Ирина Петрова использует технику времён СССР. Признаётся, что один из её объективов стоит всего пятьсот рублей. На нём чётко видна дата изготовления - 1985 год. Для того чтобы победить владельцев современного оборудования с микроскопами, она делает снимки частей объекта, а потом соединяет их в специальной программе.
Удивительные насекомые
Фотограф оказалась худенькой, скромной девушкой лет двадцати. Выяснилось, что возраст иной, но Ирина просила его не называть. Она с детства любит рисовать, но родителям это казалось не очень подходящим для будущей профессии. Так что по их просьбе закончила МГТУ и получила диплом программиста. Потом сама выучилась графическому дизайну. Говорит, что в нынешнем мире многие знания и навыки можно получить через Интернет. У талантливой гостьи редакции нет возможности надолго отлучаться из дома. Там старенькая, больная мама и отец, который уже восемь лет не встаёт с кровати, - за ними нужен постоянный уход. Поэтому Ирина Петрова и переключилась на работу через Всемирную паутину. Ищет на международных базах заказы по графике и дизайну. Проиллюстрировала многие книги. Почти все они издавались лишь онлайн, но есть у неё и бумажные экземпляры. Например, "Самые редкие, красивые и удивительные насекомые мира". Некоторые фотографии покупают солидные издания. Она уже побеждала в конкурсах России и за рубежом, но искупаться в лучах славы не пришлось, Ирина никуда не выезжает. Рада, что существует довольно много конкурсов с денежными призами, и организаторы могут просто перевести их победителю на карту. В Магнитогорске художницу и фотографа не знают, она мало куда ходит. Разве что иногда в кино и ещё выбирается с друзьями за город. Кстати, на природу вместо котелка и спичек берёт фотоаппарат. Повредить технику не боится, с ней такого не бывает. Ирина относится ко всему очень бережно, чрезвычайно аккуратна и за всю свою жизнь ни разу не потеряла ни одной крышки от объектива.
Она любит насекомых. Маленькой спасала их из воды. Когда видит огромного паука, не кричит от ужаса, а старается подойти поближе, рассмотреть и, конечно, сфотографировать. Вот и на конкурс "Снимай науку" отправила муху, осу и паука. Состязание проходило со 2 апреля по 31 мая в пяти номинациях: "Люди в науке", "Микроизображения", "Нефото", "Серии" и "Наука вокруг нас". Более 400 авторов прислали свыше двух тысяч фотографий. Экспертная комиссия выбрала 16 лучших работ. Ирина Петрова победила в номинации "Серия изображений". Между прочим, в прошлом году она тоже заняла первое место в конкурсе телеканала "Наука".
- Удалось добиться успеха с фотографией мухи, что стало большой неожиданностью, - говорит Ирина. - Соперники были оснащены микроскопами и побеждали в конкурсе несколько лет подряд. Казалось, у меня не было ни единого шанса, тем более та фотография была самым первым моим опытом в создании микроизображений, но судьба распорядилась иначе.
В том же году микрофотография осы заняла второе место в общеевропейском фотоконкурсе сообществ SONY. А в мае 2019-го пять фотографий Ирины Петровой выставлялись в культурном центре Пущино "Вертикаль" - после победы в номинации "Микрокосм" на конкурсе "Стихии науки-2019". Особую отметку жюри получило фото комара-звонца. Кстати, эта работа Ирины попала и в экспозицию Государственного Дарвиновского музея в Москве.
После победы в конкурсе "Снимай науку!" работы Ирины будут представлены на выставке в московском парке искусств "Музеон". Также их покажут в семи других городах России. И это достижение тоже могло бы остаться в тени, но организаторы конкурса обратились в "ММ" с просьбой рассказать о талантливом фотографе.
- Почему раньше не говорили о себе? - интересуюсь.
- Считала, что не заслуживаю этого, - отвечает. - Первый раз в жизни даю интервью, чувствую себя не очень удобно.
Глаза дьявола
Ирина вспомнила детское увлечение благодаря издательству Де Агостини. Оно периодически выпускает журналы с вложением - партворки. Из деталей можно собирать машины, солдат, а в 2010 году вышло приложение с насекомыми.
