораздо выше, чем того же ТНТ.
– Так, с одной проблемой решили – вы остаетесь магнитогорцами. Теперь второй животрепещущий вопрос: когда родным пенатам концерт дадите? Соскучились уже!
– Это хорошо. А вот если бы часто выступали, вы бы пресытились. Мы должны были провести в Магнитке очередной «Железный кубок» с традиционным привозом команды высшей лиги КВН. Из-за ремонта зала ДКМ имени С. Оржоникидзе мероприятие сместили. Сейчас оно будет приурочено к юбилею комбината – одним словом, скоро вы нас увидите, обещаю. Да и «молодняк» будет радовать своими выступлениями, и вам тоже должно понравиться: ребята – финалисты уральской и центральной поволжской лиг, причем только в финале они стали вторыми, а в остальных играх одерживали уверенную победу. Другое дело, что сами они намного спокойнее чувствуют себя на сцене чужих городов, чем на родине.
– Ну, думаю, этому как раз есть объяснение: их здесь сравнивают с вами, и ребятам боязно уступить мэтрам.
– Да, права. Но зачем сравнивать? Уж если мы не отделяем их от себя, значит, они наши и есть. Когда мы стали чемпионами, Челябинск решил «двигать» «Луну». На это выделялись солидные средства, а к нам обратились с предложением объявить их своими преемниками: прямо с ними выйти на сцену и сказать что-то вроде: «Мы уходим, но они остаются за нас». Мы отказались – решили строить в Магнитогорске свою школу юмора.
– В свое время «УЕздный город» влюбил в себя зрителей своей простотой, не считая профессионализма в юморе, если можно так выразиться. Понятно, что молодым теперь нужно вести эту линию дальше – поддерживать традицию. Но ведь должна быть изюминка?
– У них в команде тоже есть яркие образы – типажи. Саша Васильев – канвист, он может выступать в роли ведущего, неплохо играет женские образы. Саня Мелкий – это такой истерик, зачинщик. А Костя Бульдозер – толстый урод, который ведет себя соответственно: может ляпнуть что-то нелицеприятное…
– Отлично! А Костя сам был рад такому образу?
– Костя очень легко вписался в этот образ и относится к нему с юмором. Нам, представь себе, гораздо труднее было Женьку Никишина убедить в том, что он будет толстеньким Ботаником. Он долго, бедный, к своей кличке привыкал. Другое дело – почему-то АМиК сегодня против команд «в разных костюмах». Говорят, нам одного «УЕ» хватило. А изюминка – это их соответствие новому КВН, который стал более калейдоскопичным, что ли… Если мы играли целые сцены, то теперь – миниатюры.
– Ходят слухи, что молодую команду Магнитогорска не пустят на вершину: мол, есть чемпион у города – и хватит.
– Не совсем соглашусь. С другой стороны, при богатстве последователей у команд только БГУ дважды становился чемпионом: сначала – старший состав, потом – молодой. Больше прецедентов нет. И потом, это была команда республиканская, и финансы, соответственно, вкладывали на уровне республики. Мы себе такого позволить, конечно же, не можем – мы сами своих «тянем», «еду», как волки, на гастролях добываем для себя и для них. А насчет КВН – при всем моем трепетном отношении к Александру Васильевичу Маслякову – могу сказать, что он работает по принципу «короткой жизни»: пришла команда – победила – провела гастрольный тур – и должна уйти. И, в лучшем случае, раз в год собираться на собственных поминках где-нибудь на юбилее. Знаешь, принцип Тараса Бульбы: я тебя породил – я тебя и убью. Нет сегодня команды Пятигорска, «Утомленных солнцем»… А по нашему поводу, я знаю, он как-то нервничает.
– Ну, он нервничал еще тогда, когда ты, без его на то позволения, снялся в сериале «Туристы» на том же Рен-ТВ… Я была уверена, что вам теперь на КВН путь заказан, и тут вдруг – ошеломительный успех на 45-летии этой игры! Как он вас туда пустил?
– Там не только в сериале дело: мы как-то не очень «удобно» пошутили – и он обиделся. А вернулись мы после игры в Киеве – она была приурочена к полуфиналу высшей украинской лиги КВН, вел ее сам Гуру – Масляков, нам, хулиганам, организаторы предложили показать себя ему во всей красе. И мы показали, что такое настоящий КВН, когда зал в две с половиной тысячи человек буквально взорвался. Сегодня у КВН большая проблема – нехватка ярких команд. Поэтому новичкам, проявившим себя в первой лиге, можно, минуя «премьерку», сразу прорваться в «вышку», и на это я очень рассчитываю для своих ребят – но для этого нужно попасть в Первую лигу, и это решит фестиваль в Сочи. А вообще, я хочу создать из коллектива профессиональную креативную команду, для которой КВН будет лишь этапом развития для шоу-бизнеса. Потому что КВН назвать шоу-бизнесом нельзя: здесь – молодежное движение, а там уже профессия.
– Неужели вы тоже уйдете из КВН?
– Сегодня состав «УЕ» числится среди хороших ведущих, шоуменов, актеров… После съемок в Москве мы едем в Киев, где с «Интерканалом» в течение года также будем делать юмористическую программу. Потом – кавээновские гастроли по Дальнему Востоку. У нас есть предложения от столичных радиостанций – от оформления эфира до его ведения. И нас спросили: может, пора реально перейти из КВН в шоу-бизнес? Да, если честно, мы думаем об этом. Довод номер два – гонорары на более высоком уровне. А довод номер один – это творческий продукт, который смотрибелен не только на фоне конкуренции с другими командами. В чем стимул КВН: зал болеет, кричит, и это подстегивает. А в «стендапе» зритель сидит расслабленный: «Ну-ну, давай, рассмеши меня». И как только мы научимся делать продукт, который будет тормошить зрителя постоянно, мы сможем работать профессионально на любом уровне. И «молодняк» тоже когда-нибудь примет в этом, я надеюсь, активное участие.