«День палтуса» – четвертый спектакль, который мы лицезрели в рамках совместного проекта московского театрального агентства «Арт-партнер XXI» и магнитогорской компании «Театральный роман».
Оглушительная комедия положений, «замешанная» на хитрости одной милой барышни по имени Хэриетт (Юлия Меньшова). Она живет в стране своей мечты – Австралии. Живет на полном обеспечении двух богатых, но женатых мужчин. Естественно, друг о друге они не знают. Хэриетт тщательно соблюдает конспирацию, чтобы – не дай бог! – не поменять устраивающее ее положение вещей – даже ведет дневник, в котором аккуратно помечает свидания с обоими любовниками невинными записями: «Палтус – в два часа, яйца – после шести часов». Почему так? Просто палтуса ей приносит один любовник (Николай Чиндяйкин), а яйца – другой (Игнат Акрачков). На том самом палтусе один из ухажеров однажды спотыкается и, хромой, прибегает к Хэриетт – отлежаться. И все бы ничего, да только в этот же вечер к ней приходит ее бойкая подружка (Елена Проклова), убежавшая от своего супруга, а потом появляется и второй любовник. Но и это не все – к финалу «подтягиваются» жены обоих хахалей! Ну чем не «Санта-Барбара»?
Анекдотичные ситуации, в которых оказываются героини, недюжинная работа мозгов обеих «дурочек» и реакция обоих мужчин, которым вроде бы и не нравится все, что происходит (то один, то второй кричат Хэриетт: «В конце концов, я оплачиваю тебе эту квартиру!»), но и окончательно ссориться с милой подружкой желания нет. Наверное, главная героиня – Хэриетт, но то ли сюжет строится таким чудным образом, то ли игра каждого актера настолько ярка, что четкого деления в основной «пятерке» нет – все главные. С балкона, откуда лучше фотографировать, долго не могла признать Юлию Меньшову – нет, внешность-то ее, но вот голос! Изменен до неузнаваемости, но он «вписался» в образ очень органично. А Елена Проклова! В свои… не будем уточнять, сколько лет, она потрясающе выглядит! И радикально – я бы даже сказала, опасно: короткая сорочка, в которой она бегает по сцене во втором акте, нисколько не смущает, а напротив, восхищает – как, собственно, игра. Впрочем, зрелищное искусство надо именно лицезреть, а не читать оценки.
Агентство «Арт-партнер XXI» во главе с продюсером Леонидом Роберманом среди столичных театральных специалистов считается очень уважаемым учреждением, которое сумело собрать вокруг себя практически весь бомонд российского театрального искусства. Сергей Безруков, Елена Яковлева, Елена Проклова, Валентин Гафт, Мария Аронова, Михаил Полицеймако – список актеров, при жизни заслуживших чуть ли не почитание, можно продолжить. Из режиссеров вообще достаточно одного примера: Роман Виктюк. Все они и многие другие с удовольствием сотрудничают с Роберманом. А потому повторный приезд в Магнитогорск молодого актера Игната Акрачкова (он был у нас с «Приворотным зельем» месяц назад) заставил внимательнее присмотреться к «звезде сериала «Солдаты», как его везде представляют. Значит, не только сериальный актер, раз работает с Роберманом повторно. Выпускник Щукинского театрального училища, снялся в 26 фильмах. В антракте временихватило только на мини-интервью.
– Игнат, сегодня оценила вас как яркого театрального актера. Но вы несете «крест сериальной славы», которая быстро осточертевает многим молодым актерам, выбивающимся «в люди».
– Не могу так сказать – слава не может осточертеть. Ведь это как раз то, за чем идут в артисты, по большому счету.
– Я уточнила: не слава, а именно «сериальная слава».
– Да в любом случае – какой бы ты ни выпускал продукт и какой бы шлейф за твоей ролью ни тянулся. Это часть профессии, и надо благодарить судьбу за ту роль, которую тебе дает режиссер. Да, бывают моменты, когда люди проявляют чрезмерный восторг по поводу твоего появления, бывает, что он не совсем… что ли… вовремя для тебя, когда хочется побыть одному. Но в этом виноваты не роль и не артист – просто это часть профессии.