- Начала делать снимки, потом завела блог, - говорит Ирина. - Правда, иллюстрации были плохими. Муж моей сестры - фотограф-пейзажист Евгений Прокофьев. Он и посоветовал купить нормальную камеру. Взяла беззеркальную цифровую Sony Alpha NEX-6. Объективы использую советские, "Юпитер 37А" 1982 и 1985 года, со знаком качества, в оригинальной упаковке. Причём для микрофотографий использую тот, что старее - в связке с объективом "Зенитар-М" - тоже из начала восьмидесятых. Ещё использую "Индустар 50-2", который стоит всего 499 рублей. А вспышки выбрала китайские, фирмы Godox.
Фотохудожница считает оборудование лишь рабочим инструментом, поэтому и не гонится за новинками, не обращает внимания на бренды. Говорит, что неважно, по какой цене был куплен молоток, главное - рука, которая его держит, можно обойтись без дорогостоящей техники, достигая похожих результатов и даже лучше. Впрочем, она призналась, что стиль работы и материалы изначально определил всё-таки финансовый вопрос.
- Глубина резкости при микросъёмке всегда будет ничтожно малой вне зависимости от камеры, поэтому фотографы вынуждены проводить часы, делая сотни снимков без гарантии конечного результата, - отмечает Ирина. - В этом ничем не отличаюсь от других. Потом соединяю кадры при помощи программы "Хеликон Фокус" и довожу до совершенства в "Фотошопе". Меня нередко спрашивают, как начать делать подобные снимки, что для этого надо. Прежде всего, конечно, любовь к объектам съёмки и преданность своему делу. Если этот замечательный микромир человека никогда не привлекал, то сидеть часами, замерев в одной позе, и наводиться, как снайпер, будет очень тяжело и непродуктивно.
Первые работы Ирины оказались востребованы, как ни странно, в Мельбурне. В Австралии у неё есть друг, который владеет галереей, где и организовал выставку. Бывает, что фотографии покупают крупные издательства. Например, Wall Street Journal использовал на выборах президента Трампа композицию Ирины "Глаза дьявола".
- Роль злобного существа сыграл мой кот, - улыбается автор фото. - Он бывает таким воинственным. Кстати, в отличие от меня, частенько убивает мух. Я стараюсь насекомых не трогать, хотя для съёмок удобнее использовать именно мёртвых. Природа делает всё за меня. Не нужно дополнительного насилия, тем более ради такой мелочи, как фотокадр. Призываю бережно относиться ко всем живым существам.
Римская выставка
Для журнала "Гастрономъ" Ирина соорудила гору из хлеба и сыра, а сверху поставила игрушечного велосипедиста. Это было отображением концепции здорового питания. Ещё одно направление, которым она увлечена, - создание сцен из фантастических фильмов. Кстати, и книги предпочитает того же жанра. Реквизит делает из подручных материалов. Есть работы из серии не менее любимых концептуальных фото. Некоторые из них посвящены игре. Ирина выбрала эту тему, потому что считает её очень неоднозначной. Ведь победители часто меняются местами с проигравшими.
Для презентации идеи фотограф использовала шахматы и вишнёвый сироп. Первое изображение назвала "Победитель получает всё" - это означает, что кроме славы, почёта и прочих положительных атрибутов необходимо принять ответственность за выбор и возможные негативные события. Второе - "Две стороны одной монеты", а третье - "Тонкая красная линия". Они показывают, насколько легко победитель может стать проигравшим и насколько нестабильна выигрышная позиция.
Эти фотографии взяли на выставку в Рим, в галерею LoosenArt. Экспозиция откроется в сентябре. Кстати, Ирине неоднократно предлагали хорошо оплачиваемую, интересную работу в разных частях мира.
- Пришлось отказаться, - просто, без вздохов, говорит она. - Не могу переехать. Буду дальше развиваться по мере возможностей, участвовать в фотоконкурсах, пробовать другие виды деятельности. Почему-то у меня почти нет портретов. Обратила внимание, что у вас в редакции на стенах замечательные фотографии с рабочими. Подумываю об этом направлении.
В заключение добавлю, что телеканал "Наука", благодаря которому мы и узнали об Ирине, проводит конкурс регулярно. Фотографы могут попробовать в нём свои силы в следующем году, а приём видеоработ начался на сайте naukatv.ru только что, 1 августа.