Мы встретились в одном из больших торговых центров, чтобы, попив кофе, поговорить. Мысленно дала себе задание - узнать своего героя, победителя конкурса "Учитель года-2017" в номинации "Учитель школы", молодого преподавателя географии, любящего и учеников, и свой предмет, к слову, не являющийся основным в современной школе.
Гамат Гасанов пришёл на встречу в белой рубашке и чёрных брюках, прямиком из школы, и дал понять, что настроен на серьёзный разговор: о родителях и о Родине, об учениках и профессии, выбранной однажды и навсегда.
Гамат Рамиз оглы Гасанов - учитель географии средней общеобразовательной школы № 10 имени В. П. Поляничко, классный руководитель в двух классах. Муж, отец шестилетней Валерии, сын, брат. Наше общение с Гаматом Рамизовичем - так называют его ученики - длилось два часа, разговор получился честным и открытым…
Вызов
Родился я в Азербайджане, в селе Джафарлы. Отец - Рамиз Гульмамед оглы - жив. Мамы - Рены Савалан кызы - нет вот уже одиннадцать лет, она умерла от тяжёлой болезни, когда мне было пятнадцать. Отец и два старших брата старались всячески меня поддержать, чтобы легче было перенести потерю самого близкого человека.
Отец долгие годы работал водителем-дальнобойщиком, объездил много городов, часто бывал и на Южном Урале, в Магнитогорске. Благодаря ему я стал учителем и переехал в этот город. Это был своего рода вызов для меня - учиться хорошо, понимая, что ты не местный, освоить языковую среду, а ещё для меня всегда было важно - достойно представлять свой родной Азербайджан, где бы ты ни находился, чем бы ни занимался.
Учителя
Человек учится всю свою жизнь, с первых дней и до последнего вздоха. Сначала у родителей - да чего там сначала, мы учимся у них всю жизнь. Затем в жизни появляются школьные учителя.
В первый класс я пошёл в 49-ю школу. А перед этим отец отправил меня на три недели к своим друзьям, чтобы ускорить освоение русского языка. Мой первый учитель Мария Анатольевна Желнова помогла почувствовать себя равным среди равных. Первой оценкой была тройка, в тот момент я захотел, чтобы она была первая и последняя. Тройки, конечно, случались в школьной жизни, но в 2008 году многопрофильный лицей № 1 окончил с медалью. В МГТУ получил диплом с отличием, прошёл программу профессиональной переподготовки.
Мне повезло с учителями, думаю, во многом они и предопределили мой выбор будущей профессии. Как сказал философ Боэций: "Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет". Среди педагогов, которым бесконечно благодарен, - учителя истории, географии. На уроках люблю приводить в пример детям своих преподавателей и даже цитировать их изречения, не говоря уже об использовании методов и приёмов работы.
Универсальная наука
Дети часто спрашивают: "Почему вы в школе работаете?" Предмет не основной, но меня это ничуть не смущает. Ещё в XVIII веке Денис Фонвизин в комедии "Недоросль" затронул вопрос, который актуален и поныне: "Зачем нужна география? Ведь извозчик и так довезет!"
Довезет ли извозчик? Обойдёмся ли без знания географии мы, люди века информационных технологий, когда можно свободно преодолеть тысячи километров за считанные часы?
География - это комплексная наука, позволяющая человеку узнать многое о своей стране и мире, разнообразии природы различных уголков планеты, закономерностях экономического развития, проблемах экологии, демографии, особенностях современной геополитики. Любовь к малой и большой Родине, уважение к культуре разных народов, бережное отношение к планете, ощущение себя частью этого большого мира - вот что дает география человеку. Не зря значимость этой науки подчеркивается и на государственном уровне.
Нести свет
На третьем курсе Магнитогорского государственного университета, когда учился по специальности "Социально-культурный сервис и туризм", понял: хочу быть учителем. Увидеть практическую пользу от того, что делаешь, а ещё, простите за высокопарный стиль, формировать будущее страны - учить детей! Университет окончил с отличием и выбрал для работы школу № 10, на мой взгляд, одну из лучших в городе. В школе преподаю четвертый год и всё сильнее убеждаюсь, что больше получаю, нежели отдаю.
Человек учится не только у родителей и учителей, но и у всего мира. Ещё больше должен учиться тот, кто учит других, ведь именно от педагога зависит, каким будет наше завтра. Педагог должен идти в ногу со временем и понимать своих учеников, которые никогда не сидят на месте, знать о веяниях и ценностях, которые движут современными мальчишками и девчонками.
Живая профессия
Стоит добавить, что учитель должен научиться уважать своих учеников, принимать их всерьёз, вести их за собой как лидер - равных, а не как управляющий - подчиненных. Американский публицист Роберт Ингерсолл как-то сказал: "Школа - это место, где шлифуют булыжники и портят алмазы". Алмазы действительно встречаются в каждом классе: есть ученики, направлять которых для меня большая честь.
Мы чаще учим детей для сдачи экзамена, а не для жизни. Разумеется, государственная итоговая аттестация - это важно, но школа должна давать знания и умения, которые человеку пригодятся в дальнейшей жизни. Нередко ребята, которых учу, с детской непосредственностью спрашивают: "Откуда вы всё знаете?!" Говорю им в ответ: "Всего знать невозможно, но к этому нужно стремиться".
Наверное, не существует идеального педагога, потому что это живая и постоянно развивающаяся профессия. Учитель должен совершенствоваться как профессионал, гореть, быть увлечённым. В нашем деле иначе нельзя.
Беседовала Вера Захарова.