– Обычно актерская братия списывает все неудобства, связанные с общением с публикой, на ее низкий культурный уровень.
– Ну что вы! К этому нужно философски относиться: если тебе так рады, значит, для них это что-то значит. Я другой: могу сказать, что, если бы я даже увидел таких всемирно известных людей, как Ричард Гир, Мадонна, я бы никогда не подошел к ним за автографом – мне это просто не нужно. Видеть этих людей в работе – это уже настоящее удовольствие.
– «Видеть человека в работе – это уже удовольствие» – хорошая фраза. От работы с какими людьми вы получаете удовольствие?
– Моей любимейшей партнершей является, конечно же, Маша Аронова, с которой мы играем вместе в спектакле «Приворотное зелье» и снимались в сериале «Солдаты». Очень надеюсь, что наш творческий тандем продолжится. Скоро у нас с ней начинается совместный проект – пока не буду говорить, чтобы не сглазить, скажу только, что мы в нем исполняем главные роли: посмотрим, что из этого получится. Надеюсь, это будет забавным и очень интересным. Обожаю работать с Юлечкой Меньшовой – это и замечательный талантливый человек, и потрясающая актриса, и абсолютно комфортный партнер – на сцене, в кино, в общении… Я люблю многих артистов, с которыми работал. – Наверное, потому, что они по ходу совместного творчества становятся не то что бы друзьями, но близкими людьми. И это необходимо для артиста – для меня, во всяком случае. Потому что если нет приязни друг к другу, то ничего не получится – ни спектакля, ни фильма. Я всегда стараюсь устанавливать доверительные отношения на площадке.
– То есть для вас хороший человек – это профессия?
– Да, я считаю, это совместимые вещи. И еще человек должен быть интеллектуально развитым.
– Понятие «амплуа» у современных актеров не в моде – сейчас надо уметь играть все.
– Это правда – надо уметь петь, танцевать, даже немного рисовать и вообще иметь какие-то представления о дизайне и оформлении сцены и костюмов, чтобы в целом понимать, что такое изобразительное искусство – во всяком случае, в области театра и кино, потому что здесь все взаимосвязано. И от того, насколько ты находишься внутри материала, зависит твое понятие режиссерской задачи. А это и есть успех твоей работы.
– Я имела в виду амплуа в более узком – театральном понимании этого слова: комедийный персонаж, герой...
– У меня так получилось, что во всех картинах, в которых я снимался, ни одна роль не повторила другую – мне все время удавалось, что называется, менять костюмы: я играл и положительных персонажей, и отрицательных, и идиотов, и ученых… Но это очень индивидуально – для меня, например, нет проблемы сыграть убийцу или жертву – это просто внутреннее «подключение».
– А Андрей Мерзликин сказал, что никогда не будет играть поступки, противоречащие его собственным нравственным убеждениям – грубо говоря, его герой никогда не ударит кулаком в живот беременную женщину.
– Нет, этические вещи и для меня важны. А про «ударить беременную женщину» вы прямо в точку попали. Совсем недавно мне предлагали сыграть бандита, который по сюжету как раз должен ударить свою беременную жену ногой в живот. Я отказался, потому что не вижу, как я могу это сделать. Даже не то что я – как персонаж, да и вообще просто мужчина не может сотворить подобное по отношению к женщине, вынашивающей будущую жизнь. Я не буду это играть – не хочу, мне это неприятно. А бить человека в кадре просто так, а тем более за что-то – это пожалуйста.
– Могу вам сказать, что вы действительно живете по принципу: хороший человек – это профессия. Спасибо вам большое.
В следующем спектакле, который «Арт-партнер XXI» и «Театральный роман» привезут в Магнитогорск 20 мая, мы увидим уже знакомых актеров. В комедии «Бестолочь» играют Юлия Меньшова, Андрей Ильин, Михаил Полицеймако, Зоя Буряк и другие. Билеты продаются в кассах ДКМ им. С. Орджоникидзе.